logo
ost

Собор Сент-Сесиль в Альби (1287 – ок. 1400 гг.).

Еще в романский период на юге Франции большие храмы строились преимущественно по модели простой однонефной церкви. А одним из величайших готических храмов такого типа стал собор в Альби. Контрфорсы, членящие внутреннее пространство этого здания, формируют ряд боковых “столбообразных” капелл, поднимающихся почти до самых сводов нефа. Венец капелл образует апсиду; высота этих капелл также почти достигает высоты сводов нефа, что придает хору особую красоту.

В конце 15 в. эти “столбы света”, окружающие единое внутреннее пространство здания, были разделены галереями, которые нанесли серьезный ущерб первоначальному эстетическому замыслу. Доминирующей чертой внешнего вида собора являются мощные цилиндрические выступы контрфорсов, благодаря которым здание напоминает крепость. По-видимому, столь грозный вид собора в Альби следует интерпретировать как символ могущества церкви, служивший для устрашения города, на протяжении многих лет остававшегося главным очагом альбигойской ереси.

Хор завершен примерно к 1330 г. В 1365 г. уже строилась большая и довольно неуклюжая башня, похожая на донжон; таким образом, возведение нефа могло завершиться уже к концу 14 в.

Темной кирпичной массой высится над обрывом холма, своими крепкими стенами и узкими окнами, закругленными выступами контрфорсов и донжонообразной башней напоминает крепостные сооружения.

В плане образует сильно вытянутый прямоугольник, завершенный 5-гранной апсидой, в которой размещены 5 капелл хора. Вдоль боковых стен однонефного собора между выступающими внутрь здания контрфорсами, в которые упираются ребра четырехчастных крестовых сводов, расположены 24 капеллы. Над ними, во втором ярусе, построены в 15 в. лоджии. Их внешняя стена почти на всю высоту прорезана узкими, напоминающими бойницы, двойными окнами. Выступы контрфорсов со стороны зала получили простую, спокойную профилировку в виде приставленных колонн, соответствующих продольным аркам и 3 нервюрам, упирающимся в каждый столб.

Вход в собор – с южной стороны. Западную часть здания образует громадная квадратная в плане башня-донжон, укрепленная по углам 4 круглыми башнями. Нет ни трансепта, ни обхода хора, ни выступающего из полукруга апсиды венца капелл, ни парадного портала, ни трифориев (сакристия пристроена позднее). Разработка деталей чрезвычайно лаконична и проста.