Страсбург.
Наряду с собором Бамберга, собор в Страсбурге был крупнейшим строительным проектом в области немецкого храмового зодчества того периода. В начале 20-х гг. 13 в. сюда пригласили скульпторов из Шартра, чтобы украсить двухчастный портал южного трансепта статуями в самом современном стиле.
Первоначальный вид этого богато орнаментированного портала известен нам лишь по гравюре, датируемой 1617 г., т. к. во время Французской революции он почти разрушен.
Сохранилась сцена “Успение Богоматери”. На перемычке под ней некогда было “Положение Богоматери во гроб”, а на перемычке под правым тимпаном портала – “Вознесение” и “Вручение пояса Богоматери святому Фоме”. Правый тимпан до сих пор украшает “Коронование Богоматери”. На откосах дверей были помещены 12 апостолов, а между входами портала – царь Соломон на троне судьи и над ним – поясная статуя Христа. Портал фланкировали аллегорические изображения Церкви (справа) и Синагоги (слева), сделанные на основании средневековой интерпретации Песни Песней Соломона, как и в Бамберге. Эти статуи, оригиналы которых хранятся в Музее Нотр-Дам, были заменены на фасаде копиями. Фигуры на откосах и перемычках, а также статуя Соломона – реконструкции XIX в.
Синагога и Церковь – необычно – повернуты друг к другу и к центральной фигуре двухчастного портала – Соломону. Конфликт решается не спором, как обычно, а более мирно. Фигура Церкви горделива, с короной, в руках – чаша и крест – результат реконструкции. Повернулась к Синагоге сказать последнее слово. Синагога еще держит сломанное копье и скрижали Завета, на ней еще повязка, но она уже готова через секунду смириться. Соломон – в роли типологического предшественника Христа – не только в традиционной функции мудрого судьи, но и как предтеча Небесного Жениха. Он примирит их.
Иконографическая программа этого портала, включающая идею использования церкви как зала суда, дополняется Колонной Ангелов в интерьере южного рукава трансепта. Восьмигранный ствол со связанными колоннами украшен статуями, составляющими вместе систему персонажей “Страшного Суда”. Нижняя зона – 4 евангелиста со свитками под балдахином, опираясь на постаменты в виде капителей с декором в виде почек и молодых листьев; средняя – трубят в трубы 4 ангела Страшного суда. Верхняя – Христос в окружении ангелов, держащих орудия Страстей. Христос поднимает левую руку, демонстрируя рану на боку. Под капителью, на которой стоит его трон, помещены фигурки воскресших людей, обращающихся к нему с молитвой, заступники – Иоанн и Мария – не включены в композицию. Нет сцены отделения праведников от грешников.
В традиции древней судебной символики Колонна Ангелов отмечала также место, где епископ вершил церковный суд. Связь с декором двухчастного портала трансепта.
Стилистическая связь – все статуи и снаружи, и внутри здания высоки и изящны; все стоят на постаментах. Одеяния с множеством тонко прорисованных складок – даже на тимпане с “Успением Богоматери” – выглядят легкими и почти прозрачными, не скрывающими очертаний и движений тела. Такие изображения одежды появились в Страсбурге раньше, чем в Бамберге и вообще возможно впервые в Германии.
Билет 40.
Французская готическая скульптура 1150-1200-х гг. Сен-Дени, Шартр, Ле Ман, Санлис, Лан, Нотр Дам.
- Италия.
- Сант Анджело ин Формис.
- Сан Клементе в Риме.
- Германия.
- Церковь в Ламбахе.
- Франция.
- Берзе-ла-Виль.
- Испания.
- Сан Клементе де Тахуль.
- Санта Мария в Тауле.
- Королевский пантеон Сан Исидоро в Леоне.
- Англия.
- Фреска св. Павла в соборе в Кентербери.
- Англия.
- Большая винчестерская Библия.
- 1140 Г. – по указу аббата Сугерия началось обновление хора церкви бенедиктинского монастыря Сен-Дени. Заложила основу готики. Сугерий – настоятель Сен-Дени.
- Собор в Сансе.
- Собор Нотр-Дам в Нуайоне.
- Собор Нотр-Дам в Лане.
- Нотр-Дам в Париже (Нотр-Да-де-Пари).
- Церковь аббатства Сен-Реми в Реймсе.
- Нотр-Дам в Реймсе.
- Собор Нотр-Дам в Шартре.
- Собор Нотр-Дам в Амьене.
- Собор Сент-Этьен в Бурже.
- Собор Сен-Пьер в Бове.
- Нотр-Дам в Париже (Нотр-Да-де-Пари).
- 13 В. Во всех отношениях был веком расцвета Франции. При Людовике IX “Святом” (1226-1270 гг.) окончательно консолидировалось собранное воедино его предшественниками Французское государство.
