Собор в Эвре.
Еще один выдающийся образец витражного искусства той эпохи сохранился до наших дней в хоре собора в Эвре (к юго-западу от Руана). Верхний ярус этого хора вскоре после завершения строительных работ был украшен витражами по инициативе епископа Жоффруа ле Фаэ. Если в хоре Сент-Уэн монументальные цветные картины были помещены на бесцветном фоне, то в Эвре три окна восточной стены целиком заполнены цветным стеклом.
На центральном окне изображены Мадонна с Младенцем (собор посвящен Деве Марии) и Иоанн Креститель, который был святым покровителем предыдущего епископа, Жана дю Прата. В левом окне помещено монументальное Коронование Марии, а в правом – Благовещение. В нижней зоне каждой из трех композиций изображены коленопреклоненные донаторы и их гербы.
Изящество, отличающее витражи эвреского деамбулатория, достигает здесь такой степени великолепия, что назвать эти шедевры простой имитацией руанского стиля уже невозможно: перед нами оригинальное достижение витражного искусства.
Выдающимися образцами стиля, возникшего на заре 15 в. – “мягкого стиля”, или “интернациональной готики”, являются Королевское окно в хоре собора Эвре (1390-1400 гг.) и большое окно в приемной люнебургской ратуши (ок. 1410 г.).
Витраж, поднесенный в дар собору Карлом VI был, по-видимому, изготовлен в парижской мастерской. В центре этого витража, разделенного на 4 секции, помещена фигура монарха. Он изображен коленопреклоненным в небольшой, перекрытой сводом часовне. Вместе со стоящим рядом святым Дионисием король обращен лицом к Богоматери. Виртуозное мастерство, с которым выполнена эта композиция, превосходит все известные произведения французского витражного искусства той эпохи.
Люнебургская ратуша.
А в люнебургской ратуше сохранился от начала 15 в. один из редчайших образцов монументального витража на светскую тему “Девять великих”, к числу которых относились Карл Великий и король Артур, считались в эпоху позднего Средневековья идеальными правителями, а потому изображения их нередко встречались в ратушах.
Собор Санкт-Стефан в Вене.
Секция монументального Распятия, украшающего хор собора Санкт-Стефан в Вене, с изображением Богоматери и святого Иоанна была вопроизведена также в декоре другого здания, выстроенного по заказу Габсбургов. При герцоге Альбрехте II Австрийском хор в стиле зрелой готики был наконец достроен и в 1340 г. освящен. По-видимому, работа над Распятием завершилась незадолго до этого события. Эмоциональное напряжение, исходящее от фигур Богоматери и св. Иоанна, подчеркнутое темно-красным фоном, - весьма красноречивое проявление характерной для того времени глубины религиозных чувств.
Билет 50.
Готическая книжная миниатюра 13 века.
Франция: Псалтирь Ингебург, Библия королевы Кристины, Морализующие Библии, Библия кардинала Мацейовского, Псалтирь Св. Людовика, Мастер Оноре: La Somme de Roi и Бревиарий Филиппа Красивого. Англия: Псалтирь Windmill. Испания: Альфонс Мудрый: Cantigas de la Virgen. Италия: Трактат Фридриха II о соколиной охоте, Падуанская Псалтирь.
Переход к готическим принципам изображения совершился в миниатюре позже, чем в архитектуре, – в начале XIII века.
Два манускрипта отмечают этот рубеж – псалтирь королевы Ингебург (до 1210 года) и Морализирующая библия Бланки Кастильской (около 1230).
XIII век- изменение внешнего вида листа.
Употребление остроугольного готического письма, которое зародилось на севере Франции в XI веке, полностью оформилось к XII веку и сообщило тексту характер ажурного узора.
Большие сюжетные инициалы с XIII века стали исполнять на цветном фоне из разноцветных ромбов и квадратом. В XIV веке пришел растительный орнамент.
Орнамент стал выноситься на поля. Изображения с натуры (во всяком случае животных). Сохранились даже альбомы художников с зарисовками.
XIII век. инициал стал выступать на свободное поле страницы. Особенностью готических буквиц стали ответвления — усики, которые выносились на поля манускрипта. Они дали начало бордюру, который стал непременной принадлежностью французских рукописей. На завитках орнамента, вынесенного на поле, а также на горизонтальных линиях обрамления художники помещали гротескные фигуры назидательного, комического или животного характера (так называемые дролеры = забавы). Мастера охотно изображали жонглеров и акробатов, музыкантов, охотников, сцены кулачных боев. Свободные от иконографического этикета, эти фигуры начали стремительно двигаться и оживленно жестикулировать.
