Санта-Чечилия-ин-Трастевере.
Санта-Чечилия-ин-Трастевере — средневековая титулярная базилика в Риме в честь святой Чечилии, христианской мученицы и покровительницы музыки. Церковь расположена в районе Трастевере. Первая церковь на этом месте возникла в V веке, по легенде, на месте дома дочери римского патриция — Кикилии и её мужа Валериана, которые при Марке Аурелии погибли мученической смертью.
Новое здание было воздвигнуто в IX веке по примеру Санта-Сабина, Сан-Лоренцо-ин-Лучина, а в XVI веке перестроено в стиле барокко. Посдедуюшие реставрации проходили в 1725, 1823, 1955 и 1980 годах.
Перед алтарем находится мраморная статуя «Мученичество святой Чечилии» святой работы Стефано Мадерно (1599—1600 года). Мощи святой были перенесены из катакомб святого Каллиста в церковь.
В церкви находится фрагменты фрески «Страшный Суд» Пьетро Каваллини (1293 г.). Потолок украшает фреска «Коронование святой Кикилии» (1725 год).
Билет 52.
Готическая книжная миниатюра 14 – начала 15 вв.
Псалтирь Робера де Лилль, псалтирь Латрелла, Бревиарий Бельвилль Жана Пюселля, иллюстрации к Гийому де Машо, миниатюры Великой хроники Франции короля Карла V, миниатюры “Прекраснейшего” часослова герцога Беррийского, часослова Роганов, “Роскошнейшего” часослова герцога Беррийского.
Переход от романской живописи к готической связан с тем, что “прозрачная” структура собора не позволяла использовать большое количество фресок. Живопись играла подчиненную роль и старалась имитировать господствующие и весьма дорогие техники мозаики и витража.
Этот переходный этап сменился эпохой чрезвычайно плодотворного взаимодействия между живописью и архитектурой, в ходе которого появились новые, весьма интересные темы и вариации. Нередко заимствование мотивов и структурных элементов из области архитектуры существенно повышало эстетическую ценность живописного произведения.
Переход к готическим принципам изображения совершился в миниатюре позже, чем в архитектуре, – в начале XIII века.
XIII век – изменение внешнего вида листа.
Употребление остроугольного готического письма, которое зародилось на севере Франции в XI веке, полностью оформилось к XII веку и сообщило тексту характер ажурного узора.
Большие сюжетные инициалы с XIII века стали исполнять на цветном фоне из разноцветных ромбов и квадратом. В XIV веке пришел растительный орнамент.
Орнамент стал выноситься на поля.
XIV век – новые явления. Начало использования светотеневой моделировки, приемы которой пришли из Италии. Но при этом сохранение декоративности. Утонченность линий. Перегруженность миниатюры фигурами.
С XIV века во Франции – станковая живопись. Ее влияние на миниатюру (в частности, появление портретов).
XIV век ознаменован окончательным утверждением сюжетной иллюстрации с чертами реалистической достоверности, с другой же стороны, искусство готической миниатюры обретает особое богатство и выразительность в отношении орнаментики, соединяющей чисто декоративные мотивы с утонченным гротеском и фантастикой.
+Сложные архитектурные фоны.
Постепенно, изготовление рукописных книг перестает быть делом монастырей и переходит в руки городских властей.—наемные артели художников, работавших на заказ.
Книги:
1.религиозные: Библии,псалтири,бревиарии.
2.свтеские: трактаты об охоте, бестиарии.
Псалтырь Робера де Лилля.
На иллюстрации к “Псалтыри Робера де Лилля” изображено “Колесо десяти возрастов человека” со всеведущим Богом в центре. Источником вдохновения для живописца служило окно-роза готического собора. А промежутки между лучами, исходящими от лика Бога, заполнены звездчатым и черепитчатым орнаментом, имитирующим поверхность лопастей нервюрного свода.
Доли круга – чередуются красные и синие. Медальоны, где изображен человек в разных возрастах, желтые. А все в целом происходит на зеленом фоне.
Бельвильский Бревиарий (между 1323 и 1326 гг.).
Жан Пюсель (2 четверть XIV века).
Жан Пюсель, также, как и Оноре, работавший на улице Эренбур, предположительно пользовался еще большим авторитетом, чем мастер Оноре. Если мастер Оноре склонен был концентрировать внимание скорее на живописном мотиве, чем на декоративных моментах, то Жан Пюсель изобретал и разрабатывал разнообразные декоративные черты. Он стал украшать орнаментами поля книг и не только инициалы, но и простые заглавные буквы в тексте; архитектурные мотивы включались у него в орнамент, образуя почти абстрактные узоры.
