Собор в Сиене.
Итальянские соборы во многом уступали готическим соборам Франции. Их создатели не задавались целью строить соборы во французском стиле лучше, чем французы. Скорее они стремились превзойти другие итальянские соборы по таким параметрам, как монументальность и оригинальность.
И снова Сиена вышла на старт первой, явив миру образчик настоящей гражданской мании величия. В 13 в. здесь началась реконструкция романского собора в стиле цистерцианского аббатства Сан-Гальгано. Однако затем было решено значительно увеличить размеры средокрестия, чтобы обеспечить надежную опору для гигантского купола, которому предстояло перекрыть почти все пространство центрального нефа.
Высота этого купола предопределила также изменения в проекте самого центрального нефа и западного фасада. У восточной оконечности здания возвели прямоугольный баптистерий, который из-за уклона почвы расположился ниже центрального нефа и должен был послужить основанием для нового хора. В дальнейшем алтарную часть намеревались расширить и снабдить пышным восточным фасадом.
Но затем от этой идеи отказались ради еще более грандиозного проекта. Под прямым углом к старому зданию было решено возвести новый собор, Дуомо Нуово, включив в него старое здание в качестве трансепта.
В согласии с этим планом построили стены центрального нефа и правый боковой неф нового собора. Однако затем специалисты из Флоренции указали на ошибки, допущенные при расчете пропорций опорных столбов и сводов. Они заявили, что из-за этих ошибок обрушится купол и, более того, новое здание нарушит гармоничную композицию старого.
В результате этого, а также из-за опустошительной “черной смерти”, постигшей сиенцев в 1348 г., строительные работы прекратились. Теперь собор Сиены представляет собой компромиссный вариант между старым романским зданием и амбициозным проектом 13 в. Как ни странно, он производит удивительно гармоничное и цельное впечатление – в основном благодаря единообразной облицовке интерьера и наружных стен, покрытых черно-белыми полосами мрамора.
Западный фаса. Скульптор и архитектор Джованни Пизано в 1284 г. приступил к возведению трехпортального растянутого фасада в Сиене, взяв за образец французские храмы (чтобы получить право на руководство этими работами, Джованни пришлось добиться принятия в члены городской коммуны, что для каменщика из другого города было непросто). Джованни создал трехчастный растянутый фасад, фланкированный двумя крепкими башнями.
На уровне нижнего яруса доминируют три глубокие, богато профилированные полуциркульные арки, увенчанные декоративными вимпергами, а в верхнем ярусе центральное место отведено огромному окну-розе, чьи пропорции и обрамление не вполне соотносятся с нижней частью фасада.
По бокам от розы расположены галереи с аркадами и фронтончиками, а весь фасад увенчан монументальным треугольным фронтоном, размещенным непосредственно над рамой окна-розы.
Тимпан и поверхности стен покрыты мозаикой и пышной лепниной; весь фасад украшен сложной статуарной системой (здесь присутствуют знаменитые “Пророки” работы самого Джованни Пизано). В целом можно сказать, что архитектурные элементы играют здесь роль фона для исключительно пышного скульптурного декора.
- Италия.
- Сант Анджело ин Формис.
- Сан Клементе в Риме.
- Германия.
- Церковь в Ламбахе.
- Франция.
- Берзе-ла-Виль.
- Испания.
- Сан Клементе де Тахуль.
- Санта Мария в Тауле.
- Королевский пантеон Сан Исидоро в Леоне.
- Англия.
- Фреска св. Павла в соборе в Кентербери.
- Англия.
- Большая винчестерская Библия.
- 1140 Г. – по указу аббата Сугерия началось обновление хора церкви бенедиктинского монастыря Сен-Дени. Заложила основу готики. Сугерий – настоятель Сен-Дени.
- Собор в Сансе.
- Собор Нотр-Дам в Нуайоне.
- Собор Нотр-Дам в Лане.
- Нотр-Дам в Париже (Нотр-Да-де-Пари).
- Церковь аббатства Сен-Реми в Реймсе.
- Нотр-Дам в Реймсе.
- Собор Нотр-Дам в Шартре.
- Собор Нотр-Дам в Амьене.
- Собор Сент-Этьен в Бурже.
- Собор Сен-Пьер в Бове.
- Нотр-Дам в Париже (Нотр-Да-де-Пари).
- 13 В. Во всех отношениях был веком расцвета Франции. При Людовике IX “Святом” (1226-1270 гг.) окончательно консолидировалось собранное воедино его предшественниками Французское государство.
- Скульптура.
- Витраж.
- Сент-Шапель в Париже.
