logo
ost

Сент-Уэн в Руане.

Церковь бенедиктинского аббатства Сент-Уэн, при общей длине 137 м и высоте вершины свода центрального нефа 33 м, не уступает по масштабам гигантским епископским церквям эпохи классической готики. Пососедству – собор длиной 135 м и высотой 28 м.

1318 г. – начало реконструкции, завершилась в 1339 г. строительством хора. Возведены внешние стены трансепта, средокрестие и нижний этаж башни над ним, а также прилегающие к средокрестию пролеты боковых нефов. Столетняя война – медленно. Северный рукав трансепта завершен лишь в 1396 г. Сооружение огромного окна-розы в южном рукаве – Жан де Берневаль. После этого – оформлены соседние с розой верхние окна центрального нефа.

Сам центральный неф возводился в несколько этапов начиная с 50-х гг. 15 в. до первой трети 16 в. Позднеготический фасад, неоконченный, но весьма оригинальный, с башнями, расположенными под углом к плоскости стены, в 1846-51 гг. заменен простой прямоугольной стеной неоготики.

Все долгое время работы придерживались оригинального плана начала 14 в. Только в ажурном декоре окон, который приобрел в центральном нефе характерные для поздней готики “текучие” очертания, наблюдается явное отклонение от первоначального стиля. Профиль центрального нефа – трифорий занимает почти половину области стены над аркадой. Пазухи арок украшены лепными фигурками музицирующих ангелов, которые помещены в трилистники, расписанные в технике гризайль. Иными словами, даже эту единственную плоскую секцию стены зодчие снабдили символическими окнами, и у посетителя создается впечатление, что все здание целиком состоит из стекла.

Апсида охватывает пять сторон восьмиугольника; таким образом при взгляде на нее вдоль центральной оси нефа видны только 3 стороны. Моделью для этой оконечности хора и трех исключительно широких центральных капелл из венца (осевая капелла оснащена дополнительным внешним пролетом и далеко выступает за линию восточной стены) послужили соответственно части церкви Сен-Никез в Реймсе. Ориентируясь на этот образец, зодчие Сент-Уэн пошли по стопам создателей одного из “классических” соборов, поскольку Сен-Никез представляет собой более изящную версию собора Нотр-Дам в Реймсе, модифицированную в согласии с малыми пропорциями монастырской церк.

Сен-Маклу в Руане.

Построена архитектором Пьером Робеном в 1434-1470 гг. (окончательно – 1580-е гг.). Представляет собой небольшое, изящное и богато декорированное трехнефное здание. Его центр подчеркнут не только выделением средокрестия сводом с лучисто расположенными нервюрами, но и тем, что апсида имеет лишь 4 пятиугольных в плане капеллы: отсутствие центральной капеллы лишает пространство глубинной направленности по оси.

Необычен западный фасад церкви, который заканчивается 5-гранным в плане портиком с аркадой. Легки и ажурные вимперги над аркадой, галереи и даже аркбутаны. Все элементы здания отличаются сильна вытянутыми пропорциями Единственная центральная башня над средокрестием завершена высоким, прорезанным проемами шпилем. Повреждена бомбой в 1944 г.