Особый интерес представляет его “Декабрь” из “Бельвильского Бревиария”, созданный около 1325 г. Труды этого месяца воплощены в фигуре дровосека и пылающем у него за спиной зимнем костре, сложенном из свежесрубленных дров. Богоматерь, Царица Небесная, держит в руке знамя с изображением Младенца Христа в яслях. Нижнее поле украшено фигурой пророка, держащего в руке ленту со словами “Я пришел пробудить детей твоих”. Это аллюзия на Церковь, Воскресение и вечную жизнь, подкрепленная образом рушащейся синагоги. На боковых полях в лозы и листья вплетены маленькие гротескные фигурки – так называемые “дролери” (забавы). Грациозность этих миниатюрных фигурок и успешная интеграция орнамента, архитектурных мотивов и текста делают работу Жана Пюсселя особенно привлекательной.
Разумная ясность. Он довел до совершенства искусство украшений на полях(так называемые дролеры) и способствовал его расцвету во Франции.
На страницах Бревиария – бабочки, стрекозы, птицы, подвижные человеческие фигурки.
В сюжетных сценах библейского цикла мастер моделирует объемы светотенью и окружает действие архитектурными кулисами. Появление узкой полоски пространства.
Часослов Жанны д’Эврё (1325-1328).
Миниатюры выполнены гризайлью, фигуры трактованы объемно, пространство стало трехмерным.
Иллюстрация произведений Гийома де Машо.
Гийом де Машо – поэт и композитор первой половины 14 в. Сочинял любовную лирику и церковные песнопения. 1350-1355 гг.
Сочетание: текст, иллюстрация, ноты.
Миниатюры Великой хроники Франции короля Карла V (ок. 1380 г.).
Проявление, как и в скульптуре, галантной куртуазности. Неправильные пропорции. Исторические сюжеты. Помазание Карла VI на царство. Попытка передачи пространства.
Отсюда миниатюра “Император Карл IV и король Карл V французский смотрят представление о крестовых походах”. Праздничный стол, за ним стоят короли, а перед ними разыгрывается представление. На картине изображена даже лодка. А справа – крепость, которую штурмуют крестоносцы. По бокам страница пустая, а картина обрамлена деревьями с листьями.
Миниатюры “Прекраснейшего” часослова герцога Беррийского (1400-1407 гг.).
Сочетание готической декоративности с новыми приемами передачи объема из Италии.
Миниатюры Прекрасного часослова герцога Беррийского, авторство которых ученые некогда преписывали Яну ван Эйку, сочетают в себе великолепные пейзажи с интерьерами, представленными в безупречной перспективе, и с орнаментами на полях в манере Жана Пюселя.
На каждой странице имеется по 2 изображения – одно большое сверху над текстом, и одно маленькое узкой полоской снизу под текстом. Вокруг всей этой композиции идет орнамент вроде веток с листьями. Такая композиция – например “Рождество святого Иоанна Крестителя” и “Крещение Христа”.
- Италия.
- Сант Анджело ин Формис.
- Сан Клементе в Риме.
- Германия.
- Церковь в Ламбахе.
- Франция.
- Берзе-ла-Виль.
- Испания.
- Сан Клементе де Тахуль.
- Санта Мария в Тауле.
- Королевский пантеон Сан Исидоро в Леоне.
- Англия.
- Фреска св. Павла в соборе в Кентербери.
- Англия.
- Большая винчестерская Библия.
- 1140 Г. – по указу аббата Сугерия началось обновление хора церкви бенедиктинского монастыря Сен-Дени. Заложила основу готики. Сугерий – настоятель Сен-Дени.
- Собор в Сансе.
- Собор Нотр-Дам в Нуайоне.
- Собор Нотр-Дам в Лане.
- Нотр-Дам в Париже (Нотр-Да-де-Пари).
- Церковь аббатства Сен-Реми в Реймсе.
- Нотр-Дам в Реймсе.
- Собор Нотр-Дам в Шартре.
- Собор Нотр-Дам в Амьене.
- Собор Сент-Этьен в Бурже.
- Собор Сен-Пьер в Бове.
- Нотр-Дам в Париже (Нотр-Да-де-Пари).
- 13 В. Во всех отношениях был веком расцвета Франции. При Людовике IX “Святом” (1226-1270 гг.) окончательно консолидировалось собранное воедино его предшественниками Французское государство.
- Скульптура.
- Витраж.
- Сент-Шапель в Париже.
