Андреа Пизано (ок. 1290/95-1348 гг.).
Родом из Понтедеры близ Пизы. Вероятно, был подмастерьем у золотых дел мастера в Пизе или Флоренции, затем работал по золоту, слоновой кости и бронзе.
Двери Флорентийского баптистерия.
Бронза. Первое творение, подтвержденное документально. Работа 1230-1232, установлена 1236 г. Первая из 3 декоративных дверей на южном портале баптистерия, обращенном к городу.
Тематика свидетельствует, что дверь предназначалась для крещальни и ей регулярно пользовались. На ней – св. покровитель церкви – Иоанн Креститель, который защитник всего города и Калималы (гильдии торговцев сукном). Кроме того, открыты – каждая створка должна читаться отдельно.
Каждая – 14 рельефов. 10 верхних на левой посвящены житию св. Иоанна Крестителя; 10 верхних на правой – о его смерти. 8 нижних рельефов – аллегорические изображения добродетелей. Все сцены и фигуры заключены в квадрифолии, составленные из частей ромбов и окружностей и подобные тем, что встречаются в нижней зоне западного фасада собора в Руане и в декоре других французских церквей. Изображения распределены по горизонталям и вертикалям обычной сетки. Более того, высота постройки, изображенной на рельефе, где Саломея вручает своей матери голову Иоанна Крестителя, в точности соответствует длине квадрата, лежащего в основе квадрифолия. Таким образом, рамка превращается в систему отсчета пропорций, внося в данном случае дополнительный смысл в игру геометрических форм – квадрата и окружности.
Символическое значение квадрифолия. Стилизованные листья как стандартная форма репертуара готики были одним из главных приемов средневековой изобразительной символики – прежде всего благодаря их способности обозначать числа. Трифорий-трилистник – божественная сфера Небес, шестилистник – взаимосвязь божественной и земной сферы и 6 дней Творения. Квадрифолий – 4 стороны света, времени года, стихии и др., а также всю земную жизнь в целом как материальный мир. Изобразительное повествование об Иоанне Предтече помещено в рамки из квадрифолиев именно по той причине, что он, смертный земной человек, был избран крестителем Сына Божьего.
Кампанилла флорентийского собора Санта-Мария дель Фьоре.
Принял руководство работами после смерти Джотто в 1337 г. Старший руководитель работ по строительству колокольни – 3 ярус и украшение.
Нижние 2 яруса (Джотто) – рельефы в 6угольных или ромбовидных рамках. Почти все те из них, где изображены изобретатели искусств, приписываются Андреа Пизано. Рельефы с западной стены нижнего яруса вделаны в мраморные плиты непосредственно во время сооружения башни => Джотто и Андреа Пизано работали вместе с самого начала.
Рельеф, изображающий кузнеца за работой (руки Андреа Пизано, первый этап) – мастер в длинном одеянии и кожаном переднике, прикрывающем колени, защита от искр. Зажав клещами обрабатываемое изделие, мастер подносит его к горну, огонь в котором раздувают стоящие за его спиной мехи. Несмотря на современный антураж, мастер не похож на кузнецов 14 в. Волосы и борода, оформленные под влиянием античности, являются идентифицирующими атрибутами: с их учетом героя следует отнести к далекому прошлому, контексту греческих мифов и библейских легенд о первых людях. Это Тувалкаин, библейский потомок Каина, которому предписывалось изобретение кузнечного ремесла.
Интерьер кузницы, четко подразделенный на несколько секций и художественно подчиненный фигуре Тувалкаина, заключен в шестиугольную рамку. В композиции этой сцены распознается и характерное для Джотто стремление к созданию автономного изобразительного пространства. Мощный разряд энергии, четко структурированный интерьер, натуралистическая человеческая фигура.
Билет 45.
Позднеготическая скульптура Франции.
Алтарная преграда Нотр Дам, порталы трансепта собора в Руане, статуя Адама из музея Клюни в Париже, надгробие Филиппа Смелого, колодец Моисея и портал церкви Шартрез де Шанмоль Клауса Слютера, надгробие Филиппа По, алтарная преграда Альби, скульптурный ансамбль в Бру.
Для позднеготической скульптуры характерно (после середины XIII века):
1. готический натурализм-то есть подробность изображения(в деталях), конкретность предметного мира.
2. по сравнению со скульптурой зрелой готики: более реалистичная трактовка тела, наблюдение телесной формы, усиление s-образного изгиба, неустойчивое равновесие, измельчение образов, ясное проявление человеческого состояния, больше индивидуализации образов.
