logo
ost

Санта-Кроче во Флоренции.

В 1294 г. во Флоренции францисканцы приступили к строительству новой церкви, которая должна была превзойти главную доминиканскую церковь города. Своей цели они достигли: церковь Санта-Кроче при длине 115 м и ширине трансепта 74 м превысила на 1/6 соответствующие параметры доминиканской церкви, а высота ее, составившая 38 м, превзошла высоту церкви-соперницы на целую четверть. Столь грандиозными грандиозными пропорциями Санта-Кроче затмила даже многие французские соборы.

Однако было бы неверно считать, что францисканцы руководствовались лишь стремлением возвыситься над соперниками. Дело в том, что многие богатые флорентийцы предпочитали размещать фамильные часовни именно в стенах францисканских церквей, тем самым воздавая дань уважения францисканскому идеалу благочестия – если не при жизни, то хотя бы посмертно.

В Санта-Кроче разместились фамильные часовни банкиров Барди, Перуцци и Альберти; кроме того эти богачи увековечили память о себе в выполненных по их заказу циклах фресок кисти Джотто, Гадди и других известных живописцев. Впоследствии Вазари покрыл эти фрески побелкой, что радикально изменило атмосферу в интерьере церкви. Некоторые из них до сих пор не восстановлены.

Францисканцы понимали, что теснее входя в контакт с зажиточными прихожанами, они отступают от идеалов своего святого покровителя. Но несмотря на это Санта-Кроче была выстроена в духе раннехристианской монументальности, на нее были истрачены огромные деньги. Правда, грандиозные амбиции заказчиков выражались не в богатстве декора, а в масштабе здания, в удивительной структурной четкости и в элегантной простоте отделки.

Границы между центральным нефом и боковыми едва заметны: их разделяют лишь восьмигранные опорные столбы и тонкие стенки верхнего яруса. Из декоративных элементов присутствуют лишь плоские пилястры, поднимающиеся от капителей опорных столбов, и ballatoio (огражденная дорожка), подвешенная на кроншейнах над аркадой и подчеркивающая горизонтальную ось. Вместо свода центральный неф перекрыт деревянной крышей с открытыми стропилами, что создает дополнительный акцент на продольной устремленности здания. Просторный трансепт, расположенный почти у самой восточной оконечности нефа, ярко освещен: солнечный свет проникает в него через высокие ланцетовидные окна. Слева и справа от небольшой многогранной апсиды размещено по пять прямоугольных капелл.

Вероятнее всего, проект Санта-Кроче создал архитектор собора во Флоренции – Арнольфо ди Камбио (ок. 1240-1302 гг.)