Франция.
Сен-Савен-сюр-Гартамп.
Цикл фресок на своде монастырской церкви Сен-Савен-сюр-Гартамп был создан на сто лет позже росписей в Оберцелле. Едва ли между двумя циклами есть что-то общее. В Сен-Савене архитектура как структурный элемент живописно-повествовательной цепочки практически не использована. Зато предметное содержание организовано в более живой фигуративной манере. Фигуры более динамичны, они гармонично объединяются в групповые композиции. Возможно, это объясняется отсутствием живописной архитектуры, а также тем, что художники предпочли изображать действие на фоне пейзажа.
Первая реакция посетителя этой церкви – замешательство, потому что ему приходится переводить взгляд по потолку в тщетном поиске единой логической последовательности сцен. Свод разделен на две северные и две южные секции, или полосы. Направление “чтения” – с запада на восток, однако его прерывают хаотичные скачки и резкие переходы от одной полосы сцен на другую. Схема объясняет запутанный повествовательный порядок. Зрителя удивляет, что, за исключением первых трех ниш в северной секции, где рассказывается о Сотворении мира, сцены, показанные в верхней северной полосе, тянутся с запада на восток, а затем внезапно “перебрасываются” на соседнюю верхнюю южную полосу, где идут уже с востока на запад. Там, в полосе южной аркады, они продолжают историю Авраама, которая “читается” с запада на восток. После этого приходится возвращаться к четвертой северной нише, чтобы следить за рассказом о Моисее вплоть до “горы Синая”, которая изображена в полосе северной аркады и должна читаться в восточном направлении. За единственным исключением – а именно полосы южной аркады, все сцены расположены в порядке слева направо.
Причина же такого “улиткообразного” расположения повествования весьма прагматичная. Из документов известно, что роспись потолка должна была завершиться к намеченному сроку освящения церкви. Уже на последней стадии строительства художники приступали к работе и взбирались на леса, где каменщики еще штукатурили свод. Пока те трудились над арочными секциями потолка, художники начинали расписывать уже оштукатуренную вершину свода. А по окончании работы каменщиков живописцы продолжали цикл в арочных секциях.
Лишь одну сцену можно рассматривать как синхронную картину, т. е. такую, где несколько событий разворачиваются в хронологической последовательности, но изображаются в одном живописном пространстве. Это сцена сотворения людей: Бог склоняется над лежащим Адамом и вынимает у него ребро. Затем Адам изображен рядом со своим творцом, слушая его наставления, он смотрит на Еву. Ева стоит спиной к древу познания, поворачивается и покидает Эдемский сад после грехопадения. Здесь дважды происходит перемена или поворот фигур, так что единое пространство распадается на отдельные сценки: Адам показан дважды – лежащим и стоящим над собственным телом, а Ева словно обходит вокруг древа познания. Это типично византийская система повествования. Впервые в такой своеобразной форме она появляется в так называемой Венской Книге Бытия – византийской рукописи, относящейся к последней трети 6 в.
По выстраиванию повествовательных циклов византийский и оттоновский стили весьма схожи. Тем не менее появился и индивидуальный “западный” стиль повествования, иллюстрацией которого могут послужить, например, оттоновские фрески на острове Райхенау. В Сен-Савене сходство с оттоновскими фресками и миниатюрами заметно в приеме сочетания архитектуры с фигурами.
Например, в цикле с Иосифом, который тянется вдоль основной части полосы южной аркады, действия фигур связаны с соседствующими архитектурными элементами так же, как в церкви Санкт Георг в Оберцелле. Повествование начинается с того, что Иаков посылает Иосифа к братьям, а заканчивается триумфом Иосифа.
Часть фресок столь сильно повреждена, что сопровождающая их архитектурная полоска не всегда видна. История об Иосифе и жене Потифара обрамлена такими архитектурными элементами, как крупный свод с арками и маленькие башенки. Жена Потифара пытается соблазнить Иосифа и берется за край его одежды, а тот пускается в бегство. Немного левее, снова под нарисованной аркой, она протягивает одежды Иосифа мужу и обвиняет юношу.
