logo
ost

Часовня Сен Шапель.

Король Людовик девятый повелел построить Сент-Шапель для хранения святых реликвий Страстей Господних. Шедевр пламенеющей готики, Сент-Шапель являет нам свидетельство виртуозности мастеров в 13 веке. Сильно пострадавшая во время революции, Сент-Шапель подверглась тщательной реставрации в середине 19 века.

Сент-Шапель находится на территории Дворца правосудия, где ранее стоял королевский Дворец Филиппа Авгута. Здесь проживал и Святой Людовик, когда не находился в Винсенском дворце. На сегодняшний день Сент-Шапель и часть башни Бонбек являются единственными сохранившимися элементами того дворца Святого Людовика, который служил резиденцией королей Франции до 1417 года и в котором заседала юридическая и финансовая администрация королевства.

Для хранения реликвий была создана рака из серебра и позолоченной меди, длиной в 2,7 метра, изготовление которой стоило сто тысяч ливров. Рака и остальные реликварии были расплавлены во время Революции. Терновый венец, к счастью, не исчез и в 1804 году был вручён епископу Парижа.

Как и любая другая королевская часовня, Сент-Шапель состоит из 2-х этажей.

Первый – для всех проживающих во дворце, а второй для короля и его ближайших родственников.

Нижняя часовня.

Высота её всего 6,6 метров. Она состоит из центрального нефа, шириной в 6 метров и двух узких боковых приделов.

Особенностью этой часовни является то, что аркбутаны в ней расположены внутри, а не снаружи. Оконные проёмы нефа украшены розетками и трёхлопастниками.

Зимой 1689 года Сена вышла из берегов и наводнение причинило огромный ущерб нижней часовне – сильно пострадала роспись стен. Не имея документов того времени, реставраторы 19 века, не столько восстановили, сколько заново расписали стены.

Также нам почти ничего не известно о первоначальных витражах нижней церкви. После наводнения 1689 года их заменили на бесцветные стёкла. Сегодняшние витражи, посвящённые житию Девы Марии , были выполнены в 19 веке.

В левом боковом пролёте раньше была дверь, ведущая в ризницу. Этот пролёт не мог быть украшен витражами, его расписали в 13 веке сценой Благовещения. Фреску обнаружили в 19 веке и живопись была восстановлена в 1849 году.

Верхняя часовня.

В неё сегодня можно подняться по узкой винтовой лестнице, которая ведёт на крышу.

Она восхищает нас своими размерами, своей воздушностью, роскошью своих украшений и многоцветным мерцанием света, проникающим через огромные витражи. Длина часовни 33 метра и ширина 10 метров.

Состоит часовня из единого четырёхпролётного нефа, заканчивающегося алтарём из семи граней.

Стен нет вообще, вместо стен – застеклённые поверхности, которые производят впечатление неземной лёгкости. Застеклённая площадь разделена элегантными опорами из каменной кладки, состоящей из пучка 9 узеньких колонн.

Описание часовни и старинные гравюры, изображающие портал, позволили в 19 веке восстановить начальную иконографию скульптур.

Статуи апостолов, стоящие между окнами, считаются по праву шедеврами готической скульптуры. В их расположении использована идея использования статуй первых последователей Христа - настоящих столпов Церкви, в качестве материальной опоры церкви – контрфорсов.

Апостолы Сент-Шапель подразделяются на 2 группы. Шесть скульптур, высотой 1.6 метров и 6 скульптур 1,9 метров. На многих скульптурах сохранились следы полихромии, что позволило полностью восстановить роспись этих скульптур.

Билет 42.

Немецкая готическая скульптура 13 века.

Золотые врата” собора во Фрайберге, леттнер Либфрауенкрхе в Хальберштадте, скульптура собора в Бамберге, Магдебурге, Майнце, Наумбурге, Майсене, Страсбурге.