logo
ost

Собор в Эвре.

Еще один выдающийся образец витражного искусства той эпохи сохранился до наших дней в хоре собора в Эвре (к юго-западу от Руана). Верхний ярус этого хора вскоре после завершения строительных работ был украшен витражами по инициативе епископа Жоффруа ле Фаэ. Если в хоре Сент-Уэн монументальные цветные картины были помещены на бесцветном фоне, то в Эвре три окна восточной стены целиком заполнены цветным стеклом.

На центральном окне изображены Мадонна с Младенцем (собор посвящен Деве Марии) и Иоанн Креститель, который был святым покровителем предыдущего епископа, Жана дю Прата. В левом окне помещено монументальное Коронование Марии, а в правом – Благовещение. В нижней зоне каждой из трех композиций изображены коленопреклоненные донаторы и их гербы.

Изящество, отличающее витражи эвреского деамбулатория, достигает здесь такой степени великолепия, что назвать эти шедевры простой имитацией руанского стиля уже невозможно: перед нами оригинальное достижение витражного искусства.

Выдающимися образцами стиля, возникшего на заре 15 в. – “мягкого стиля”, или “интернациональной готики”, являются Королевское окно в хоре собора Эвре (1390-1400 гг.) и большое окно в приемной люнебургской ратуши (ок. 1410 г.).

Витраж, поднесенный в дар собору Карлом VI был, по-видимому, изготовлен в парижской мастерской. В центре этого витража, разделенного на 4 секции, помещена фигура монарха. Он изображен коленопреклоненным в небольшой, перекрытой сводом часовне. Вместе со стоящим рядом святым Дионисием король обращен лицом к Богоматери. Виртуозное мастерство, с которым выполнена эта композиция, превосходит все известные произведения французского витражного искусства той эпохи.

Люнебургская ратуша.

А в люнебургской ратуше сохранился от начала 15 в. один из редчайших образцов монументального витража на светскую тему “Девять великих”, к числу которых относились Карл Великий и король Артур, считались в эпоху позднего Средневековья идеальными правителями, а потому изображения их нередко встречались в ратушах.

Собор Санкт-Стефан в Вене.

Секция монументального Распятия, украшающего хор собора Санкт-Стефан в Вене, с изображением Богоматери и святого Иоанна была вопроизведена также в декоре другого здания, выстроенного по заказу Габсбургов. При герцоге Альбрехте II Австрийском хор в стиле зрелой готики был наконец достроен и в 1340 г. освящен. По-видимому, работа над Распятием завершилась незадолго до этого события. Эмоциональное напряжение, исходящее от фигур Богоматери и св. Иоанна, подчеркнутое темно-красным фоном, - весьма красноречивое проявление характерной для того времени глубины религиозных чувств.

Билет 50.

Готическая книжная миниатюра 13 века.

Франция: Псалтирь Ингебург, Библия королевы Кристины, Морализующие Библии, Библия кардинала Мацейовского, Псалтирь Св. Людовика, Мастер Оноре: La Somme de Roi и Бревиарий Филиппа Красивого. Англия: Псалтирь Windmill. Испания: Альфонс Мудрый: Cantigas de la Virgen. Италия: Трактат Фридриха II о соколиной охоте, Падуанская Псалтирь.

Переход к готическим принципам изображения совершился в миниатюре позже, чем в архитектуре, – в начале XIII века.

Два манускрипта отмечают этот рубеж – псалтирь королевы Ингебург (до 1210 года) и Морализирующая библия Бланки Кастильской (около 1230).

XIII век- изменение внешнего вида листа.

Употребление остроугольного готического письма, которое зародилось на севере Франции в XI веке, полностью оформилось к XII веку и сообщило тексту характер ажурного узора.

Большие сюжетные инициалы с XIII века стали исполнять на цветном фоне из разноцветных ромбов и квадратом. В XIV веке пришел растительный орнамент.

Орнамент стал выноситься на поля. Изображения с натуры (во всяком случае животных). Сохранились даже альбомы художников с зарисовками.

XIII век. инициал стал выступать на свободное поле страницы. Особенностью готических буквиц стали ответвления — усики, которые выносились на поля манускрипта. Они дали начало бордюру, который стал непременной принадлежностью французских рукописей. На завитках орнамента, вынесенного на поле, а также на горизонтальных линиях обрамления художники помещали гротескные фигуры назидательного, комического или животного характера (так называемые дролеры = забавы). Мастера охотно изображали жонглеров и акробатов, музыкантов, охотников, сцены кулачных боев. Свободные от иконографического этикета, эти фигуры начали стремительно двигаться и оживленно жестикулировать.

+Сложные архитектурные фоны.

Постепенно, изготовление рукописных книг перестает быть делом монастырей и переходит в руки городских властей — наемные артели художников, работавших на заказ.

Книги:

1.религиозные: Библии,псалтири,бревиарии.

Важный жанр – так называемые морализирующие библии (то есть соотнесение различных сюжетов как из Ветхого, так и Нового Завета, поясняющих определенное понятие, добродетель и т.д.)

2.свтеские: трактаты об охоте, бестиарии.

Псалтирь королевы Ингебург, до 1210 года.

Здесь сохранилась связь с византийскими источниками (условный золотой фон).

Новое: господство тонкой и острой линии, которая придала образам повышенную одухотворенность.

Морализирующая библия Бланки Кастильской(около 1220-1230).

Здесь использованы приемы, свойственные витражу, композици расположены одно под другим, краски насыщенны. Общий эмоциональный строй миниатюр стал беспокойным. Фигуры утратили тяжесть, жесты экспрессивны, силуэты обострились, ритмы тонких линейных складок оттеняют своей игрой эмоциональный настрой персонажей, живут независимо от тела.

Золотой фон, двухъярусная композиция с архитектурным обрамлением.

Назидательная Библия”.

Во французском манускрипте 13 в. на первой странице изображен Бог-Отец, склонившийся над миром, чтобы измерить его циркулем. Поддерживая космическую сферу левой рукой, правой он опускает ножку инструмента в середину мира, чтобы прочертить круг. Мы узнаем солнце и луну, волнистую полосу облаков. Любопытно, что художник очень правдиво изобразил тип циркуля, который использовался в ту пору в строительном деле.

Точное воспроизведение ремесленного инструмента – это дань Богу-Отцу, творцу, блестящему мастеру, который не просто создал мир, но тщательно все продумал и рассчитал. Циркуль – атрибут геометрии, одного из “7 свободных искусств”. Следовательно, это может указывать на область науки, которая тоже является частью работы Творца. Однако важнее всего в этом представлении о творении реконструкция процесса: если у Бога был некий план мира еще до того, как он создал его, то и человек должен разгадать, как возникал и воплощался этот план – наука.

Миниатюра изображена на золотом фоне, обрамляет красно-синяя рамка. На Боге красно-синие одежды, а земля представлена в виде желтого пятна неопределенной формы, вокруг которого вертятся маленькие красный и желтый шары – солнце и луна. Вокруг черная, синяя и зеленая сферы.