logo search
ost

Берзе-ла-Виль.

Маэста из Берзе-ла-Виль значительно отличается от двух уже рассмотренных образцов. В отличие от суровых и жестких форм, которые мы находим в Тауле, для фрески в Берзе-ла-Виль характерны мягкие, текучие линии и великолепное владение цветом.

Помимо другой иконографической разбивки, весьма вероятно, что художник, работавший в бургундской, “дочерней” по отношению к Клюни церкви, оглядывался на византийские образцы, хотя истолковал их на собственный лад. По-видимому, он изучал византийский стиль, особенно обращая внимание на присущие ему тонкости – на деликатную передачу объема и разнообразие композиционных решений. Это особенно чувствуется в том, как художник изобразил одежду, тяжелые складки которой струятся вдоль различных частей тел, складываясь в узор из удлиненных и изящных линий, образуя мягкие уплощения вокруг бедер, коленей и локтей. Такая трактовка одежды заметна не только в фигуре Христа, но и в фигурах апостолов по сторонам. Можно заключить, что фрески на боковых стенах алтарной части были выполнены тем же художником, хотя фигуры эти выглядят более скованными и неуклюжими (например, в сцене мученичества св. Лаврентия). Однако они обнаруживают ту же характерную трактовку складок одежды.

Подчеркивание очертаний тела с помощью драпировок не было новшеством: этот прием уже использовался в Маэсте в Сант-Анджело-ин-Формис. Как упоминалось, византийский живописец, работавший в монастыре Монте-Кассино, отчасти обращался за вдохновением к стилю и содержанию римских росписей, а может быть, и каролингских манускриптов. Поэтому можно предположить, что и художник из Берзе-ла-Виль пользовался теми же или сходными источниками.

Композиция Христос во славе – рука Господа простирается вправо из мандорлы, чтобы вручить св. Петру свиток с законами. Св. Петр показан в сопровождении пятерых других апостолов и, подобно им, стоит со смиренно склоненной головой. Апостолы толпятся, выстроившись в согласии с типично византийским добавочным принципом, в сферической пазухе свода, которая тянется между изгибом мандорлы и внешним краем апсиды.

В художественном отношении это весьма продуманная композиция, так как пространство, заключенное внутри мандорлы, доминирует над апсидой и отгораживает сферы апостолов – по крайней мере, для глаза зрителя: двигаясь к алтарю вдоль центральной оси нефа, человек видит только Христа во славе – воплощение божественного космоса. Фигуры апостолов, почти устраненные – по крайней мере, с точки зрения перспективы, - сферической архитектурной апсиды, благодаря оптическому искажению превращаются в неправильную линию цветовых пятен.

Однако, войдя под круглый свод апсиды и встав сбоку, апостолов можно разглядеть в их истинных пропорциях, тогда как мандорла при таком угле обзора как будто сжимается: космос Господа вездесущ, даже если он невидим из нашего человеческого мира.

Сочетания изображений Христа во славе с групповыми композициями принимают разные формы. Образцы в Берзе-ла-Виль и в Зосте, безусловно, стоят особняком. Типично и широко распространена византийская система, с которой мы знакомы по церкви Сант-Анджело-ин-Формис. В видоизмененном обличьи она появляется в роспсях апсиды в Чефалу (1148), в верхней церкви Шварц-Райндорфа (ок. 1180), в церкви Санкт Гереон в Кельне, в райхенауской церкви Санкт Петер унд Санкт Пауль в Нидерцелле (ок. 1120). Однако маловероятно, чтобы все вышеперечисленные образцы представляли собой подлинные групповые композиции. Хотя фигуры и выстроены в согласии с добавочным принципом, они в то же время изображены в строгой изоляции. Это ощущение обособленности только усиливается благодаря архитектуре окон, а иногда – как в случае Райхенау – и нарисованным аркадам. Возможно, эту проблему можно решить, если учитывать точку обзора, доступную зрителям, т. е. верующим. Стоя внутри круга алтарной апсиды, в силу архитектурного замысла прихожанин оказывался в окружении апостолов, ангелов или других библейских фигур. Тогда, прибегая к помощи нарисованных арок, как в Нидерцелле, или разделительных окон, как в церкви Санкт Гереон в Кельне, эти фигуры можно воспринимать как группу.