Повествовательная ситуация не лишена пикантности: женщина показывает на Иосифа, который бежит от нее в предыдущей сцене, тогда как другая рука указывает на его одежду, уже лежащую на коленях у Потифара. Так ее ложь недвусмысленно видна зрителю – но не Потифару, который правой рукой указывает в сторону темницы.
Как и в оттоновской настенной живописи, архитектуре здесь тоже отводится особая роль. Она оформляет последовательные сцены, разделяя связующие элементы, например Иосифа и жену Потифара, или соединяя разделительные элементы – например, женщину, появляющуюся дважды, и Иосифа в первой сцене. Поскольку повествовательная цепочка не совпадает с направлением чтения цикла, сплошная последовательность действия прерывается. Поэтому архитектурные элементы можно рассматривать просто как характерные атрибуты отдельных событий.
В сцене “Иосиф трактует сны фараона” виден великолепный образец городской архитектуры, превратившийся в экседру – наподобие тех, которые ранее появлялись в каролингских книжных миниатюрах. Перед экседрой мы видим фараона на троне, который, опершись на скипетр и слегка наклонив голову, слушает речи Иосифа. Последний, почтительно склонившись вперед, стоит за архитектурной рамой. Один из стражников держит связанные руки Иосифа и величественным жестом указывает на фараона. Следующая сцена – “Возвышение Иосифа” – разворачивается на схожем городском фоне. Иосиф появляется с левой стороны, стоя спиной к предыдущему изображению, когда он кланялся и толковал сны фараона.
Как уже говорилось выше, повествовательное изображение весьма сложно. Общая последовательность рассказа, переход от одного элемента к другому движется слева направо, т. е. противоположно направлению чтения.
Однако отдельные сцены, изображенные каждая внутри своего живописного пространства, располагаются в соответствии с обычным направлением чтения. В большинстве случаев это относится к направлению движения фигур. Чтобы придать хотя бы некоторую композиционную прочность рекурсивному повествованию, художник создавал сплошную архитектурную полосу, которая указывала бы на непрерывность действия и уравновешивала бы прерывистый ход рассказа.
О фресках, украшающих свод Сен-Савена, разумеется, не следует судить только с точки зрения их формальных или повествовательных особенностей. Художника заботило другое: от него требовалось рассказать историю от сотворения мира до смерти Моисея с помощью избранных и важных для экзегетики сцен, которые следовало распределить по всему сводчатому потолку. Поэтому при выстраивании повествовательной композиции приоритет отдавался скорее расположению событий повествования, чем сплошному повествовательному потоку.Так, распространенные сюжеты – вроде строительства Вавилонской башни или Ноева ковчега – размещались в особенно удобных для обозрения местах.
Сцена, изображающая строительство Вавилонской башни, даже превращается в своеобразное пособие по средневековому строительному искусству: люди на собственных спинах переносят грубо обтесанные каменные глыбы. На башне мы видим архитектора: он стоит с отвесом в правой руке и собирается подхватить камень, который ему кто-то протягивает. На переднем плане каменщик зачерпывает из ведра строительный раствор. Рядом с ведром – лебедка, с помощью которой на веревке поднимают груз наверх. А затем внезапно появляется Бог-Отец, чтобы покарать строителей за дерзость замысла, смешав их языки.
Эта фреска, занимающая центральное место на своде, являет резкий контраст с остальными фресками благодаря легкой и просторной композиции, которая помогает внести разнообразие в зачастую чересчур плотный ряд сцен. Любопытно в иконографическом отношении, что картина с противоположной стороны, служащая как бы ее тематическим “аналогом”, изображает проклятие Каина, только что убившего брата. Перед нами предстают два изображения Божьего проклятия: первое падает на одного человека, а второе – на целый народ. Весьма вероятно, что художник сознательно стремился выявить и отобразить такую связь.
