logo
ost

Витраж.

Мир средневековой знати предстает перед нами в сцене с витража “Святой Евстафий”, украшающего окно северного нефа собора в Шартре. Этот витраж составлен из больших и маленьких медальонов, сгруппированных вокруг центральных квадратов. Как и в Бурже, в палитре декоративных областей этого витража преобладают красные и синие тона, а цветовая гамма сюжетных композиций основана на сочетании зеленого, фиолетового, белого и желтого.

Первая сцена в квадрате изображает святого Евстафия, выезжающего на охоту. Бордюр, обрамляющий ее, одновременно служит опорой под ногами оленя, спасающегося бегством от охотников, которые как бы врываются в композицию слева. Создатель этой сцены, мастерски оперируя линиями контуров и сочетаниями тонов, добился того, что драпировка одежд не скрывает, а, напротив, подчеркивает мощное телосложение всадников.

Строительство соборов в Бурже и Шартре началось в 90-е гг. 12 в. По-видимому, заказчики уже тогда намеревались остеклить окна и открыли с этой целью мастерские. Однако оба описанных выше образца датируются первым десятилетием 13 в. Ни имен, ни биографий их создателей история не сохранила. Предполагают, что мастер “Святого Евстафия” приехал в Шартр с севера Франции, возможно, из Сен-Кантена. О буржском витражисте не известно ничего.

Высокое мастерство, с которым оформлены изящные складки одежд персонажей, позволяет включить витражи из Буржа и Шартра в контекст искусства Северной Франции и области Мааса второй половины 12 в. Драпировки такого рода встречаются на раннеготических витражах вплоть до 30-х гг. 13 в. и представляют собой отличительную особенность так называемого стиля “плоских складок”, или “классицизирующего” стиля.

Билет 31.

Второй этап зрелой готики в архитектуре Франции и его воздействие на другие архитектурные школы. 13 век в архитектуре европейской готики. Неф Сен-дени, Сен Шапель в Париже, трансепт Нотр Дам де Пари, собор Клермон-Феррана, Сент Урбен в Труа, собор в Леоне, Страсбурге, Кельне, Йорке.

Неф Сен-Дени.

В 1130-1140 гг. при обновлении романского здания 11 в. был возведен хор церкви Сен Мартен-де-Шан в Париже, имевшей нерегулярный план и несимметрично расположенные, слабо выступающие апсиды. Как в Морианвале, нервюры свода массивны и лишены профилировки.

Подобные же попытки имели место и при перестройке ряда церквей Северной Франции (например, в северной башне старого собора Шартра). Впервые во Франции они нашли архитектурно сознанное выражение в монастырской церкви Сен Дени под Парижем. Имя строителя церкви Сен Дени неизвестно. Автором архитектурного замысла и руководителем строительства был аббат Сугерий.

В 1137-1140 гг. к ранее существовавшей церкви был пристроен западный фасад с двумя башнями и двумя травеями подбашенной части. В 1140-1144 гг. были построены хор с семью капеллами вокруг апсиды и обходом в виде узкой галереи, а также крипта. Нефы и трансепт перестроены в 13 в.

Опоры нервюрных крестовых сводов, перекрывающих трапециевидные в плане травеи, поставлены еще слишком близко друг к другу. Но уже не стена, а отдельно стоящие опоры выполняют основную роль несущих элементов. В монументальной по формам подбашенной части столбы массивны, но расчленены, а проемы достаточно высоки.

Нервюры сводов еще слишком мощны для своей нагрузки (это отмечается и в хоре), но уже получили профилировку, которая вместе со стрельчатым очертанием свода придает всей композиции более легкий характер, нежели это было в романских постройках. В Сен Дени впервые удалось по-новому организовать довольно значительное пространство (подбашенная часть – 15*26 м, хор – 20*28 м), применив готическую систему конструкций.