Зал Владислава в Пражском Граде (1493-1515 гг.).
Своды послужили моделью для сводов в Аннаберге и аналогичных проектов. Создана южногерманским мастером Бенедиктом Ридом. Благодаря длинным гибким нервюрам, устремляющимся во всех направлениях и формирующим сеть ячеек, пространство зала освобождается от традиционного монотонного господства прямоугольных форм.
Зал Владислава состоит, в сущности, только из свода – прочие элементы играют лишь второстепенную роль.
Билет 39.
Готический скульптурный портал: структура и иконография. Порталы Сен-Дени, западный портал Шартра, западные порталы Нотр Дам, порталы трансепта Шартра, порталы Амьена, Реймса, Буржа, Бамберга, Страсбурга.
Статуи, украшающие так называемые “Королевские врата” (три портала на западном фасаде собора в Шартре), часто трактуются как подлинная квинтэссенция раннеготической скульптуры. (Первоначально здесь было 24 статуи, но сохранилось только 19). Эти порталы были построены в 1145-1155 гг., после того как пожар уничтожил некоторые части собора. Статуи “Королевских врат” не являются старейшим произведением готической скульптуры: были еще статуи в Сен-Дени, созданные ранее 1140 г. Тем не менее, по мнению историков искусства, именно шартрские статуи знаменуют переход от романской скульптуры к раннеготической.
Именно в Шартре скульптурный рельеф впервые отделился от стены: пластические изображения на колоннах, обрамляющие портал, “шагнули вперед”. И с этим “шагом”, причинам которого историки искусства пока не нашли исчерпывающего объяснения, в истории скульптуры началась новая эпоха. Эти статуи, высеченные вместе с колоннами из цельных каменных блоков, еще нельзя назвать свободно стоящими, но они уже вплотную приблизились к типу круглой скульптуры.
Будучи неразрывно соединенными с архитектурными элементами портала, они тем не менее воспринимаются как независимые. Их неотразимое эстетическое обаяние объясняется в первую очередь необычайно удлиненными формами и соответствующим эпохе богатым придворным одеянием. Изысканные шелка ниспадают длинными складками, похожими на пучки тонких колонок.
При взгляде на эти статуи-колонны на откосах центрального портала западного фасада в Шартре сразу бросается в глаза контраст между “скованной” колонообразной формой и почти церемониальной стилизованностью поз, с одной стороны, и тем фактом, что каждая фигура имеет собственный, почти индивидуальный характер, - с другой.
Образцовый пример такой индивидуализированности – противопоставление двух королев: на левом откосе центрального портала помещена изящная фигура королевы с длинными девичьими косами, а на правом откосе напротив него – изображение зрелой женщины с округлившимся животом.
Неоднократно предпринимались попытки интерпретировать также выражение лиц, которое придали шартрские мастера статуям на откосах центральной двери. В середине 19 в. французский архитектор и выдающийся реставратор средневековых зданий Виолле-ле-Дюк утверждал, что головых этих изваяний имеют “портретный характер”. О статуи одного из пророков, украшающей центральный портал, он писал “Взгляд его ироничен; рот презрителен и насмешлив”. И далее: “...вся эта фигура являет собой смесь решительности, величия и проницательности. В приподнятых бровях заметны даже некоторое легкомыслие и тщеславие, однако они говорят и о недюжинном уме, о способности сохранять хладнокровие в минуту опасности”.
Подобные описания (нередко приводящие к диаметрально противоположным выводам) появляются и по сей день; особенно популярны они были в эпоху бурного расцвета психологической науки и принесли богатые плоды в сфере художественной литературы. Безусловно, до появления этих статуй ничего подобного средневековая скульптура не знала. Но утверждать, что мастера пытались передать здесь портретное сходство с реальным людьми, было бы неправомерно, хотя, отражая возрастные различия, создатели шартрских статуй и впрямь близко следовали природе.
