logo search
ost

Сугериевские витражи в Сен-Дени.

В Средневековье церковь являлась основным представителем развития искусства, ярчайшим ее представителем являлся аббат Сугерий из аббатства Сен-Дени. Он был проницательным и гениальным политическим деятелем и поданным короля, занимался философией, включая и мистику, что повлияло на его решение увеличивать окна и украшать их витражами. Королевская церковь аббатства Сен-Дени стала совершенно новым художественным воплощением искусства.

Окна церкви Сен-Дени стали принципиально новыми в понятии художественного оформления. В панно были включены жития святых, жизнеописания Марии и Христа и, возможно, первый крестовый поход. Площадь окна заполнена рядом вертикально расположенных витражных ронделей, или медальонов. Применение Сугерием различных оконных медальонов оказало влияние на развитие витражного искусства. Окна стали эквивалентом рукописных текстов, описывающих жизненный путь христианских святых. К сожалению, окна Сен-Дени сильно пострадали во время Великой французской революции.

В XII веке старой каролингской церкви потребовалась реконструкция. С одной стороны, в некоторых частях здание находилось в критическом состоянии, с другой стороны, оно было уже недостаточно вместительно и не вполне удовлетворяло новым потребностям аббатства. Строительство четвертой базилики, построенной под патронажем аббата Сугерия, началось около 1130 года и продолжалось до самой его смерти в 1151 году.

Сугерию (он родился в 1088 г., был аббатом Сен-Дени с 1122 г. до своей смерти в 1151 г.) довелось быть главой и преобразователем монастыря, который по своему политическому значению и своим земельным владениям превосходил большинство других епархий Франции. Сугерий был советником двух королей, а во время Второго Крестового Похода, одинм из идеологов которого он был, король Людовик VII оставил его вместо себя регентом - правителем всей страны.

С того времени его даже стали именовать «отцом отечества». Однако Сугерия заботило не только укрепление французской монархии, но и поднятие ее духовного престижа.

Именно здесь, в ходе работе по реконструкции аббатства аббат Сугерий становится основоположником нового типа храмовой архитектуры, которую он назвал «архитектура света», впервые прибегнув к объединению элементов бургундской архитектуры (стрельчатая арка) с элементами архитектуры нормандской (нервюрный свод).

Нет, не с востока пришла готика в Европу, как утверждают мистификаторы и искатели чужой мудрости. Она родилась во Франции, из великой средневековой европейской культуры, и корни ее здесь - в Бургундии, в Нормандии.

Гениальность Сугерия в том, что он объединил многие духовные и архитектурные идеи прежних, тяжелых и торжественных романских соборов, создав нечто доселе невиданное - готику, летящую и лучезарную архитектуру света.

Назначение «архитектуры света» - духовно возвысить наблюдателя, вознося его от материального к нематериальному. Изобретение Сугерием "историзированного оконного медальона" (то есть того церковного витража, который мы знаем), оказало глубокое влияние на мировое витражное искусство. В этом тоже он был первым. И первая в мире витражная роза построена в аббатстве Сен-Дени - тоже идея аббата Сугерия.

Витражи были особой гордостью Сугерия. Из исторических сюжетов витражей Сен-Дени один цикл был посвящен событиям Первого крестового похода, а второй иллюстрировал "Путешествие Карла Великого в Святую землю", написанное монахами в Сен-Дени. Вероятно, эти циклы связаны с подготовкой второго крестового похода и визитом папы в аббатство, состоявшимся в 1147 году.

Высокий, наполненный солнечным светом клирос произвел такое сильное впечатление на епископов, присутствующих на освящении собора, что всю вторую половину века они посвятили строительству во Франции великолепных готических соборов.

Стиль этот назывался лучезарным, пренебрежительную "готику" придумали высокомерные итальянцы во время своего ренессанса, дабы подчеркнуть, что их новомодная архитектура - не то, что у диких северных готов из Франции.