logo search
ost

Хор собора в Кентербери.

В 70-х гг. 12 в. название Кентербери было у всех на устах. Ведь в 1170 г. слуги короля Генриха II убили архиепископа Кентерберийского Томаса Бекета (1118-1170 гг.) в его собственном соборе. И уже в 1173 г., как только Бекет был канонизирован папой, началось паломничество к его могиле. А всего год спустя, в 1174 г., собор в Кентербери сгорел дотла, и далеко не все поверили, что это произошло случайно.

Зато реконструкция хора повлекла за собой разработку архитектурного проекта, какого в Англии не видели уже много лет. Правда, поначалу монахи кафедрального монастыря в типично английском духе хотели сохранить то, что осталось от старого здания, с наибольшей полнотой. Однако они все же оказались восприимчивы к новым веяниям и устроили конкурс среди архитекторов. Победил француз – Вильям из Санса. Джервас, один из кентерберийских монахов, составил отчет о строительных работах вплоть до завершения хора в 1184 г, и этот отчет стал для нас одним из главных источников сведений о конструкции средневековых зданий.

Вильяму из Санса удалось разместить новое здание собора в границах старых стен, только удлинив при этом хор. В результате в Кентербери появилась первая из готических пристроек к хору, позднее столь часто встречающихся в образцах английской храмовой архитектуры. Однако в других отношениях монахи остались бескомпромисны. Они потребовали сохранить в неизменном виде романскую крипту, а это предопределило размеры интервалов между опорными столбами в хоре над ней.

Как и в старом здании, круглые в плане опорные столбы следовало чередовать с квадратными. Новый центральный неф не должен был превзойти по высоте старый; кроме того, в верхнем ярусе нефа требовалось сделать традиционный коридор. И все же Вильям из Санса приложил все усилия, чтобы создать собор по образцу французского, в стиле, принятом на его родине.

В первой по времени создания части нового собора – западном хоре для монахов – он по возможности уменьшил толщину и увеличил высоту опорных столбов, чтобы добиться изящных, вытянутых по вертикали пропорций. Для галереи он спроектировал аркаду со сдвоенными арками по образцу аркады собора в Сансе, хотя и более “скученную”, поскольку в Кентербери интервалы между опорными столбами пришлось сделать гораздо более узкими, чем в Сансе.

Кроме того, зодчий придумал новую форму многим пилястрам типа en-delit, распорядившись высечь их из темного мрамора, как это было принято на северо-востоке Франции. Четвертый ярус – трифорий во французском стиле – добавить не удалось из-за малой высоты центрального нефа. Вильям сконструировал шестилопастные нервюрные своды французского типа, но опорой для них послужили всего лишь аркбутаны довольно незначительной толщины. Зато в восточном трансепте и в санктуарии он позволил себе зайти дальше в своих экспериментах и в первую очередь увеличил число окружавших опорные столбы пилястров из пурбекского мрамора.

Блистательное великолепие этих пилястров, по-видимому, вселило энтузиазм в заказчиков собора. Однако затем случилось несчастье. В 1178 г. Вильям упал со строительных лесов, и ему пришлось вернуться во францию. Проект завершил его тезка-англичанин.

Несмотря на то, что новый кентерберийский хор возводился в весьма специфических условиях, он стал чрезвычайно влиятельным и предопределил развитие английской архитектуры как минимум на 75 лет вперед.

Капелла св. Троицы в Кентербери.

При англичанине Вильяме была возведена самая необычная часть собора в Кентербери: капелла Св. Троицы, которая располагается за алтарем в полукруглой апсиде с деамбулаторием и ведет к так называемому венцу – почти круглой в плане центральной капеллы. Обе эти капеллы предназначались для отправления культа св. Томаса Бекета. Его усыпальница была помещена в капелле Св. Троицы – самой высокой части здания.

Капеллы эти стали декоративным средоточием нового здания: их украшают великолепные двойные колонны из разноцветного мрамора и огромные витражи с красочным изображением чудес, совершенных святым Томасом.

Конструктивных новшеств здесь еще больше, чем декоративных: галерея, видоизменившись, превратилась в подлинно французский трифорий, а вдоль внешних стен расположились отделенные от них высокие, тонкие опоры, создающие “каркасный” эффект.