logo
ost

Нотр-Дам-де-Пари. “Адам”.

Статуя обнаженного Адама, ныне выставленная в музее де Клюни, некогда соседствовала с фигурой Евы и украшала южный фасад трансепта собора Нотр-Дам-де-Пари. Адам и Ева стояли у ног Спасителя, рядом с которым ангелы держали орудия Страстей и дули в трубы. Одна рука Адама, а также кисти рук и ступни реставрированы, но это ничуть не умаляет выдающихся достоинств скульптуры.

Детали этого изящного, немного удлиненного по сравнению с нормальными пропорциями тела проработаны с чрезвычайной тонкостью и сдержанностью. Отсутствие одежды позволяет без труда оценить изящную контрапостную позу: слегка отставленное правое бедро Адама продолжает линию правой ноги, на которую приходится вес тела. Левое плечо развернуто вперед, уравновешивая левую ногу, которая немного длиннее правой. Голова слегка повернута направо.

В этой единственной из дошедших до нас от 13 в. французских обнаженных статуй в натуральную величину наглядно передано физическое движение, подобное тому, что мы уже встречали в фигуре “Золотой Мадонны” из Амьена, - но там оно было замаскировано складками одежды. Статуя Адама свидетельствует о значительном прогрессе в восприятии человеческого тела и его двигательных возможностей. Можно предположить, что прежде это изваяние стояло в нише, а следовательно, на него можно было смотреть лишь спереди. Очистка статуи показала также, что первоначально тело Адама было окрашено в бледно-розовый цвет.

Это произведение тесно связано с другой группой фигур работы того же скульптора – “Сошествием Христа в ад”, которая в прошлом украшала алтарную преграду, а ныне хранится в Лувре. В статуе Христа движения переданы еще смелее, чем в изваяниях Адама с южного фасада. И Адам, и скульптурная группа из Лувра датируются периодом вскоре после 1260 г.