logo
ost

Лимбург на Лане.

В законченном в 1235 г. соборе в Лимбурге на реке Лаан (Рейнская область) семь башен собраны в компактную группу, венчающую скалу над рекой. Западный фасад его розой и двумя фланкирующими фронтон башнями напоминает фасады собора в Лане и церкви в Андернахе (1198-1220 гг.), но членения восточного конца с его широким полукружием хора и выступающим мощным трансептом напоминают кельнскую школу (два яруса аркадных галерей). Наличие кольцевого обхода в хоре говорит о французском влиянии, и единственной “германской” особенностью плана является система опор чередующегося профиля. В интерьере, по примеру соборов в Лане и Нуайоне, - четыре яруса горизонтальных членений (аркада, галерея, трифории, окна).

Ранние исследователи называли архитектуру, тяготевшую к позднероманскому Кельну, “переходной”. Если этот термин понимать как ступень в последовательной эволюции взаимосвязанных композиционных и конструктивных начал, то он, со всеми необходимыми оговорками, применим лишь к таким постройкам, как собор в Лимбурге.

Архитектура той же самой кёльнской школы развивалась в направлении прямо противоположном готике, и наличие нервюрных сводов, а в отдельных случаях и стрельчатых окон, не меняло ее романской природы. Не только пространственная характеристика, но и структура разреза и плана оставалась в большинстве случаев прежней, даже архаизирующей.