logo search
ost

Церковь Сан-Петронио в Больньи.

Через четыре года после начала работы над проектом собора в Милане жители Болоньи приступили к разработке проекта приходской церкви Сан-Петронио, которая должна была стать достойной соперницей миланского гиганта.

И действительно, эта церковь, оправдав надежды своих заказчиков, задала новые стандарты храмового зодчества. Ее деревянная модель, выполненная Антонио ди Виченцо, представляет собой трехнефную базилику с длиной нефов 182,4 м и с шириной трансепта 136,8 м.

Поскольку церковь намеревались построить из кирпича и снабдить боковыми капеллами, то завершиться ей предстояло, как и собору Флоренции, гигантской алтарной частью. Область средокрестия предполагалось перекрыть куполом, который захватывал бы часть рукавов трансепта и часть хора, уподобившись по форме распятию.

К возведению внутренних конструкций приступили в 1390 г. Просторный интерьер церкви должен был стать проще и композиционно логичнее, чем в Милане. К моменту смерти архитектора в 1400 г. были завершены два из шести пролетов центрального нефа, перекрытых высокими сводами; площадь квадратных пролетов достигла 20 кв.м. Остальные пролеты, а также временный южный хор и северный фасад были выстроены к 1525 г., после чего работы приостановились.

Ни к трансепту, ни к хору так и не приступили. Но даже оставшись незавершенной, церковь Сан-Петронио оказалась одним из высочайших достижений храмовой архитектуры Тосканы и Ломбардии. Ее просторный интерьер, элегантная ясность и искусная работа со строительными материалами свидетельствуют о чрезвычайной изобретательности итальянских мастеров готики.

Билет 34.

Ранняя и зрелая готика в архитектуре Англии. Хор собора в Кентербери, собор в Солсбери, собор в Линкольне, капелла св. Троицы в Кентербери, собор в Уэлсе, Вестминстер, Йорк, Эксетер, зал капитула в Уэльсе.

В борьбе с Францией Англия избрала независимый путь. Верные местным традициям, они, насколько это было возможно, сохраняли англо-нормандские строительные методы, сформировавшиеся в ходе развития англосаксонской архитектурны 10-11 вв., а также архитектуры Нормандии, с которой жители Британских островов стали знакомиться с 1066 г. На протяжении всей готической эпохи англичане заимствовали в основном только те формы французской архитектуры, которые согласовывались с англо-нормандскими принципами. Ни разу не была воспринята система французской готики в целом.

В процессе развития готической архитектуры в Англии можно выделить три основных периода, не полностью совпадающие с периодами ранней, классической и поздней готики континентальной Европы.

Первый период – ранняя готика – датируется приблизительно 1170-1240 гг. На этом раннем этапе был создан хор собора в Кентербери, строительство которого началось под руководством французского архитектора Санса, использовавшего здесь элементы архитектуры собора в Сансе, церкви Сен-Дени и других образцов французской готики.

Второй период, приблизительно с 1240 по 1330 гг., называют “украшенной” готикой. Он начался с реставрации Вестминстерского аббатства, участники которой ориентировались в основном на собор в Реймсе.

Наконец, период “перпендикулярной готики”, последний и самый продолжительный из всех, относится приблизительно к 1330-1530 гг. Несмотря на то, что в конечном счете “перпендикулярная” готика восходит к французскому “лучистому” стилю, она представляла собой вполне самостоятельный английский стиль, меньше других испытавший влияние французской готики.