- Собор Клермон-Феррана.
- Сент Урбен в Труа.
- Собор в Леоне.
- Церковь Санкт-Гереон в Кельне.
- Собор в Страсбурге.
- Собор в Кельне.
- Собор в Йорке.
- Лимбург на Лане.
- Магдебург.
- Либфрауэнкирхе (церковь Богоматери) в Трире.
- Церковь Св. Елизаветы в Марбурге.
- Собор в Страсбурге.
- Собор в Кельне.
- Санта Мария Новелла во Флоренции.
- Санта-Кроче во Флоренции.
- Собор в Сиене.
- Собор во Флоренции.
- Санта Мария дель Фьоре во Флоренции.
- Собор в Милане.
- Церковь Сан-Петронио в Больньи.
- Собор в Солсбери.
- Хор собора в Кентербери.
- Собор в Линкольне.
- Капелла святой Троицы в Солсбери.
- Собор в Уэлсе.
- Собор в Вестминстере.
- Собор в Йорке.
- Собор в Эксетере.
- Зал капитула в Уэльсе.
- Собор в Или.
- Хор собора в Глостере.
- Неф собора в Кентербери.
- Собор Винчестера.
- Часовня Королевского колледжа в Кембридже.
- Капелла Генрих VII в Вестминстере.
- Нотр-Дам в Санлисе.
- Церковь якобинцев (доминиканцев) в Тулузе.
- 1215 Г. – в Тулузе основан доминиканский орден – борьба с ересями. Якобинцы – в честь первого собрания, состоявшегося в Париже близ церкви Св. Иакова.
- Сент-Уэн в Руане.
- Собор Сент-Сесиль в Альби (1287 – ок. 1400 гг.).
- Дворец правосудия в Руане.
- Церковь св. Марии в Любеке.
- Собор Св. Вита в Праге.
- Церковь Святого Креста в Швабском Гмюнде.
- Церковь Санкт-Мартин в Ландсхуте.
- Церковь Санкт-Анна в Аннаберге (1499-1525 гг.).
- Церковь Богоматери в Ингольштадте.
- Зал Владислава в Пражском Граде (1493-1515 гг.).
- Церковь аббатства Сен-Дени.
- Нотр-Дам де Пари.
- Порталы трансепта в Шартре и переход к классической готике: портал “Торжество Богоматери”.
- Бамберг.
- Страсбург.
- Церковь аббатства Сен-Дени.
- Санлис.
- Лан и Санс.
- Нотр-Дам де Пари.
- Порталы трансепта в Шартре и переход к классической готике: портал “Торжество Богоматери”.
- Нотр-Дам.
- Часовня Сен Шапель.
- Бамберг.
- Магдебург.
- Собор св. Петра и Павла Наумбург.
- Страсбург.
- Никколо Пизано (ок. 1250-1280 гг.).
- Джованни Пизано (ок. 1248 – после 1314 гг.).
- Арнольфо ди Камбио (ок. 1254-1302/1310 гг.).
- Лоренцо Майтани (ок. 1270-1330 гг.).
- Андреа Пизано (ок. 1290/95-1348 гг.).
- Порталы трансепта собора в Руане.
- Нотр-Дам-де-Пари. “Адам”.
- Портал церкви Шартрез де Шанмоль Клауса Слютера.
- Сугериевские витражи в Сен-Дени.
- Буржский собор.
- Собор в Шартре.
- Часовня Сен-Шапель, Париж.
- Собор в Наумбурге.
- Собор в Страсбурге.
- Собор в Йорке.
- Собор Сент-Уэн в Руане.
- Собор Сент Урбен в Труа.
- Собор в Эвре.
- Псалтирь Св. Людовика.
- Псалтирь Windmail, 1280 г.
- Трактат о соколиной охоте Фридриха II (3-я четверть 13 в.).
- Испания и Португалия.
- Мозаики Монреаля.
- Мозаики Палатинской капеллы в Палермо.
- Мозаики Сан Марко в Венеции.
- Купол сотворения мира.
- Интерьер собора.
- Баптистерий.
- Капелла святого Исидора.
- Крест (Распятие) Джунто Пизано.
- Фрески Пармского баптистерия.
- Коппо ди Марковальдо.
- Чимабуэ.
- Пьетро Каваллини.
- Санта-Мария-ин-Трастевере.
- Санта-Чечилия-ин-Трастевере.
- Роскошнейший часослов Герцога Беррийского.
- Часослов Роганова (1430-1435 гг.).
- Псалтирь Роберта Лисла (около 1330 г.).