logo search
ost

Санлис.

Основание тимпана западного портала в соборе Нотр-Дам в Санлисе образует широкая перемычка, разделенная на две панели. На левой панели размещены сцены: “Успение Божией Матери” и “Положение Божией Матери во гроб”. К сожалению, с течением времени эти изображения сильно пострадали. Но до сих пор можно различить фигуры апостолов, помещающих тело Марии в саркофаг, и двух ангелов, возносящих на небо ее душу в образе ребенка, над которым они держат корону. На правой панели ангелы извлекают тело Марии из саркофага, дабы вознести его на небеса.

Это перемычка служит не только архитектурной, но и иконографической опорой для изобразительной программы, впервые в истории архитектуры использованной в декоре портала: на тимпане изображены Богоматерь и Христос, повернутые лицом друг к другу. Эти небожители представлены как равные по своему иерархическому статусу: оба сидят на симметрично расположенных маленьких тронах, оба заключены в прямоугольные рамки одинакового размера.

На южных вратах западного портала в Шартре и на “Портале св. Анны” в соборе Парижской Богоматери Мария представлена восседающей на троне во фронтальной позе с Младенцем Христом на руках. Такой тип изображения соответствует аллегорическому типу “престол мудрости”, почерпнутому из ветхозаветного описания трона Соломона. На тимпанах других порталов практически повсеместно изображался только Христос.

Таким образом, в Санлисе перед нами предстает принципиально новая композиция. Богоматерь не только коронована, но и вознесена на небеса и окружена ореолом священного величия. В таком подходе отразилось возраставшее в ту эпоху благоговение перед Марией: ее значение уже не сводилось к роли земной матери божественного Младенца Христа. В то же время она могла трактоваться и как Невеста Христова, а следовательно, как олицетворение Церкви, Женихом которой выступает Христос. Наверняка не случайно то, что две центральные фигуры в санлисском тимпане обрамлены двойной аркадой в форме буквы “М” средневекового унциального шрифта.

Символический смысл этого центрального изваяния подкрепляется другими статуями, хотя фигуры на откосах портала теснее связаны с Христом, чем с Богоматерью. Статуи на правом откосе идентифицируются по атрибутам как Давид, Исаия, Иеремия и Симеон. Как пророки Мессии они являются символами воплощения Бога в его Сыне. Слева размещены Иоанн Креститель, Самуил, Моисей и Авраам, символизирующие роль Христа как Спасителя. Но фигуры на архивольтах образуют в совокупности “Древо Иессея” – родословную двух центральных божественных персонажей, а следовательно, напрямую связаны не только с Христом, но и с Марией.

Точно датировать это новое слово в иконографии Марии пока не удается. На основе стилистических критериев предполагаемая дата создания композиции – около 1700 г. Это произведение послужило источником для множества последующих аллюзий, хотя и не стало источником непосредственных подражаний. В числе таких аллюзий – изображения на западном фасаде церкви аббатства Нотр-Дам в Манте, где житие Богоматери и ее Вознесение изображены в несколько ином духе, но крест, венчающий Христа и Марию, является несомненной ссылкой на иконографию Санлиса.