Описывая шартрский собор в своей книге “Зарождение монументального стиля в Средние века” (1894), Вильгельм Фёге признал, что эти статуи, высеченные из цельных каменных глыб, действительно открыли новую главу в истории скульптуры. Он показал каким образом скульпторам удалось создать стилистическое единство в декоре портала. Иными словами, Фёге извлек эти изваяния из контекста поздней романики и определил их как образец зарождающейся готической скульптуры.
Не ограничившись этим, он пошел дальше и впервые предпринял попытку на основе стилистических критериев приписать авторство отдельных статуй различным скульпторам, чьей “интеллектуальной собственностью”, по выражению Вольфганга Шенклуна, они являлись. В своем исследовании Фёге связал шартрские статуи с несколько боле ранней школой, которая, по его мнению, оказала решающее и устойчивое влияние на развитие французской скульптуры. Эта теория сыграла важную роль в истории искусств, ибо вплоть до недавнего времени она лежала в основе общепринятой концепции раннеготической скульптуры во Франции.
Столь широкая популярность интерпретации Фёге объясняется главным образом тем, что многие скульптуры с более раннего портала в Сен-Дени до нас не дошли: они были уничтожены в 18 в., а последовавшие за этим в 18-19 вв. Попытки реконструкции оказались крайне неудачными.
Таким образом, распознать в статуях Сен-Дени непосредственных предшественников шартрских изваяний не удавалось лишь по случайному стечению обстоятельств, так как последние сохранились почти в первозданном виде, а первые погибли.
Но, как показали недавние исследования, есть основания сомневаться даже в том, что расположение статуй на шартрском портале было оригинальным. Безусловно, более резонно было бы принять гипотезу, что первый “королевский портал” появился именно в Сен-Дени, где притязания на политическую легитимность королевской власти должны были подкрепляться эффектной иконографической программой, сочетавшей в себе религиозные мотивы с политическими.
- Италия.
- Сант Анджело ин Формис.
- Сан Клементе в Риме.
- Германия.
- Церковь в Ламбахе.
- Франция.
- Берзе-ла-Виль.
- Испания.
- Сан Клементе де Тахуль.
- Санта Мария в Тауле.
- Королевский пантеон Сан Исидоро в Леоне.
- Англия.
- Фреска св. Павла в соборе в Кентербери.
- Англия.
- Большая винчестерская Библия.
- 1140 Г. – по указу аббата Сугерия началось обновление хора церкви бенедиктинского монастыря Сен-Дени. Заложила основу готики. Сугерий – настоятель Сен-Дени.
- Собор в Сансе.
- Собор Нотр-Дам в Нуайоне.
- Собор Нотр-Дам в Лане.
- Нотр-Дам в Париже (Нотр-Да-де-Пари).
- Церковь аббатства Сен-Реми в Реймсе.
- Нотр-Дам в Реймсе.
- Собор Нотр-Дам в Шартре.
- Собор Нотр-Дам в Амьене.
- Собор Сент-Этьен в Бурже.
- Собор Сен-Пьер в Бове.
- Нотр-Дам в Париже (Нотр-Да-де-Пари).
- 13 В. Во всех отношениях был веком расцвета Франции. При Людовике IX “Святом” (1226-1270 гг.) окончательно консолидировалось собранное воедино его предшественниками Французское государство.
- Скульптура.
- Витраж.
- Сент-Шапель в Париже.
- Собор Клермон-Феррана.
- Сент Урбен в Труа.
- Собор в Леоне.
- Церковь Санкт-Гереон в Кельне.
- Собор в Страсбурге.
- Собор в Кельне.
- Собор в Йорке.
- Лимбург на Лане.
- Магдебург.
- Либфрауэнкирхе (церковь Богоматери) в Трире.
- Церковь Св. Елизаветы в Марбурге.
- Собор в Страсбурге.
- Собор в Кельне.
- Санта Мария Новелла во Флоренции.
- Санта-Кроче во Флоренции.
- Собор в Сиене.