3.облагороженное изящество фигур—куртуазная элегантность.
4.К началу XIV века вотивная пластика приобрела форму свободно стоящей статуе. К этому времени искусство украшение порталов пошло на убыль, главное внимание—на скульптуре внутри соборов. + увеличение важности мемориальной пластики и ювелирной церковной утвари. Надгробия составили важный раздел в готической скульптуре Фр со времен Людовика XI. Он повелел обновить не менее 16 надгробий французских королей в Сан Дени. Это были сложные сооружения либо в виде балдахина, напоминавшие готические соборы, либо саркофаги с фигурами святых по периметру. Фигуры умерших стереотипны в XIII век, в XIV они станут более индивидуальными. На сторонах саркофагов часто – рельефы с изо погребального шествия.
+Богатое развитие скульптурного декора (например, преграда в Альби).
В период поздней готики получил большое развитие рельеф. Типична серия раскрашенных рельефов хорового обхода собора Парижской Богоматери (1318 — 1344), например жанрово трактованная композиция «Неверие Фомы». Беспощадно реставрированные в последующее время, рельефы все же дают достаточно ясное представление о своеобразном усилении реалистических моментов в передаче пропорций, жестов, мимики при одновременном измельчании образа.
Наряду с работами такого типа для поздней готики характерны и попытки продолжить традиции монументальной скульптуры высокой готики. Лучшими среди подобных произведений являются «Коронование Мадонны» (в вимперге среднего портала западного фасада Реймского собора) и очаровательный в своем почти ювелирном изяществе ажурный рельеф «Вознесение Марии» на северной стороне хорового обхода собора Парижской Богоматери (около 1319 г.). II все же в этих рафинированных, утонченно-поэтических композициях уже чувствуется налет своеобразного истощения — анемичности исчерпавшей себя средневековой культуры. Утрачивалось и былое мастерство больших монументальных композиций. Достаточно сравнить дробные по форме скульптуры западного фасада Руанского собора, расставленные в нишах, подобно статуэткам на этажерке, со статуями реймского фасада, чтобы явственно понять, насколько выродилось монументальное искусство готики.
Однако 14 век нельзя считать только временем упадка скульптуры. Мастера готической скульптуры во второй половине 14 в., в период, когда лишения и трудности Столетней войны резко снизили размах строительных работ и больших художественных заказов, все же сумели проявить новые силы. Зародились новые, по существу, противоречащие традициям и принципам готического искусства художественные явления, которые в своем последовательном развитии привели в течение 15 в. к преодолению изжившей себя средневековой условности, символичности художественного языка, а также средневековых форм синтеза архитектуры и скульптуры.
Росло светское начало в искусстве, углублялся интерес к портретной скульптуре, обычно мемориального назначения. Типичными примерами являются портретные статуи Карла V и его супруги Иоанны (1370-е гг.). Иногда такого рода статуи помещали не в храмах, а в замках (например, портретная статуя герцогини Беррийской — в замке Пуатье).
- Италия.
- Сант Анджело ин Формис.
- Сан Клементе в Риме.
- Германия.
- Церковь в Ламбахе.
- Франция.
- Берзе-ла-Виль.
- Испания.
- Сан Клементе де Тахуль.
- Санта Мария в Тауле.
- Королевский пантеон Сан Исидоро в Леоне.
- Англия.
- Фреска св. Павла в соборе в Кентербери.
- Англия.
- Большая винчестерская Библия.
- 1140 Г. – по указу аббата Сугерия началось обновление хора церкви бенедиктинского монастыря Сен-Дени. Заложила основу готики. Сугерий – настоятель Сен-Дени.
- Собор в Сансе.
- Собор Нотр-Дам в Нуайоне.
- Собор Нотр-Дам в Лане.
- Нотр-Дам в Париже (Нотр-Да-де-Пари).
- Церковь аббатства Сен-Реми в Реймсе.
- Нотр-Дам в Реймсе.
- Собор Нотр-Дам в Шартре.
- Собор Нотр-Дам в Амьене.
- Собор Сент-Этьен в Бурже.
- Собор Сен-Пьер в Бове.
- Нотр-Дам в Париже (Нотр-Да-де-Пари).
- 13 В. Во всех отношениях был веком расцвета Франции. При Людовике IX “Святом” (1226-1270 гг.) окончательно консолидировалось собранное воедино его предшественниками Французское государство.
- Скульптура.
- Витраж.
- Сент-Шапель в Париже.
- Собор Клермон-Феррана.
