Лан и Санс.
На рубеже XII-XIII вв. в скульптуре Северной Франци наметилась явная тенденция к классицизму. Начало ей, судя по всему, положил декор западного портала собора Нотр-Дам в Лане, датируемый приблизительно 1200 годом. Левый и центральный из трех размещенных здесь порталов посвящены Богоматери, темой правого является Страшный Суд.
В иконографии Марии на центральном портале выдержана та же последовательность, что и на портале в Санлисе, если не считать того, что здесь добавлен еще один архивольт. Три архивольта также изображают “Древо Иессея”. Все персонажи этой родословной Христа восседают на маленьких тронах и обрамлены ветвями. Они облачены в одеяния античного типа, которые, впрочем, не полностью скрывают очертания тела. В образах пророков, помещенных на внешнем архивольте, движения и жесты переданы еще выразительнее, несмотря на то что просторные одежды окутывают тела пышными складками.
Сопоставив эти статуи с раннеготической скульптурой в Санлисе и особенно в Париже или Шартре, мы обнаружим, насколько ярко в них воплотился принципиально новый подход к скульптурному изображению человеческого тела – тот самый подход, который со времен Нью-Йоркской выставки 1970 г. известен под названием “стиля-1200”.
Тот факт, что религиозная скульптура готики становилась более “жизненной” на фоне стремления готической архитектуры от материального к духовному, кажется противоречивым лишь на первый взгляд. Чтобы выполнить требование одухотворенности, выдвинутое схоластикой, архитектура должна была преодолевать материю, наделяя ее высшим смыслом. Скульптура же, со своей стороны, должна была “одушевлять” мертвые изваяния, вдыхать в них искру жизни. А для этого высеченные из камня фигуры следовало “очеловечить”, наделить реальными человеческими переживаниями.
Однако при этом готические скульпторы обязаны были воплощать в своих произведениях типичные для той эпохи представления о Боге и библейских персонажах, а следовательно, придавать изваяниям монументальный характер. Именно в контексте этой гуманизации священного образа и следует рассматривать стойко набиравший силу в тот период культ Богоматери.
На центральных вратах западного фасада сохранились только фигуры на архивольтах и тимпане. Все остальные статуи словно извлечены из-под ножа гильотины: иконоборцы времен Французской революции отбили им головы. В 19 в. и позднее неоднократно предпринимались попытки реставрации, и теперь уже трудно судить о том, как выглядели эти изваяния первоначально.
Скульптурный декор западного портала собора Сент-Этьен в Сансе схож с ланскими статуями и играет не менее важную роль в истории искусства. Хотя сам собор принадлежит к числу старейших произведений готического храмового зодчества (строительство его началось при епископе Анри Санглье, между 1122 и 1142 гг.), западный фасад был воздвигнут только в 1185-1205 гг.
Здесь в декор архивольтов центрлаьных врат введены стилистические мотивы, заимствованные из античности. Все пять архивольтов украшены стоящими и сидящими фигурами, которые полны движения и жизни и облачены в просторные одеяния с пышными складками. Благодаря этим складкам, слегка развевающимся у ангелов на внутренних архивольтах, статуи становятся гораздо более одухотворенными.
- Италия.
- Сант Анджело ин Формис.
- Сан Клементе в Риме.
- Германия.
- Церковь в Ламбахе.
- Франция.
- Берзе-ла-Виль.
- Испания.
- Сан Клементе де Тахуль.
- Санта Мария в Тауле.
- Королевский пантеон Сан Исидоро в Леоне.
- Англия.
- Фреска св. Павла в соборе в Кентербери.
- Англия.
- Большая винчестерская Библия.
- 1140 Г. – по указу аббата Сугерия началось обновление хора церкви бенедиктинского монастыря Сен-Дени. Заложила основу готики. Сугерий – настоятель Сен-Дени.
- Собор в Сансе.
- Собор Нотр-Дам в Нуайоне.
- Собор Нотр-Дам в Лане.
- Нотр-Дам в Париже (Нотр-Да-де-Пари).
- Церковь аббатства Сен-Реми в Реймсе.
- Нотр-Дам в Реймсе.
- Собор Нотр-Дам в Шартре.
- Собор Нотр-Дам в Амьене.
- Собор Сент-Этьен в Бурже.
- Собор Сен-Пьер в Бове.
- Нотр-Дам в Париже (Нотр-Да-де-Пари).
- 13 В. Во всех отношениях был веком расцвета Франции. При Людовике IX “Святом” (1226-1270 гг.) окончательно консолидировалось собранное воедино его предшественниками Французское государство.
- Скульптура.