Другим распространенным живописным сюжетом был Ноев ковчег. Как это было принято в Средние века, художник изобразил ковчег в разрезе. Судя по корпусу, ковчег представляет собой корабль викингов с форштевнем, укрепленным чудовищами, и трехэтажной надстройкой с маленькой рулевой рубкой, как и описано в Библии. Ковчег занимает все пространство картины. Из окошек под круглыми арками выглядывают животные, а семейство Ноя разместилось на верхнем этаже. В воде плавают трупы, а в небе парит голубка, возвещающая скорое окончание потопа. Все это говорит о том, что ковчег уже давно плавает по морю. Возможно, пассажиры подумывают о том, где бросить якорь, потому что сыновья Ноя разместилось на верхнем этаже. В воде плавают трупы, а в небе парит голубка, возвещающая скорое окончание потопа. Все это говорит о том, что ковчег уже давно плавает по морю. Возможно, пассажиры подумывают о том, где бросить якорь, потому что сыновья Ноя забрались на корму и нос корабля.
Если “Вавилонская башня” с формальной точки зрения облегчает общую композицию росписей свода, то “Ноев ковчег” служит своего рода поворотной точкой повествования. Фреской хочется долго любоваться, разглядывая детали. Можно опознать животных и оценить корабельные стати ковчега. Средневековый житель Северной Европы мало что знал о мире. Основное знание составляли библейские события и рассказы о странных вещах, происходящих на чужбине. Вероятно, разглядывая эту картину с Ноевым ковчегом, он впервые в жизни видел таких экзотических зверей, как тигры и львы, а также тропических птиц.
Художники, создававшие росписи свода, придавали большое значение сопутствующим деталям. Это относится не только к городскому пейзажу из цикла с Иосифом, но в равной степени и к изображению средневековой строительной техники или к сбору урожая в сценах, посвященных Ною. Очень часто встречаются изображения растений и животных, вкрапленные и в отдельные сцены, и в промежутки между сценами в качестве художественных атрибутов. В церкви Сен-Савен библейская история превращается в сжатый пересказ истории цивилизации средневекового мира.
- Италия.
- Сант Анджело ин Формис.
- Сан Клементе в Риме.
- Германия.
- Церковь в Ламбахе.
- Франция.
- Берзе-ла-Виль.
- Испания.
- Сан Клементе де Тахуль.
- Санта Мария в Тауле.
- Королевский пантеон Сан Исидоро в Леоне.
- Англия.
- Фреска св. Павла в соборе в Кентербери.
- Англия.
- Большая винчестерская Библия.
- 1140 Г. – по указу аббата Сугерия началось обновление хора церкви бенедиктинского монастыря Сен-Дени. Заложила основу готики. Сугерий – настоятель Сен-Дени.
- Собор в Сансе.
- Собор Нотр-Дам в Нуайоне.
- Собор Нотр-Дам в Лане.
- Нотр-Дам в Париже (Нотр-Да-де-Пари).
- Церковь аббатства Сен-Реми в Реймсе.
- Нотр-Дам в Реймсе.
- Собор Нотр-Дам в Шартре.
- Собор Нотр-Дам в Амьене.
- Собор Сент-Этьен в Бурже.
- Собор Сен-Пьер в Бове.
- Нотр-Дам в Париже (Нотр-Да-де-Пари).
- 13 В. Во всех отношениях был веком расцвета Франции. При Людовике IX “Святом” (1226-1270 гг.) окончательно консолидировалось собранное воедино его предшественниками Французское государство.
- Скульптура.
- Витраж.
- Сент-Шапель в Париже.
- Собор Клермон-Феррана.
- Сент Урбен в Труа.
- Собор в Леоне.
- Церковь Санкт-Гереон в Кельне.
- Собор в Страсбурге.
- Собор в Кельне.
- Собор в Йорке.
- Лимбург на Лане.
- Магдебург.
- Либфрауэнкирхе (церковь Богоматери) в Трире.
- Церковь Св. Елизаветы в Марбурге.
- Собор в Страсбурге.
- Собор в Кельне.
- Санта Мария Новелла во Флоренции.