- Собор во Флоренции.
- Санта Мария дель Фьоре во Флоренции.
- Собор в Милане.
- Церковь Сан-Петронио в Больньи.
- Собор в Солсбери.
- Хор собора в Кентербери.
- Собор в Линкольне.
- Капелла святой Троицы в Солсбери.
- Собор в Уэлсе.
- Собор в Вестминстере.
- Собор в Йорке.
- Собор в Эксетере.
- Зал капитула в Уэльсе.
- Собор в Или.
- Хор собора в Глостере.
- Неф собора в Кентербери.
- Собор Винчестера.
- Часовня Королевского колледжа в Кембридже.
- Капелла Генрих VII в Вестминстере.
- Нотр-Дам в Санлисе.
- Церковь якобинцев (доминиканцев) в Тулузе.
- 1215 Г. – в Тулузе основан доминиканский орден – борьба с ересями. Якобинцы – в честь первого собрания, состоявшегося в Париже близ церкви Св. Иакова.
- Сент-Уэн в Руане.
- Собор Сент-Сесиль в Альби (1287 – ок. 1400 гг.).
- Дворец правосудия в Руане.
- Церковь св. Марии в Любеке.
- Собор Св. Вита в Праге.
- Церковь Святого Креста в Швабском Гмюнде.
- Церковь Санкт-Мартин в Ландсхуте.
- Церковь Санкт-Анна в Аннаберге (1499-1525 гг.).
- Церковь Богоматери в Ингольштадте.
- Зал Владислава в Пражском Граде (1493-1515 гг.).
- Церковь аббатства Сен-Дени.
- Нотр-Дам де Пари.
- Порталы трансепта в Шартре и переход к классической готике: портал “Торжество Богоматери”.
- Бамберг.
- Страсбург.
- Церковь аббатства Сен-Дени.
- Санлис.
- Лан и Санс.
- Нотр-Дам де Пари.
- Порталы трансепта в Шартре и переход к классической готике: портал “Торжество Богоматери”.
- Нотр-Дам.
- Часовня Сен Шапель.
- Бамберг.
- Магдебург.
- Собор св. Петра и Павла Наумбург.
- Страсбург.
- Никколо Пизано (ок. 1250-1280 гг.).
- Джованни Пизано (ок. 1248 – после 1314 гг.).
- Арнольфо ди Камбио (ок. 1254-1302/1310 гг.).
- Лоренцо Майтани (ок. 1270-1330 гг.).
- Андреа Пизано (ок. 1290/95-1348 гг.).
- Порталы трансепта собора в Руане.
- Нотр-Дам-де-Пари. “Адам”.
- Портал церкви Шартрез де Шанмоль Клауса Слютера.
- Сугериевские витражи в Сен-Дени.
- Буржский собор.
- Собор в Шартре.
- Часовня Сен-Шапель, Париж.
- Собор в Наумбурге.
- Собор в Страсбурге.
- Собор в Йорке.
- Собор Сент-Уэн в Руане.
- Собор Сент Урбен в Труа.
- Собор в Эвре.
- Псалтирь Св. Людовика.
- Псалтирь Windmail, 1280 г.
- Трактат о соколиной охоте Фридриха II (3-я четверть 13 в.).
- Испания и Португалия.
- Мозаики Монреаля.
- Мозаики Палатинской капеллы в Палермо.
- Мозаики Сан Марко в Венеции.
- Купол сотворения мира.
- Интерьер собора.
- Баптистерий.
- Капелла святого Исидора.
- Крест (Распятие) Джунто Пизано.
- Фрески Пармского баптистерия.
- Коппо ди Марковальдо.
- Чимабуэ.
- Пьетро Каваллини.
- Санта-Мария-ин-Трастевере.
- Санта-Чечилия-ин-Трастевере.
- Роскошнейший часослов Герцога Беррийского.
- Часослов Роганова (1430-1435 гг.).
- Псалтирь Роберта Лисла (около 1330 г.).