logo
ost

Собор св. Петра и Павла Наумбург.

Западный хор собора украшали 20 фигур донаторов в натуральную величину, 13 в., очень спорные в истории искусства. Они были установлены вдоль боковых стен западного хора, перед связанными колоннами, поддерживающими свод. Помещены на уровне окон, непосредственно над коридором, огибающим западную часть собора – там, где обычно располагались святые или апостолы. Все они миряне, некоторые установлены по надписям.

Кроме 2 фигур, помещенных просто у стен, все они неразрывно связаны с архитектурными элементами: подобно изваяниям, украшающим порталы французских соборов, они высечены из таких же цельных каменных блоков, что и секции связанных колонн, перед которыми они стоят. Колонны – несущие конструкции => статуи выполнены в период строительства хора. Очень гармоничное сочетание скульптуры и архитектуры – возможно, скульптор и архитектор – одно лицо.

Письмо епископа 1249 г. с просьбой о пожертвовании и ссылкой на фундаторов (донаторов 11 в., основателей) – значит, фигуры – следствие сбора средств на строительство. Лишь немного выше коридоров – они в результате пожертвования в промежуточной зоне, на полпути к Небесному Иерусалиму.

“Наумбургский мастер” придал их чертам невиданную индивидуальность. Люди, которых он изобразил, были мертвы уже более 100 лет, и несмотря на то что в контексте культа священных реликвий уже сложилась традиция передавать индивидуальную внешность человека в его скульптурном изображении, создать настоящие портреты “наумбургский мастер” был не в состоянии. Все фигуры донаторов – это относящиеся к 13 в. скульптурные изображения исторических лиц 11 в. Гармоничные отношения между скульптурами.

Маркграф Эккехард и супруга Ута в одеждах 13 в. – высшая знать. Уверенные. Эккехард сжимает рукоять меча – символ судебных полномочий. Правитель в расцвете сил. Супруга – обаятельна, но неприступная. Прикрываясь воротником плаща, подчеркивает свою независимость.

С востока хор донаторов отгорожен алтарной преградой. Части преграды по обе стороны входа в хор украшены глухими аркадами (по 2 с каждой стороны). Над ними проходит фриз, разделенный на равные участки рельефами с изображениями сцен Страстей Христовых.

Но главное место в структуре преграды занимает портал. Простая аркада, состоящая всего из двух сртельчатых арок, выдвинута вперед за плоскость преграды и увенчана щипцом, в котором помещается квадрифолий с живописным образом Христа на Страшном Суде в окружении ангелов, держащих орудия Страстей. Это изображение и надпись, окружающая квадрифолий, относятся к образной системе “Страшного Суда”. Поэтому портал алтарной преграды приобретает статус, близкий к символической роли центрального портала. Но перемычка и центральная колонна здесь образуют крест, на котором помещено Распятие.

Тимпаны обеих арок украшены фигурами ангелов с кадилами, а на откосах помещены статуи скорбящих Богоматери и апостола Иоанна. Пройдя под распростертыми руками распятого Христа и вступив в хор донаторов, священник символически претерпевал Страсти Господни и наделялся правом спасать души донаторов.

Мейсен.

Непосредственное продолжение стилистических традиций, заложенных “Наумбургским мастером”. Может даже, он сам участвовал. Вероятно, он учился во Франции, а самая ранняя из дошедших его работ сохранилась в частях западной алтарной преграды собора в Майнце. Вероятно в период создания этой преграды он еще работал как независимый скульптор. В окрестностях Майнца сохранилась и еще одна работа, предписываемая ему – рельеф известный под названием “Басенхаймский всадник”.

В Мейсене он или его последователи создали в 13 в. 7 статуй – старейшие украшения собора. Эти изваяния делятся на 2 группы. 3 фигуры – Богоматерь с Младенцем, Иоанн Креститель и диакон с кадилом – помещены в 8-угольном портике. Остальные 4 стоят в расширении верхнего хора, выстроенном, возможно, для них. У стены передней травеи хора помещены император Оттон I и его вторая жена Адельгейда, напротив них святой Иоанн-Евангелист и епископ Донат. В результате у одной стены здания нашли себе место основатели собора, а у другой – их святые покровители.

Императорская чета, облаченная в парадные одежды, стоит у гладкой стены, что обеспечивает ей большую свободу жестов. Императрица опирается на левую ногу, а правую отставила вбок; верхняя часть ее тела развернута в сторону императора. Адельгейда окружена символами власти, однако в ее позе и выражении лица отражается грустная задумчивость. Даже императорские инсигнии – корона и брошь – только подчеркивают высокое положении Адельгейды, но не гармонируют с чертами ее личности. При этом лица обеих фигур не менее важны, чем атрибуты власти: в каждом из них отразилось особое, индивидуальное отношении к императорским инсигниям. Более того, яркие личные черты обеих статуй выразительно контрастируют с символами царского достоинства. Выражение лиц говорит о самоуглубленности, погруженности в свою внутреннюю человеческую суть. Близки скульптурным портретам из Наумрубга.

В фигурах святых покровителей собора, расположенных у южной стены этой небольшой пристройки к хору, напротив, отображена истинная сила. Закрепляя за собой ассоциацию с первыми стихами Евангелия от Иоанна, на которых открыта священная книга в руке евангелиста, епископ-святой обосновывает свою власть ссылкой на самого Бога.