logo
ost

Сан Клементе в Риме.

В пользу такого наблюдения говорит еще одно сравнение: здесь явно прослеживается связь с нижней церковью Сан Клементе в Риме. В том, что касается трактовки одежд, римские фрески, созданные около 1100 г., обрануживают поразительное сходство с живописью в бургундской церкви. Особенно это относится к тем фигурам из Сан Клементе, которые изображены в слегка согнутом положении, - из группы с реликварием. Эту трактовку одежды приписывали, среди прочего, влиянию каролингских миниатюр, которые, в свой черед, были навеяны византийскими художественными формами. Дальнейшее подтверждение можно найти, например, в листах Евангелия из Сен Медарда, выполненных около 800 г. придворной школой Ахена.

Объединительный принцип иллюстрируют групповые композиции легенды о Клименте, изображенные в нижней церкви Сан Клементе в Риме, прославившейся благодаря использованию в ней византийских выразительных форм. Прежде всего это относится к группе, непосредственно примыкающей справа к святому перед алтарем. Единство группы разрывают согбенные фигуры. Она создает большее ощущение пространственной глубины, чем архитектурные элементы, изображенные за группой и напоминающие скорее настенную декорацию.