Собор в Милане.
Звания итоговых произведений итальянской средневековой архитектуры заслуживают, каждое по-своему, два строения: собор в Милане и церковь Сан-Петронио в Болонье.
Милан, резиденция правителей Ломбардии, к концу 14 в. превратился в процветающую столицу при Джане Галеаццо Висконти, власть которого в какой-то период простиралась на всю Северную Италию. Потому ни у кого не возникало сомнений в том, что епископская церковь этого города ни в чем не должна уступать лучшим соборам христианского мира. И в 1386-1387 гг. Симоне де Орсениго начал работу над проектом гигантского здания с длинным трансептом, оснащенным боковыми нефами, и огромным многоугольным деамбулаторием. Структура этого плана восходила к североитальянским моделям (таким, как романский собор в Пьяченце).
Но прежде чем приступать к строительству этого здания (интерьер которого должен был превзойти по своим масштабам все известные на тот период образцы), следовало разрешить непростые технические проблемы. С этой целью собрали целую комиссию экспертов из разных стран. От самой Италии в ней были представлены мастера-каменщики из семейства да Кампьоне и математик Габриэле Сторналоко. Из Франции прибыл Никола де Бонавентуре, а позднее живописец Жан Миньо; из Германии – Ганс Парлерж, Генрих Парлерж III, Иоганн фон Фрайбург и знаменитый швабский мастер-каменщик, специалист по возведению башен Ульрих фон Энсинген.
Основную проблему представлял собой вертикальный разрез собора, высота которого должна была сравняться с шириной (при этом стены предстояло выложить из мрамора). Следовало также тончайшим образом рассчитать пропорцию между высотой центрального нефа и четырех боковых, и не только по техническим причинам, но и ради “трансцендентной гармонии”, которая и являлась главной целью строителей собора.
Благодаря сохранившимся планам и наброскам мы отчетливо осведомлены о том, с какими разногласиями и техническими затруднениями столкнулись эксперты, решая задачу создания этого “идеального собора”. Постоянно высказывавшиеся сомнения по поводу практичности столь масштабного проекта решались в форме “сомнений и ответов”. Генрих Палерж высказывался в пользу сверхвысокого центрального нефа, как в соборах Кельна и Ульма, однако итальянцы проголосовали за другую планировку, в которой ширина здания превышала бы высоту. Парлерж в ярости выбежал вон, громко проклиная “великий ущерб и вред, которыми грозят сии злодеяния”.
В 1400 г., когда строители собрались приступить к возведению сводов возник спор между Жаном Миньо и его итальянскими коллегами, которые настаивали на современном строении (Миньо был приверженцем средневековых строительных схем).
В ходе этого спора итальянские каменщики продемонстрировали, что прекрасно знакомы с архитектурой Франции. С непоколебимой самоуверенностью они предложили исправить ошибки, допущенные при строительстве парижского собора Нотр-Дам (в первую очередь те, что повлекли за собой чрезмерную мрачность интерьера), и возвести его новую версию на основе классических пропорций, в итальянском стиле.
В 1401 г. была созвана новая комиссия, которая рассмотрела возражения Миньо и было решено вернуться к проекту математика Сторналоко. Его план вертикального разреза здания был основан на равнобедренных треугольниках, и эту пифагорейскую концепцию теперь предстояло приложить к уже возведенным частям здания. Миньо остался не у дел.
Итальянские мастера-каменщики не ошиблись в своих расчетах: собор не рухнул и по сей день. Несмотря на то что строительство его завершилось лишь в 1572 г., а довольно большие участки внешних стен обрели декор лишь в 18-19 вв., этот собор стал поистене впечатляющим памятником позднесредневековой архитектуры.
Колоссальная ширина интерьера, в котором установлена 52 пучка колонн, разделенных узкими интервалами, не оставляет равнодушным ни одного посетителя, хотя строителям так и не удалось решить проблему “чрезмерной мрачности интерьера”. Уникальная особенность собора – размещение скульптур на импостах над капителями. Внешний вид здания определился, главным образом, в 19 в., в период неоготики, но полосы филигранного ажурного кружева, украшающие окна и стены, и линия крыши, состоящая из бесчисленных щипцов и башенок, позволяют почувствовать первоначальный замысел средневековых архитекторов.
- Италия.
- Сант Анджело ин Формис.
- Сан Клементе в Риме.
- Германия.
- Церковь в Ламбахе.
- Франция.
- Берзе-ла-Виль.
- Испания.
- Сан Клементе де Тахуль.
- Санта Мария в Тауле.
- Королевский пантеон Сан Исидоро в Леоне.
- Англия.
- Фреска св. Павла в соборе в Кентербери.
- Англия.
- Большая винчестерская Библия.
- 1140 Г. – по указу аббата Сугерия началось обновление хора церкви бенедиктинского монастыря Сен-Дени. Заложила основу готики. Сугерий – настоятель Сен-Дени.
- Собор в Сансе.
- Собор Нотр-Дам в Нуайоне.
- Собор Нотр-Дам в Лане.
- Нотр-Дам в Париже (Нотр-Да-де-Пари).
- Церковь аббатства Сен-Реми в Реймсе.
