logo search
ost

Часослов Роганова (1430-1435 гг.).

Мастер часослова Роганов был одним из самых оригинальных и возбуждающих интерес художников Средневековья. Мертвый, предстающий перед Судией, стал обычным сюжетом во время эпидемии чумы, или «черной смерти», когда беззащитность человека перед природой стала особенно очевидной. Но никто до него так не показывал взаимоотношения умершего и Создателя. Длинное, истощенное тело мертвого человека лежит среди разбросанных черепов и костей, представляя жалкое зрелище на фоне богатой ткани его савана. Мастер часослова Роганов хорошо ощущал, что на смертном одре человек испытывает смирение. Голова мертвого повернута к Богу, и, согласно надписи на извивающейся ленте, он вручает ему свою душу, веруя в его власть даровать спасение.

“Обряд по мертвому”, ок. 1430-1433 гг. Иллюстрированная рукопись, национальная библиотека, Париж. Крупная воинственная фигура Бога склонилась с небес. Несмотря на меч в его руках, на лице написано сочувствие. Божий ответ человеку гласит, что тот будет страдать за свои грехи, но содержит обещание быть вместе с ним в Судный день. Драматическая история смерти и спасения разыгрывается на заднем плане. Дьявол с крыльями летучей мыши уносит в ад душу умершего, но св. Михаил обрушивается сверху и хватает его за рога. Зритель безошибочно понимает, что победа останется за представителем небес.

“Оплакивание”. Многие художники писали картины на сюжет плача Богородицы над телом мертвого сына, но никто столь оригинально не отображал отношений между св. Иоанном и Богом Отцом. Бог Отец на своем престоле выглядит смущенным смертью Сына. а Иоанн повернулся к нему с укоризненным и осуждающим выражением лица. Это лицо не молящегося человека, но обвинителя. Художник заставляет Бога принять обвинения и признать за человечеством право на выражение обиды и недовольства.