logo search
ost

Арнольфо ди Камбио (ок. 1254-1302/1310 гг.).

Самостоятельно – после завершения кафедры собора в Сиене (1268 г). Через 8 лет появляется в Риме, где создает ряд надгробных памятников. В 1277 г. упомянут в документах как скульптор, состоявший на службе у короля Карла Анжуйского и изваявший его в образе римского сенатора. В том же году перуджийский Совет обратился к королю с просьбой отпустить его для сооружения фонтана в Перуджи.

1282 г. сооружает для умершего во время визита к папе французского кардинала Гийома де Брайе. Мраморная гробница в церкви Сан-Доменико. Об этом свидетельствует надпись под престолом Богоматери. В настоящее время в Сан-Доменико можно видеть только реконструированную гробницу; более того, она лишилась былого эффектного окружения. Два ангела с кадильницами, некогда украшавшие гробницу, ныне перенесены в музей собора в Орвьето.

Изваянная из мрамора фигура покойного кардинала с закрытыми глазами и скрещенными на груди руками возлежит на роскошном ложе, которое покоится на саркофаге с останками прелата и помещено в своего рода мраморную скинию. Двое служек – священнослужителей низшего ранга – отодвигают занавески, открывая взорам прихожан фигуру кардинала (или 2 ангела, закрывающие занавески от посторонних глаз).

В полуциркульной арке, венчающей стенную нишу, верхний регистр отведен Богоматери, а покойный кардинал еще раз изображен слева, рядом с надписью. Здесь он жив и стоит перед Девой Марией (в такой позе часто изображали донаторов), а помещенный справа от надписи св. Петр или св. Доминик представляет его Богоматери. Точная передача сложных движений в фигурах служек и моделировка одеяний и левой занавески свидетельствуют об удачном сочетании антики с готикой.

Помещенной в нишу гробнице, сам тип которой восходит к французской классической готике, Арнольфо придал характерно итальянскую выразительность, изображая покойного в разных регистрах и тем самым впервые предпринимая попытку адаптировать этот тип мемориального сооружения к вкусам и духу нарождающегося Ренессанса.