- Нотр-Дам в Реймсе.
- Собор Нотр-Дам в Шартре.
- Собор Нотр-Дам в Амьене.
- Собор Сент-Этьен в Бурже.
- Собор Сен-Пьер в Бове.
- Нотр-Дам в Париже (Нотр-Да-де-Пари).
- 13 В. Во всех отношениях был веком расцвета Франции. При Людовике IX “Святом” (1226-1270 гг.) окончательно консолидировалось собранное воедино его предшественниками Французское государство.
- Скульптура.
- Витраж.
- Сент-Шапель в Париже.
- Собор Клермон-Феррана.
- Сент Урбен в Труа.
- Собор в Леоне.
- Церковь Санкт-Гереон в Кельне.
- Собор в Страсбурге.
- Собор в Кельне.
- Собор в Йорке.
- Лимбург на Лане.
- Магдебург.
- Либфрауэнкирхе (церковь Богоматери) в Трире.
- Церковь Св. Елизаветы в Марбурге.
- Собор в Страсбурге.
- Собор в Кельне.
- Санта Мария Новелла во Флоренции.
- Санта-Кроче во Флоренции.
- Собор в Сиене.
- Собор во Флоренции.
- Санта Мария дель Фьоре во Флоренции.
- Собор в Милане.
- Церковь Сан-Петронио в Больньи.
- Собор в Солсбери.
- Хор собора в Кентербери.
- Собор в Линкольне.
- Капелла святой Троицы в Солсбери.
- Собор в Уэлсе.
- Собор в Вестминстере.
- Собор в Йорке.
- Собор в Эксетере.
- Зал капитула в Уэльсе.
- Собор в Или.
- Хор собора в Глостере.
- Неф собора в Кентербери.
- Собор Винчестера.
- Часовня Королевского колледжа в Кембридже.
- Капелла Генрих VII в Вестминстере.
- Нотр-Дам в Санлисе.
- Церковь якобинцев (доминиканцев) в Тулузе.
- 1215 Г. – в Тулузе основан доминиканский орден – борьба с ересями. Якобинцы – в честь первого собрания, состоявшегося в Париже близ церкви Св. Иакова.
- Сент-Уэн в Руане.
- Собор Сент-Сесиль в Альби (1287 – ок. 1400 гг.).
- Дворец правосудия в Руане.
- Церковь св. Марии в Любеке.
- Собор Св. Вита в Праге.
- Церковь Святого Креста в Швабском Гмюнде.
- Церковь Санкт-Мартин в Ландсхуте.
- Церковь Санкт-Анна в Аннаберге (1499-1525 гг.).
- Церковь Богоматери в Ингольштадте.
- Зал Владислава в Пражском Граде (1493-1515 гг.).
- Церковь аббатства Сен-Дени.
- Нотр-Дам де Пари.
- Порталы трансепта в Шартре и переход к классической готике: портал “Торжество Богоматери”.
- Бамберг.
- Страсбург.
- Церковь аббатства Сен-Дени.
- Санлис.
- Лан и Санс.
- Нотр-Дам де Пари.
- Порталы трансепта в Шартре и переход к классической готике: портал “Торжество Богоматери”.
- Нотр-Дам.
- Часовня Сен Шапель.
- Бамберг.
- Магдебург.
- Собор св. Петра и Павла Наумбург.
- Страсбург.
- Никколо Пизано (ок. 1250-1280 гг.).
- Джованни Пизано (ок. 1248 – после 1314 гг.).
- Арнольфо ди Камбио (ок. 1254-1302/1310 гг.).
- Лоренцо Майтани (ок. 1270-1330 гг.).
- Андреа Пизано (ок. 1290/95-1348 гг.).
- Порталы трансепта собора в Руане.
- Нотр-Дам-де-Пари. “Адам”.
- Портал церкви Шартрез де Шанмоль Клауса Слютера.
- Сугериевские витражи в Сен-Дени.
- Буржский собор.
- Собор в Шартре.
- Часовня Сен-Шапель, Париж.
- Собор в Наумбурге.
- Собор в Страсбурге.
- Собор в Йорке.
- Собор Сент-Уэн в Руане.
- Собор Сент Урбен в Труа.
- Собор в Эвре.
- Псалтирь Св. Людовика.
- Псалтирь Windmail, 1280 г.
- Трактат о соколиной охоте Фридриха II (3-я четверть 13 в.).
- Испания и Португалия.
- Мозаики Монреаля.
- Мозаики Палатинской капеллы в Палермо.
- Мозаики Сан Марко в Венеции.
- Купол сотворения мира.
- Интерьер собора.
- Баптистерий.
- Капелла святого Исидора.
- Крест (Распятие) Джунто Пизано.
- Фрески Пармского баптистерия.
- Коппо ди Марковальдо.
- Чимабуэ.
- Пьетро Каваллини.
- Санта-Мария-ин-Трастевере.
- Санта-Чечилия-ин-Трастевере.
- Роскошнейший часослов Герцога Беррийского.
- Часослов Роганова (1430-1435 гг.).
- Псалтирь Роберта Лисла (около 1330 г.).