logo
ost

Мозаики Монреаля.

Внутри храма подобный эффект дематериализации достигается за счет мозаик. Как и в Палатинской капелле в Палермо, византийские мозаики поглощают стрельчатые арки и античные коринфские капители, поддерживающие стены здания. Надписи на разных языках, сопровождающие мозаики, помогают дешифровать предполагаемый эффект, который они должны были оказывать на зрителей.

Среди сюжетных сцен на стенах центрального нефа встречаются надписи на латыни, которую лучше знали миряне и нормандская придворная знать, тогда как внутри апсиды, выложенной великолепным мозаичным изображением Христа, все надписи, за исключением текста, который держит в руке Христос, сделаны на греческом. Латинские слова и сопровождающие их мозаичные сцены вдоль стен центрального нефа ведут верующих к средокрестию, где повествование и действие останавливает греческий текст и доминирующий в апсиде гигантский, потусторонний образ Христа.

Несмотря на чрезвычайное разнообразие источников, многозначный характер собора в Монреале подчеркивает множественность функций, которые призвана была выполнять романская архитектура на территории Италии: завлечь мирян в храм путем образных и эмфатических сцен и подавить приводящей в трепет мощью божественного.

Посредниками между повседневной жизнью и вечным спасением выступали “постоянные обитатели” храма. Эти священные “жители” – святые, клирики и, как в Монреале, короли – языком архитектуры объявляли о готовности вступиться за тех мирян, которые будут почитать их и жить по установленным законам.