logo
ost

Порталы трансепта собора в Руане.

Около 1300 г., в первое десятилетие 14 в., были возведены порталы на обоих фасадах трансепта собора Нотр-Дам в Руане.

Портал южного фасада, выходящий на Пляс де ля Календ, считается более поздней работой; как минимум с 15 в. он носит имя этой площади. На всех трех регистрах тимпана изображены сцены “Страстей Христовых”. На центральной колонне портала помещено изваяние Христа, на откосах – статуи апостолов; все эти фигуры стоят на высоких пьедесталах.

Установленные между тонкими полуколоннами и обрамленные вертикальными полосами орнамента из квадрифолиев, эти пьедесталы украшены барельефами с циклами на темы ветхозаветных преданий: на центральной колонне портала представлена история Иова, на правом откосе – цикл, посвященный Иосифу, на левом – цекл, связанный с Иаковым.

Эти барельефы читаются, как книга в картинках, и излагают соответствующие легенды чрезвычайно подробно, однако с художественной точки зрения выполнены довольно примитивно. Иконографически и типологических они связаны со сценами “Страстей Христовых” на тимпане, но отличаются от них присутствием новаторского элемента – повествовательности.

Портал де Либрер – “Портал Книготорговцев” на северном фасаде – обязан своим названием тому, что начиная с 15 в. во дворе перед ним торговали книгами. От его тимпана, посвященного теме Страшного Суда сохранились только 2 нижних регистра.

На нижнем, композиция которого производит исключительное впечатление, изображено “Воскресение мертвых”, на верхнем – “Отделение праведников от грешников”. Несмотря на то что жесты и позы фигур заимствованы из стандартного репертуара форм, при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что сцена на нижнем регистре совершенно необычна: люди, встающие из могил, расположены в два ряда, которые вопреки традиции не распределены на 2 регистра, а совмещены внутри одной горизонтальной секции. Это создает впечатление сумятицы и беспорядка, разительно контрастирующих с исключительной четкостью структуры, свойственной тимпанам других французских соборов.

На верхнем рельефе ряды фигур размещены “внахлест”, что также создает ощущение пространственной глубины, более типичной для рельефов, например, итальянского Никколо Пизано, чем для французской пластики. И все же, несмотря на появление новых стилистических элементов, которым в дальнейшем предстояло развиваться и совершенствоваться, большинство скульптурных форм на обоих рассмотренных порталах собора принадлежат к традициям предыдущего века.