- Санта-Кроче во Флоренции.
- Собор в Сиене.
- Собор во Флоренции.
- Санта Мария дель Фьоре во Флоренции.
- Собор в Милане.
- Церковь Сан-Петронио в Больньи.
- Собор в Солсбери.
- Хор собора в Кентербери.
- Собор в Линкольне.
- Капелла святой Троицы в Солсбери.
- Собор в Уэлсе.
- Собор в Вестминстере.
- Собор в Йорке.
- Собор в Эксетере.
- Зал капитула в Уэльсе.
- Собор в Или.
- Хор собора в Глостере.
- Неф собора в Кентербери.
- Собор Винчестера.
- Часовня Королевского колледжа в Кембридже.
- Капелла Генрих VII в Вестминстере.
- Нотр-Дам в Санлисе.
- Церковь якобинцев (доминиканцев) в Тулузе.
- 1215 Г. – в Тулузе основан доминиканский орден – борьба с ересями. Якобинцы – в честь первого собрания, состоявшегося в Париже близ церкви Св. Иакова.
- Сент-Уэн в Руане.
- Собор Сент-Сесиль в Альби (1287 – ок. 1400 гг.).
- Дворец правосудия в Руане.
- Церковь св. Марии в Любеке.
- Собор Св. Вита в Праге.
- Церковь Святого Креста в Швабском Гмюнде.
- Церковь Санкт-Мартин в Ландсхуте.
- Церковь Санкт-Анна в Аннаберге (1499-1525 гг.).
- Церковь Богоматери в Ингольштадте.
- Зал Владислава в Пражском Граде (1493-1515 гг.).
- Церковь аббатства Сен-Дени.
- Нотр-Дам де Пари.
- Порталы трансепта в Шартре и переход к классической готике: портал “Торжество Богоматери”.
- Бамберг.
- Страсбург.
- Церковь аббатства Сен-Дени.
- Санлис.
- Лан и Санс.
- Нотр-Дам де Пари.
- Порталы трансепта в Шартре и переход к классической готике: портал “Торжество Богоматери”.
- Нотр-Дам.
- Часовня Сен Шапель.
- Бамберг.
- Магдебург.
- Собор св. Петра и Павла Наумбург.
- Страсбург.
- Никколо Пизано (ок. 1250-1280 гг.).
- Джованни Пизано (ок. 1248 – после 1314 гг.).
- Арнольфо ди Камбио (ок. 1254-1302/1310 гг.).
- Лоренцо Майтани (ок. 1270-1330 гг.).
- Андреа Пизано (ок. 1290/95-1348 гг.).
- Порталы трансепта собора в Руане.
- Нотр-Дам-де-Пари. “Адам”.
- Портал церкви Шартрез де Шанмоль Клауса Слютера.
- Сугериевские витражи в Сен-Дени.
- Буржский собор.
- Собор в Шартре.
- Часовня Сен-Шапель, Париж.
- Собор в Наумбурге.
- Собор в Страсбурге.
- Собор в Йорке.
- Собор Сент-Уэн в Руане.
- Собор Сент Урбен в Труа.
- Собор в Эвре.
- Псалтирь Св. Людовика.
- Псалтирь Windmail, 1280 г.
- Трактат о соколиной охоте Фридриха II (3-я четверть 13 в.).
- Испания и Португалия.
- Мозаики Монреаля.
- Мозаики Палатинской капеллы в Палермо.
- Мозаики Сан Марко в Венеции.
- Купол сотворения мира.
- Интерьер собора.
- Баптистерий.
- Капелла святого Исидора.
- Крест (Распятие) Джунто Пизано.
- Фрески Пармского баптистерия.
- Коппо ди Марковальдо.
- Чимабуэ.
- Пьетро Каваллини.
- Санта-Мария-ин-Трастевере.
- Санта-Чечилия-ин-Трастевере.
- Роскошнейший часослов Герцога Беррийского.
- Часослов Роганова (1430-1435 гг.).
- Псалтирь Роберта Лисла (около 1330 г.).