- Витраж.
- Сент-Шапель в Париже.
- Собор Клермон-Феррана.
- Сент Урбен в Труа.
- Собор в Леоне.
- Церковь Санкт-Гереон в Кельне.
- Собор в Страсбурге.
- Собор в Кельне.
- Собор в Йорке.
- Лимбург на Лане.
- Магдебург.
- Либфрауэнкирхе (церковь Богоматери) в Трире.
- Церковь Св. Елизаветы в Марбурге.
- Собор в Страсбурге.
- Собор в Кельне.
- Санта Мария Новелла во Флоренции.
- Санта-Кроче во Флоренции.
- Собор в Сиене.
- Собор во Флоренции.
- Санта Мария дель Фьоре во Флоренции.
- Собор в Милане.
- Церковь Сан-Петронио в Больньи.
- Собор в Солсбери.
- Хор собора в Кентербери.
- Собор в Линкольне.
- Капелла святой Троицы в Солсбери.
- Собор в Уэлсе.
- Собор в Вестминстере.
- Собор в Йорке.
- Собор в Эксетере.
- Зал капитула в Уэльсе.
- Собор в Или.
- Хор собора в Глостере.
- Неф собора в Кентербери.
- Собор Винчестера.
- Часовня Королевского колледжа в Кембридже.
- Капелла Генрих VII в Вестминстере.
- Нотр-Дам в Санлисе.
- Церковь якобинцев (доминиканцев) в Тулузе.
- 1215 Г. – в Тулузе основан доминиканский орден – борьба с ересями. Якобинцы – в честь первого собрания, состоявшегося в Париже близ церкви Св. Иакова.
- Сент-Уэн в Руане.
- Собор Сент-Сесиль в Альби (1287 – ок. 1400 гг.).
- Дворец правосудия в Руане.
- Церковь св. Марии в Любеке.
- Собор Св. Вита в Праге.
- Церковь Святого Креста в Швабском Гмюнде.
- Церковь Санкт-Мартин в Ландсхуте.
- Церковь Санкт-Анна в Аннаберге (1499-1525 гг.).
- Церковь Богоматери в Ингольштадте.
- Зал Владислава в Пражском Граде (1493-1515 гг.).
- Церковь аббатства Сен-Дени.
- Нотр-Дам де Пари.
- Порталы трансепта в Шартре и переход к классической готике: портал “Торжество Богоматери”.
- Бамберг.
- Страсбург.
- Церковь аббатства Сен-Дени.
- Санлис.
- Лан и Санс.
- Нотр-Дам де Пари.
- Порталы трансепта в Шартре и переход к классической готике: портал “Торжество Богоматери”.
- Нотр-Дам.
- Часовня Сен Шапель.
- Бамберг.
- Магдебург.
- Собор св. Петра и Павла Наумбург.
- Страсбург.
- Никколо Пизано (ок. 1250-1280 гг.).
- Джованни Пизано (ок. 1248 – после 1314 гг.).
- Арнольфо ди Камбио (ок. 1254-1302/1310 гг.).
- Лоренцо Майтани (ок. 1270-1330 гг.).
- Андреа Пизано (ок. 1290/95-1348 гг.).
- Порталы трансепта собора в Руане.
- Нотр-Дам-де-Пари. “Адам”.
- Портал церкви Шартрез де Шанмоль Клауса Слютера.
- Сугериевские витражи в Сен-Дени.
- Буржский собор.
- Собор в Шартре.
- Часовня Сен-Шапель, Париж.
- Собор в Наумбурге.
- Собор в Страсбурге.
- Собор в Йорке.
- Собор Сент-Уэн в Руане.
- Собор Сент Урбен в Труа.
- Собор в Эвре.
- Псалтирь Св. Людовика.
- Псалтирь Windmail, 1280 г.
- Трактат о соколиной охоте Фридриха II (3-я четверть 13 в.).
- Испания и Португалия.
- Мозаики Монреаля.
- Мозаики Палатинской капеллы в Палермо.
- Мозаики Сан Марко в Венеции.
- Купол сотворения мира.
- Интерьер собора.
- Баптистерий.
- Капелла святого Исидора.
- Крест (Распятие) Джунто Пизано.
- Фрески Пармского баптистерия.
- Коппо ди Марковальдо.
- Чимабуэ.
- Пьетро Каваллини.
- Санта-Мария-ин-Трастевере.
- Санта-Чечилия-ин-Трастевере.
- Роскошнейший часослов Герцога Беррийского.
- Часослов Роганова (1430-1435 гг.).
- Псалтирь Роберта Лисла (около 1330 г.).