- Собор Клермон-Феррана.
- Сент Урбен в Труа.
- Собор в Леоне.
- Церковь Санкт-Гереон в Кельне.
- Собор в Страсбурге.
- Собор в Кельне.
- Собор в Йорке.
- Лимбург на Лане.
- Магдебург.
- Либфрауэнкирхе (церковь Богоматери) в Трире.
- Церковь Св. Елизаветы в Марбурге.
- Собор в Страсбурге.
- Собор в Кельне.
- Санта Мария Новелла во Флоренции.
- Санта-Кроче во Флоренции.
- Собор в Сиене.
- Собор во Флоренции.
- Санта Мария дель Фьоре во Флоренции.
- Собор в Милане.
- Церковь Сан-Петронио в Больньи.
- Собор в Солсбери.
- Хор собора в Кентербери.
- Собор в Линкольне.
- Капелла святой Троицы в Солсбери.
- Собор в Уэлсе.
- Собор в Вестминстере.
- Собор в Йорке.
- Собор в Эксетере.
- Зал капитула в Уэльсе.
- Собор в Или.
- Хор собора в Глостере.
- Неф собора в Кентербери.
- Собор Винчестера.
- Часовня Королевского колледжа в Кембридже.
- Капелла Генрих VII в Вестминстере.
- Нотр-Дам в Санлисе.
- Церковь якобинцев (доминиканцев) в Тулузе.
- 1215 Г. – в Тулузе основан доминиканский орден – борьба с ересями. Якобинцы – в честь первого собрания, состоявшегося в Париже близ церкви Св. Иакова.
- Сент-Уэн в Руане.
- Собор Сент-Сесиль в Альби (1287 – ок. 1400 гг.).
- Дворец правосудия в Руане.
- Церковь св. Марии в Любеке.
- Собор Св. Вита в Праге.
- Церковь Святого Креста в Швабском Гмюнде.
- Церковь Санкт-Мартин в Ландсхуте.
- Церковь Санкт-Анна в Аннаберге (1499-1525 гг.).
- Церковь Богоматери в Ингольштадте.
- Зал Владислава в Пражском Граде (1493-1515 гг.).
- Церковь аббатства Сен-Дени.
- Нотр-Дам де Пари.
- Порталы трансепта в Шартре и переход к классической готике: портал “Торжество Богоматери”.
- Бамберг.
- Страсбург.
- Церковь аббатства Сен-Дени.
- Санлис.
- Лан и Санс.
- Нотр-Дам де Пари.
- Порталы трансепта в Шартре и переход к классической готике: портал “Торжество Богоматери”.
- Нотр-Дам.
- Часовня Сен Шапель.
- Бамберг.
- Магдебург.
- Собор св. Петра и Павла Наумбург.
- Страсбург.
- Никколо Пизано (ок. 1250-1280 гг.).
- Джованни Пизано (ок. 1248 – после 1314 гг.).
- Арнольфо ди Камбио (ок. 1254-1302/1310 гг.).
- Лоренцо Майтани (ок. 1270-1330 гг.).
- Андреа Пизано (ок. 1290/95-1348 гг.).
- Порталы трансепта собора в Руане.
- Нотр-Дам-де-Пари. “Адам”.
- Портал церкви Шартрез де Шанмоль Клауса Слютера.
- Сугериевские витражи в Сен-Дени.
- Буржский собор.
- Собор в Шартре.
- Часовня Сен-Шапель, Париж.
- Собор в Наумбурге.
- Собор в Страсбурге.
- Собор в Йорке.
- Собор Сент-Уэн в Руане.
- Собор Сент Урбен в Труа.
- Собор в Эвре.
- Псалтирь Св. Людовика.
- Псалтирь Windmail, 1280 г.
- Трактат о соколиной охоте Фридриха II (3-я четверть 13 в.).
- Испания и Португалия.
- Мозаики Монреаля.
- Мозаики Палатинской капеллы в Палермо.
- Мозаики Сан Марко в Венеции.
- Купол сотворения мира.
- Интерьер собора.
- Баптистерий.
- Капелла святого Исидора.
- Крест (Распятие) Джунто Пизано.
- Фрески Пармского баптистерия.
- Коппо ди Марковальдо.
- Чимабуэ.
- Пьетро Каваллини.
- Санта-Мария-ин-Трастевере.
- Санта-Чечилия-ин-Трастевере.
- Роскошнейший часослов Герцога Беррийского.
- Часослов Роганова (1430-1435 гг.).
- Псалтирь Роберта Лисла (около 1330 г.).