+Сложные архитектурные фоны.
Постепенно, изготовление рукописных книг перестает быть делом монастырей и переходит в руки городских властей — наемные артели художников, работавших на заказ.
Книги:
1.религиозные: Библии,псалтири,бревиарии.
Важный жанр – так называемые морализирующие библии (то есть соотнесение различных сюжетов как из Ветхого, так и Нового Завета, поясняющих определенное понятие, добродетель и т.д.)
2.свтеские: трактаты об охоте, бестиарии.
Псалтирь королевы Ингебург, до 1210 года.
Здесь сохранилась связь с византийскими источниками (условный золотой фон).
Новое: господство тонкой и острой линии, которая придала образам повышенную одухотворенность.
Морализирующая библия Бланки Кастильской(около 1220-1230).
Здесь использованы приемы, свойственные витражу, композици расположены одно под другим, краски насыщенны. Общий эмоциональный строй миниатюр стал беспокойным. Фигуры утратили тяжесть, жесты экспрессивны, силуэты обострились, ритмы тонких линейных складок оттеняют своей игрой эмоциональный настрой персонажей, живут независимо от тела.
Золотой фон, двухъярусная композиция с архитектурным обрамлением.
“Назидательная Библия”.
Во французском манускрипте 13 в. на первой странице изображен Бог-Отец, склонившийся над миром, чтобы измерить его циркулем. Поддерживая космическую сферу левой рукой, правой он опускает ножку инструмента в середину мира, чтобы прочертить круг. Мы узнаем солнце и луну, волнистую полосу облаков. Любопытно, что художник очень правдиво изобразил тип циркуля, который использовался в ту пору в строительном деле.
Точное воспроизведение ремесленного инструмента – это дань Богу-Отцу, творцу, блестящему мастеру, который не просто создал мир, но тщательно все продумал и рассчитал. Циркуль – атрибут геометрии, одного из “7 свободных искусств”. Следовательно, это может указывать на область науки, которая тоже является частью работы Творца. Однако важнее всего в этом представлении о творении реконструкция процесса: если у Бога был некий план мира еще до того, как он создал его, то и человек должен разгадать, как возникал и воплощался этот план – наука.
Миниатюра изображена на золотом фоне, обрамляет красно-синяя рамка. На Боге красно-синие одежды, а земля представлена в виде желтого пятна неопределенной формы, вокруг которого вертятся маленькие красный и желтый шары – солнце и луна. Вокруг черная, синяя и зеленая сферы.
- Италия.
- Сант Анджело ин Формис.
- Сан Клементе в Риме.
- Германия.
- Церковь в Ламбахе.
- Франция.
- Берзе-ла-Виль.
- Испания.
- Сан Клементе де Тахуль.
- Санта Мария в Тауле.
- Королевский пантеон Сан Исидоро в Леоне.
- Англия.
- Фреска св. Павла в соборе в Кентербери.
- Англия.
- Большая винчестерская Библия.
- 1140 Г. – по указу аббата Сугерия началось обновление хора церкви бенедиктинского монастыря Сен-Дени. Заложила основу готики. Сугерий – настоятель Сен-Дени.
- Собор в Сансе.
- Собор Нотр-Дам в Нуайоне.
- Собор Нотр-Дам в Лане.
- Нотр-Дам в Париже (Нотр-Да-де-Пари).
- Церковь аббатства Сен-Реми в Реймсе.
- Нотр-Дам в Реймсе.
- Собор Нотр-Дам в Шартре.
- Собор Нотр-Дам в Амьене.
- Собор Сент-Этьен в Бурже.
- Собор Сен-Пьер в Бове.
- Нотр-Дам в Париже (Нотр-Да-де-Пари).
- 13 В. Во всех отношениях был веком расцвета Франции. При Людовике IX “Святом” (1226-1270 гг.) окончательно консолидировалось собранное воедино его предшественниками Французское государство.
- Скульптура.
- Витраж.
- Сент-Шапель в Париже.
- Собор Клермон-Феррана.
- Сент Урбен в Труа.
- Собор в Леоне.
- Церковь Санкт-Гереон в Кельне.
