logo
ost

Собор в Йорке.

Последняя четверть 13 в. – рост популярности ажурной работы геометрического стиля. Реконструкция кафедрального собора в Йорке. Орнаменты ажурного декора в зале капитула и в вестибюле оказались здесь необычайно близки к образцам французского “лучистого” стиля, в первую очередь ц. Сент-Урбен в Труа. Еще отчетливее отразилось французское влияние в архитектуре центрального нефа, который начали строить в 1291 г. Причины этого, очевидно, связаны с личностью заказчика, архиепископа Жана ле Ромена (1286-1296 гг.), который был профессором теологии в Парижском университете, и центральный неф собора в Йорке стал единственным в Англии образцом “каркасной” тонкостенной архитектуры, типичной для французской готики.

Над высокими остроконечными арками аркады вместо галереи расположился трифорий, связанный с окнами верхнего яруса общими вертикальными пилястрами. Ни окна, ни пилястры почти не отступают от плоскости стены; кроме того здесь нет стенного коридора. Еще один характерный французским мотив – в трифории: арки здесь увенчаны щипцами с краббами (так называемая щипцовая аркада). Этот же мотив использовался в декоре ниш и балдахинов, занавешивавших статуи; впоследствии он был перенесен на более крупные архитектурные формы и применен в декоре порталов, выполненных во французском “лучистом” стиле. Образец перехода от геометрических орнаментов ажурной работы к криволинейным представляет собой большое западное окно собора, которое было застеклено в 1339 г. Оно украшено стилизованными стеблями и листьями, а в центре венца двухскатные стрельчатые арки формируют большой “рыбий пузырь”.