logo
ost

Собор во Флоренции.

Строительство нового здания собора во Флоренции завершилось более успешно. Несмотря на неоднократные изменения планов и на то, что возведение западного фасада было надолго отложено, знаменитый купол Бруннелески стал поистине триумфальным венцом всех усилий, которые вложили флорентийцы в этотпроект.

Вопрос о реконструкции старого собора Санта-Репарата был поставлен на обсуждение в 1294 г., так как это здание стало слишком тесным для быстро растущего торгового города. Финансирование этого opus plurimum sumptuosum (“весьма дорогостоящего дела”) взяли на себя городские власти и богатые гильдии торговцев сукном и ткачей. Новый собор был заложен в 1296 г.

Первые архитектурные планы представил знаменитый скульптор и архитектор Арнольфо ди Камбио, ученик скульптора Пикколо Пизано. Арнольфо работал по заказам папы и ряда правящих семейств, главным образом в Риме, но также в других городах Италии.

Представление о том, как выглядел его проект, можно в целом составить по внешнему виду центрального нефа собора, хотя первоначально предполагалось, что здесь, как и в Санта-Кроче, будет деревянный потолок. К восьмиугольному средокрестию, которое уже тогда намеревались увенчать куполом, Арнольфо планировал пристроить триконх по образцу хоров-трилистников в церкви Санта-Мария д’Аракоэли на римском Капитолии и церкви Святых Апостолов в Кельне.

После смерти Арнольфо в самом начале 14 в. работы были приостановлены до 1334 г., после чего архитектором был назначен Джотто. Однако Джотто бросил все силы на строительство колокольни-кампанилы, в результате чего работы в соборе возобновились лишь в 1357 г.

Новый руководитель работ, Франческо Таленти, перекрыл центральный и боковые нефы здания не деревянной крышей, как планировал Арнольфо, а гигантскими нервюрными сводами и увенчал средокрестие еще более внушительным куполом. Кроме того, он расширил восточную часть собора. Центральный неф с четырьмя пролетами площадью 20*20 м каждый и высотой около 40 м был завершен в 1378 г. В 1413 г., когда был возведен барабан купола, в связи с дальнейшей работой над куполом возникли сложные инженерные и художественные проблемы.

Решение этих задач в 1420 г. доверили Филиппо Брунеллески, и тот воздвиг два купола, вложенные один в другой. Эту мощную и элегантную конструкцию можно смело назвать одним из величайших технических достижений не только раннеренессансной, но и всей мировой архитектуры.

Проектирование западного фасада собора, как правило, оказывалось для итальянских архитекторов сложной эстетической задачей. Уже на примере церквей нищенствующих орденов стало очевидно, что для храма базиликального типа с характерным расположением нефов не удается подобрать адекватную конструкцию фасада. А в случае с собором возникала дополнительная проблема: фасад следовало гармонично вписать в общую структуру городского ландшафта, так как соборы обычно занимали центральное положение в городе и выполняли важные символические функции.

Арнольфо ди Камбио, судя по всему, намеревался снабдить собор Флоренции классическим фасадом со статуарными нишами. С этой общей конструкцией согласно проекту Арнольфо должен был сочетаться портал с вимпергом во французском стиле. Однако по его проекту (чертеж которого сохранился в архивах собора) была возведена лишь нижняя треть фасада, да и ее снесли в 1587 г. И только в 1875-1887 гг. собор наконец обрел неоготический западный фасад, выстроенный по проекту Эмилио де Фабриса.