logo
ost

Лан и Санс.

На рубеже XII-XIII вв. в скульптуре Северной Франци наметилась явная тенденция к классицизму. Начало ей, судя по всему, положил декор западного портала собора Нотр-Дам в Лане, датируемый приблизительно 1200 годом. Левый и центральный из трех размещенных здесь порталов посвящены Богоматери, темой правого является Страшный Суд.

В иконографии Марии на центральном портале выдержана та же последовательность, что и на портале в Санлисе, если не считать того, что здесь добавлен еще один архивольт. Три архивольта также изображают “Древо Иессея”. Все персонажи этой родословной Христа восседают на маленьких тронах и обрамлены ветвями. Они облачены в одеяния античного типа, которые, впрочем, не полностью скрывают очертания тела. В образах пророков, помещенных на внешнем архивольте, движения и жесты переданы еще выразительнее, несмотря на то что просторные одежды окутывают тела пышными складками.

Сопоставив эти статуи с раннеготической скульптурой в Санлисе и особенно в Париже или Шартре, мы обнаружим, насколько ярко в них воплотился принципиально новый подход к скульптурному изображению человеческого тела – тот самый подход, который со времен Нью-Йоркской выставки 1970 г. известен под названием “стиля-1200”.

Тот факт, что религиозная скульптура готики становилась более “жизненной” на фоне стремления готической архитектуры от материального к духовному, кажется противоречивым лишь на первый взгляд. Чтобы выполнить требование одухотворенности, выдвинутое схоластикой, архитектура должна была преодолевать материю, наделяя ее высшим смыслом. Скульптура же, со своей стороны, должна была “одушевлять” мертвые изваяния, вдыхать в них искру жизни. А для этого высеченные из камня фигуры следовало “очеловечить”, наделить реальными человеческими переживаниями.

Однако при этом готические скульпторы обязаны были воплощать в своих произведениях типичные для той эпохи представления о Боге и библейских персонажах, а следовательно, придавать изваяниям монументальный характер. Именно в контексте этой гуманизации священного образа и следует рассматривать стойко набиравший силу в тот период культ Богоматери.

На центральных вратах западного фасада сохранились только фигуры на архивольтах и тимпане. Все остальные статуи словно извлечены из-под ножа гильотины: иконоборцы времен Французской революции отбили им головы. В 19 в. и позднее неоднократно предпринимались попытки реставрации, и теперь уже трудно судить о том, как выглядели эти изваяния первоначально.

Скульптурный декор западного портала собора Сент-Этьен в Сансе схож с ланскими статуями и играет не менее важную роль в истории искусства. Хотя сам собор принадлежит к числу старейших произведений готического храмового зодчества (строительство его началось при епископе Анри Санглье, между 1122 и 1142 гг.), западный фасад был воздвигнут только в 1185-1205 гг.

Здесь в декор архивольтов центрлаьных врат введены стилистические мотивы, заимствованные из античности. Все пять архивольтов украшены стоящими и сидящими фигурами, которые полны движения и жизни и облачены в просторные одеяния с пышными складками. Благодаря этим складкам, слегка развевающимся у ангелов на внутренних архивольтах, статуи становятся гораздо более одухотворенными.