- Скульптура.
- Витраж.
- Сент-Шапель в Париже.
- Собор Клермон-Феррана.
- Сент Урбен в Труа.
- Собор в Леоне.
- Церковь Санкт-Гереон в Кельне.
- Собор в Страсбурге.
- Собор в Кельне.
- Собор в Йорке.
- Лимбург на Лане.
- Магдебург.
- Либфрауэнкирхе (церковь Богоматери) в Трире.
- Церковь Св. Елизаветы в Марбурге.
- Собор в Страсбурге.
- Собор в Кельне.
- Санта Мария Новелла во Флоренции.
- Санта-Кроче во Флоренции.
- Собор в Сиене.
- Собор во Флоренции.
- Санта Мария дель Фьоре во Флоренции.
- Собор в Милане.
- Церковь Сан-Петронио в Больньи.
- Собор в Солсбери.
- Хор собора в Кентербери.
- Собор в Линкольне.
- Капелла святой Троицы в Солсбери.
- Собор в Уэлсе.
- Собор в Вестминстере.
- Собор в Йорке.
- Собор в Эксетере.
- Зал капитула в Уэльсе.
- Собор в Или.
- Хор собора в Глостере.
- Неф собора в Кентербери.
- Собор Винчестера.
- Часовня Королевского колледжа в Кембридже.
- Капелла Генрих VII в Вестминстере.
- Нотр-Дам в Санлисе.
- Церковь якобинцев (доминиканцев) в Тулузе.
- 1215 Г. – в Тулузе основан доминиканский орден – борьба с ересями. Якобинцы – в честь первого собрания, состоявшегося в Париже близ церкви Св. Иакова.
- Сент-Уэн в Руане.
- Собор Сент-Сесиль в Альби (1287 – ок. 1400 гг.).
- Дворец правосудия в Руане.
- Церковь св. Марии в Любеке.
- Собор Св. Вита в Праге.
- Церковь Святого Креста в Швабском Гмюнде.
- Церковь Санкт-Мартин в Ландсхуте.
- Церковь Санкт-Анна в Аннаберге (1499-1525 гг.).
- Церковь Богоматери в Ингольштадте.
- Зал Владислава в Пражском Граде (1493-1515 гг.).
- Церковь аббатства Сен-Дени.
- Нотр-Дам де Пари.
- Порталы трансепта в Шартре и переход к классической готике: портал “Торжество Богоматери”.
- Бамберг.
- Страсбург.
- Церковь аббатства Сен-Дени.
- Санлис.
- Лан и Санс.
- Нотр-Дам де Пари.
- Порталы трансепта в Шартре и переход к классической готике: портал “Торжество Богоматери”.
- Нотр-Дам.
- Часовня Сен Шапель.
- Бамберг.
- Магдебург.
- Собор св. Петра и Павла Наумбург.
- Страсбург.
- Никколо Пизано (ок. 1250-1280 гг.).
- Джованни Пизано (ок. 1248 – после 1314 гг.).
- Арнольфо ди Камбио (ок. 1254-1302/1310 гг.).
- Лоренцо Майтани (ок. 1270-1330 гг.).
- Андреа Пизано (ок. 1290/95-1348 гг.).
- Порталы трансепта собора в Руане.
- Нотр-Дам-де-Пари. “Адам”.
- Портал церкви Шартрез де Шанмоль Клауса Слютера.
- Сугериевские витражи в Сен-Дени.
- Буржский собор.
- Собор в Шартре.
- Часовня Сен-Шапель, Париж.
- Собор в Наумбурге.
- Собор в Страсбурге.
- Собор в Йорке.
- Собор Сент-Уэн в Руане.
- Собор Сент Урбен в Труа.
- Собор в Эвре.
- Псалтирь Св. Людовика.
- Псалтирь Windmail, 1280 г.
- Трактат о соколиной охоте Фридриха II (3-я четверть 13 в.).
- Испания и Португалия.
- Мозаики Монреаля.
- Мозаики Палатинской капеллы в Палермо.
- Мозаики Сан Марко в Венеции.
- Купол сотворения мира.
- Интерьер собора.
- Баптистерий.
- Капелла святого Исидора.
- Крест (Распятие) Джунто Пизано.
- Фрески Пармского баптистерия.
- Коппо ди Марковальдо.
- Чимабуэ.
- Пьетро Каваллини.
- Санта-Мария-ин-Трастевере.
- Санта-Чечилия-ин-Трастевере.
- Роскошнейший часослов Герцога Беррийского.
- Часослов Роганова (1430-1435 гг.).
- Псалтирь Роберта Лисла (около 1330 г.).