logo
ost

Страсбург.

Наряду с собором Бамберга, собор в Страсбурге был крупнейшим строительным проектом в области немецкого храмового зодчества того периода. В начале 20-х гг. 13 в. сюда пригласили скульпторов из Шартра, чтобы украсить двухчастный портал южного трансепта статуями в самом современном стиле.

Первоначальный вид этого богато орнаментированного портала известен нам лишь по гравюре, датируемой 1617 г., т. к. во время Французской революции он почти разрушен.

Сохранилась сцена “Успение Богоматери”. На перемычке под ней некогда было “Положение Богоматери во гроб”, а на перемычке под правым тимпаном портала – “Вознесение” и “Вручение пояса Богоматери святому Фоме”. Правый тимпан до сих пор украшает “Коронование Богоматери”. На откосах дверей были помещены 12 апостолов, а между входами портала – царь Соломон на троне судьи и над ним – поясная статуя Христа. Портал фланкировали аллегорические изображения Церкви (справа) и Синагоги (слева), сделанные на основании средневековой интерпретации Песни Песней Соломона, как и в Бамберге. Эти статуи, оригиналы которых хранятся в Музее Нотр-Дам, были заменены на фасаде копиями. Фигуры на откосах и перемычках, а также статуя Соломона – реконструкции XIX в.

Синагога и Церковь – необычно – повернуты друг к другу и к центральной фигуре двухчастного портала – Соломону. Конфликт решается не спором, как обычно, а более мирно. Фигура Церкви горделива, с короной, в руках – чаша и крест – результат реконструкции. Повернулась к Синагоге сказать последнее слово. Синагога еще держит сломанное копье и скрижали Завета, на ней еще повязка, но она уже готова через секунду смириться. Соломон – в роли типологического предшественника Христа – не только в традиционной функции мудрого судьи, но и как предтеча Небесного Жениха. Он примирит их.

Иконографическая программа этого портала, включающая идею использования церкви как зала суда, дополняется Колонной Ангелов в интерьере южного рукава трансепта. Восьмигранный ствол со связанными колоннами украшен статуями, составляющими вместе систему персонажей “Страшного Суда”. Нижняя зона – 4 евангелиста со свитками под балдахином, опираясь на постаменты в виде капителей с декором в виде почек и молодых листьев; средняя – трубят в трубы 4 ангела Страшного суда. Верхняя – Христос в окружении ангелов, держащих орудия Страстей. Христос поднимает левую руку, демонстрируя рану на боку. Под капителью, на которой стоит его трон, помещены фигурки воскресших людей, обращающихся к нему с молитвой, заступники – Иоанн и Мария – не включены в композицию. Нет сцены отделения праведников от грешников.

В традиции древней судебной символики Колонна Ангелов отмечала также место, где епископ вершил церковный суд. Связь с декором двухчастного портала трансепта.

Стилистическая связь – все статуи и снаружи, и внутри здания высоки и изящны; все стоят на постаментах. Одеяния с множеством тонко прорисованных складок – даже на тимпане с “Успением Богоматери” – выглядят легкими и почти прозрачными, не скрывающими очертаний и движений тела. Такие изображения одежды появились в Страсбурге раньше, чем в Бамберге и вообще возможно впервые в Германии.

Билет 43.

Итальянская готическая скульптура.

Николо Пизано: фонтан в Перудже, кафедры Пизанского баптистерия и Сиенского собора. Арнольфо де Камбио. Джованни Пизано: кафедра церкви Сант Андреа в Пистойе и собора в Пизе, статуи Сиенского собора. Лоренцо Маитани: скульптура собора в Орвьето. Андреа Пизано: двери флорентинского баптистерия и рельефы кампаниллы во Флоренции.

В отличие от французской итальянская готическая скульптура была далеко не так тесно связана с архитектурой. Тип французского “фигурного” портала с богатым пластическим декором откосов и архивольтов не получил в Италии широкого распространения. И все же итальянская скульптура начала 13 в. несет отчетливые следы влияния скульптуры Иль-де-Франса, хотя связана в первую очередь с внутренним убранством и декором храмов. Ранняя готическая пластика в Италии, все еще находящаяся под явным воздействием романики, не чужда и заимствований из прочих традиций – либо восточных, либо более строгих византийских.

Кроме того, к югу от Альп отчетливее, чем во всех иных регионах Европы, прослеживается связь с наследием античного мира: империя Гогенштауфенов при императоре Фридрихе II (1220-1250 гг.) ориентировалась на модель Древнего Рима. К тому же именно в Италии раньше, чем в других странах, начался процесс индивидуального самоутверждения художников.