- Сент Урбен в Труа.
- Собор в Леоне.
- Церковь Санкт-Гереон в Кельне.
- Собор в Страсбурге.
- Собор в Кельне.
- Собор в Йорке.
- Лимбург на Лане.
- Магдебург.
- Либфрауэнкирхе (церковь Богоматери) в Трире.
- Церковь Св. Елизаветы в Марбурге.
- Собор в Страсбурге.
- Собор в Кельне.
- Санта Мария Новелла во Флоренции.
- Санта-Кроче во Флоренции.
- Собор в Сиене.
- Собор во Флоренции.
- Санта Мария дель Фьоре во Флоренции.
- Собор в Милане.
- Церковь Сан-Петронио в Больньи.
- Собор в Солсбери.
- Хор собора в Кентербери.
- Собор в Линкольне.
- Капелла святой Троицы в Солсбери.
- Собор в Уэлсе.
- Собор в Вестминстере.
- Собор в Йорке.
- Собор в Эксетере.
- Зал капитула в Уэльсе.
- Собор в Или.
- Хор собора в Глостере.
- Неф собора в Кентербери.
- Собор Винчестера.
- Часовня Королевского колледжа в Кембридже.
- Капелла Генрих VII в Вестминстере.
- Нотр-Дам в Санлисе.
- Церковь якобинцев (доминиканцев) в Тулузе.
- 1215 Г. – в Тулузе основан доминиканский орден – борьба с ересями. Якобинцы – в честь первого собрания, состоявшегося в Париже близ церкви Св. Иакова.
- Сент-Уэн в Руане.
- Собор Сент-Сесиль в Альби (1287 – ок. 1400 гг.).
- Дворец правосудия в Руане.
- Церковь св. Марии в Любеке.
- Собор Св. Вита в Праге.
- Церковь Святого Креста в Швабском Гмюнде.
- Церковь Санкт-Мартин в Ландсхуте.
- Церковь Санкт-Анна в Аннаберге (1499-1525 гг.).
- Церковь Богоматери в Ингольштадте.
- Зал Владислава в Пражском Граде (1493-1515 гг.).
- Церковь аббатства Сен-Дени.
- Нотр-Дам де Пари.
- Порталы трансепта в Шартре и переход к классической готике: портал “Торжество Богоматери”.
- Бамберг.
- Страсбург.
- Церковь аббатства Сен-Дени.
- Санлис.
- Лан и Санс.
- Нотр-Дам де Пари.
- Порталы трансепта в Шартре и переход к классической готике: портал “Торжество Богоматери”.
- Нотр-Дам.
- Часовня Сен Шапель.
- Бамберг.
- Магдебург.
- Собор св. Петра и Павла Наумбург.
- Страсбург.
- Никколо Пизано (ок. 1250-1280 гг.).
- Джованни Пизано (ок. 1248 – после 1314 гг.).
- Арнольфо ди Камбио (ок. 1254-1302/1310 гг.).
- Лоренцо Майтани (ок. 1270-1330 гг.).
- Андреа Пизано (ок. 1290/95-1348 гг.).
- Порталы трансепта собора в Руане.
- Нотр-Дам-де-Пари. “Адам”.
- Портал церкви Шартрез де Шанмоль Клауса Слютера.
- Сугериевские витражи в Сен-Дени.
- Буржский собор.
- Собор в Шартре.
- Часовня Сен-Шапель, Париж.
- Собор в Наумбурге.
- Собор в Страсбурге.
- Собор в Йорке.
- Собор Сент-Уэн в Руане.
- Собор Сент Урбен в Труа.
- Собор в Эвре.
- Псалтирь Св. Людовика.
- Псалтирь Windmail, 1280 г.
- Трактат о соколиной охоте Фридриха II (3-я четверть 13 в.).
- Испания и Португалия.
- Мозаики Монреаля.
- Мозаики Палатинской капеллы в Палермо.
- Мозаики Сан Марко в Венеции.
- Купол сотворения мира.
- Интерьер собора.
- Баптистерий.
- Капелла святого Исидора.
- Крест (Распятие) Джунто Пизано.
- Фрески Пармского баптистерия.
- Коппо ди Марковальдо.
- Чимабуэ.
- Пьетро Каваллини.
- Санта-Мария-ин-Трастевере.
- Санта-Чечилия-ин-Трастевере.
- Роскошнейший часослов Герцога Беррийского.
- Часослов Роганова (1430-1435 гг.).
- Псалтирь Роберта Лисла (около 1330 г.).