logo
ost

Собор в Леоне.

Собор в Леоне, строительство которого началось около 1255 г., представляет собой еще один шаг вперед на пути укоренения французской готике на Пиренейском полуострове. Выбор моделей для подражания в данном случае был не произвольным, однако леонские зодчие ориентировались преимущественно на те французские храмы, которые так или иначе были связаны с идеей монархии.

План хора здесь близок к реймскому образцу, а план западного фасада и фасадов трансептов с башнями, венчающими внешние боковые нефы, создан по модели фасадов трансептов королевской усыпальницы в Сен-Дени. Исключительное изящество интерьера и большие окна, украшенные ажурной работой, снова напоминают о церкви Сен-Дени, хотя элегантность, с которой был воплощен декоративный замысел в Леоне, наводит на мысль о том, что моделью в данном случае послужила часовня Сент-Шапель. Тип опорных столбов можно описать как промежуточную форму между реймскими piliers cantonnes, с одной стороны, и продолжением ребер нервюрных сводов виде протяжных пучков, как в Сен-Дени, - с другой.

Таким образом, зодчий этого собора намеревался объединить в одном здании элементы, которые во Франции были распределены между несколькими зданиями, имевшими особое значение для монарха. В то же время осуществить это притязание можно было лишь за счет формальных художественных средств, так как собор в Леоне не был ни местом проведения коронаций, ни усыпальницей святого покровителя всей нации, ни хранилищем каких-либо священных реликвий, игравших важную политическую роль.

Собор в Леоне завершен в 13 в. Он полон гармонии. Он являет собой совершеный пример готической архитектуры. Некоторые элементы собора в Леоне представляют близкую аналогию определенным более ранним французским постройкам. В частности, его план повторяет план Реймского собора. Но размеры собора в Леоне значительно меньше, западный фасад шире, ниже и статичнее: башни примыкают к боковым фасадам, увеличивая тем самым ширину главного.

К числу отклонений от французской готики, в которых сказывается своеобразие архитектурного мышления жителя Пиренейского полуострова, относятся широкое введение в композицию фасада горизонтальных тяг, устройство башен, отступающих от основного объема собора, плоские крыши, декорированные щипцы-фронтоны над западным фасадом и фасадами трансепта, обилие гладких нерасчлененных плоскостей. Все это подчеркивает массивность и нерасчлененность объема здания.

Несмотря на то, что собор значительно ниже французского, количество солнечных лучей, проникающих через окна, было чрезмерным для солнечной Испании, и многие окна были заложены вскоре после окончания строительства. Слишком велико было несоответствие между местными требованиями, направленными к созданию прохлады и полумрака в интерьере, и конструктивной системой французской готики, стремившейся наполнить интерьер светом и упразднить стену, чтобы эта система могла получить распространение в Испании. Закладка части окон потребовалась также из соображений прочности, поскольку испанские мастера не имели навыков строительства подобных зданий.