- Собор в Страсбурге.
- Собор в Кельне.
- Собор в Йорке.
- Лимбург на Лане.
- Магдебург.
- Либфрауэнкирхе (церковь Богоматери) в Трире.
- Церковь Св. Елизаветы в Марбурге.
- Собор в Страсбурге.
- Собор в Кельне.
- Санта Мария Новелла во Флоренции.
- Санта-Кроче во Флоренции.
- Собор в Сиене.
- Собор во Флоренции.
- Санта Мария дель Фьоре во Флоренции.
- Собор в Милане.
- Церковь Сан-Петронио в Больньи.
- Собор в Солсбери.
- Хор собора в Кентербери.
- Собор в Линкольне.
- Капелла святой Троицы в Солсбери.
- Собор в Уэлсе.
- Собор в Вестминстере.
- Собор в Йорке.
- Собор в Эксетере.
- Зал капитула в Уэльсе.
- Собор в Или.
- Хор собора в Глостере.
- Неф собора в Кентербери.
- Собор Винчестера.
- Часовня Королевского колледжа в Кембридже.
- Капелла Генрих VII в Вестминстере.
- Нотр-Дам в Санлисе.
- Церковь якобинцев (доминиканцев) в Тулузе.
- 1215 Г. – в Тулузе основан доминиканский орден – борьба с ересями. Якобинцы – в честь первого собрания, состоявшегося в Париже близ церкви Св. Иакова.
- Сент-Уэн в Руане.
- Собор Сент-Сесиль в Альби (1287 – ок. 1400 гг.).
- Дворец правосудия в Руане.
- Церковь св. Марии в Любеке.
- Собор Св. Вита в Праге.
- Церковь Святого Креста в Швабском Гмюнде.
- Церковь Санкт-Мартин в Ландсхуте.
- Церковь Санкт-Анна в Аннаберге (1499-1525 гг.).
- Церковь Богоматери в Ингольштадте.
- Зал Владислава в Пражском Граде (1493-1515 гг.).
- Церковь аббатства Сен-Дени.
- Нотр-Дам де Пари.
- Порталы трансепта в Шартре и переход к классической готике: портал “Торжество Богоматери”.
- Бамберг.
- Страсбург.
- Церковь аббатства Сен-Дени.
- Санлис.
- Лан и Санс.
- Нотр-Дам де Пари.
- Порталы трансепта в Шартре и переход к классической готике: портал “Торжество Богоматери”.
- Нотр-Дам.
- Часовня Сен Шапель.
- Бамберг.
- Магдебург.
- Собор св. Петра и Павла Наумбург.
- Страсбург.
- Никколо Пизано (ок. 1250-1280 гг.).
- Джованни Пизано (ок. 1248 – после 1314 гг.).
- Арнольфо ди Камбио (ок. 1254-1302/1310 гг.).
- Лоренцо Майтани (ок. 1270-1330 гг.).
- Андреа Пизано (ок. 1290/95-1348 гг.).
- Порталы трансепта собора в Руане.
- Нотр-Дам-де-Пари. “Адам”.
- Портал церкви Шартрез де Шанмоль Клауса Слютера.
- Сугериевские витражи в Сен-Дени.
- Буржский собор.
- Собор в Шартре.
- Часовня Сен-Шапель, Париж.
- Собор в Наумбурге.
- Собор в Страсбурге.
- Собор в Йорке.
- Собор Сент-Уэн в Руане.
- Собор Сент Урбен в Труа.
- Собор в Эвре.
- Псалтирь Св. Людовика.
- Псалтирь Windmail, 1280 г.
- Трактат о соколиной охоте Фридриха II (3-я четверть 13 в.).
- Испания и Португалия.
- Мозаики Монреаля.
- Мозаики Палатинской капеллы в Палермо.
- Мозаики Сан Марко в Венеции.
- Купол сотворения мира.
- Интерьер собора.
- Баптистерий.
- Капелла святого Исидора.
- Крест (Распятие) Джунто Пизано.
- Фрески Пармского баптистерия.
- Коппо ди Марковальдо.
- Чимабуэ.
- Пьетро Каваллини.
- Санта-Мария-ин-Трастевере.
- Санта-Чечилия-ин-Трастевере.
- Роскошнейший часослов Герцога Беррийского.
- Часослов Роганова (1430-1435 гг.).
- Псалтирь Роберта Лисла (около 1330 г.).