logo
ost

Сан Клементе де Тахуль.

В Испании сохранилось большое число монументальных росписей XI и XII столетий. Общими чертами этих фресок являются графическая манера рисунка, энергичный, подчеркнутый черной линией контур, локальность цветов и их звучные сочетания при скупости цветовой гаммы.

Таковы выделяющиеся особенно высоким качеством исполнения фрески церкви Сан Клементе в Тауле (около 1123 г.). Очерченные смелым, уверенным росчерком вытянутые лица с близко поставленными преувеличенно большими глазами и обрисованным двумя четкими параллельными линиями носом полны удивительной экспрессии, позы торжественны, жесты значительны и величавы. Условность цвета и напряженность красочных сочетаний подчеркивают ирреальность изображенного, его принадлежность иному миру.

Изображенный в конхе апсиды Христос во славе возникает как экстатическое видение. Роспись пронизана цепью световых вспышек белых нимбов, достигающих наивысшей звучности в сиянии вокруг головы Христа. Широкая и плотная манера письма крупными пятнами соседствует с тонкой передачей орнаментального узора. Огромная роль принадлежит темному контуру, который отделяет изображение от фона и придает ему особую ритмическую выразительность. В облике Богоматери с чашей св. Грааля в руке непрерывная овальная линия создает, на первый взгляд, нечто гротескное. Однако, подобное изображение - своего рода запоминающаяся формула, символический и редкий по выразительности изобразительный знак.