Магдебург.
В 40-е гг. 13 в. в Магдебурге действовала мастерская с разнообразными стилистическими методами. Видно из сравнения “Магдебургского всадника”, стоявшего на площади Старого Рынка (сейчас там копия, оригинал в музее) и статуй “Мудрых и неразумных дев” на портале собора.
“Магдерубгский всадник” – бронзовый. Всадник сидит верхом на коне, твердо упираясь ногами в стремена. В левой руке сжимал утраченные поводья. Губы приоткрыты как перед речью (символизирует союз). Голову с длинными вьющимися волосами венчает корона. Безбородое лицо – молодой. На плече накинут дорожный плащ. Стоял на тонкой колонке под балдахином между фланкирующими его изваяниями двух женщин, державших щит и копье (или знамя).
Вероятно, изображает прибытие и встречу правителя, которого встречали под балдахином.
В статуе есть определенное влияние “Бамбергского всадника”. Оригинальный подход к трактовке образа – подчеркнутый контраст между крупными, тяжелыми, скругленными складками плаща и грузной фигурой коня, с одной стороны, и тонко проработанными линиями изящной прически всадника – с другой.
“Мудрые и неразумные девы” представляют собой ансамбль из 10 статуй, по 5 в каждой группе. Оживленные позы и развевающиеся складки одежд – сложно было понять, где они сперва размещались. Скорее всего, помещались в небольших глухих арках аркады, проходящей в верхней части алтарной преграды. Это соответствовало бы их характеру свободностоящих фигур. Вероятно, стояли вдоль гладкой поверхности по обе стороны восседающих в центре на тронах Христа и Богоматери. “Мудрые девы” помещались справа от Христа, “неразумные” слева. Две из 10 статуй по сей день стоят на первоначальных постаментах с растительным орнаментом (у остальных опоры заменены новыми).
У всех фигур одна нога немного выдвинута вперед. Одеты по моде времени. Эти евангельские девы представлены как неидеализированные девушки 13 в. Подпоясанные на талии платья ниспадают глубоко прорезанными складками. Мудрые девы в плащах держат в руках светильники, на лицах радость – допущены в Рай. Неразумные в страхе, руке опущены сжимая незажженные светильники. Были раскрашены – правдоподобие.
Иконографически связаны с темой Страшного Суда. Главная заслуга скульптора – передача простых человеческих чувств путем моделировки черт лица. Размашистые жесты. Важны – освободились от монолитности “архитектурной” скульптуры и от жесткой ориентации на вертикальную ось. Простая фронтальная точка обзора уступила место трехмерному восприятию.
Майнц.
Гробница архиепископа Зигфрида III фон Эпштейна в Майнце.
Архиепископ Майнца Зигфрид изображен на надгробной плите не только живым, но и в действии. Композиция скульптурной группы на этом надгробии также внутренне противоречива. Голова архиепископа покоится на подушке, а ноги опираются на спины двух животных – дракона и льва, прогнувшиеся под его тяжестью. Архиепископ не одинок: его фланкируют 2 фигуры меньшего размера, на головы которых он возлагает короны. Каждый из этих персонажей держит в руках меч, перевитый лентой – символ светского правосудия – и жезл, увенчанный лилией, который означает, что перед нами принцы, носящие корону по праву, засвидетельствованному церковью.
Заявление о политическом праве архиепископа Майнца короновать германских королей. В то же время фиксирует этап самой яростной борьбы императоров и Церкви – середину 13 в.
Гробница архиепископа Уриэля фон Геммингена.
Верхний и Средний Рейн остались центрами деятельности выдающихся скульпторов не только в 13 в., но и значительно позже. Мемориальная пластика – гробница архиепископа Уриэля, умершего в 1514 г. Также хранится в соборе. Создателем надгробия считают Ганса Баккоффена (ок. 1460/1470-1519 гг.), а следовательно, оно должно быть выполнено между 1514 и 1519 гг.
У подножия креста, вокруг которого парят ангелы, стоят в епископском облачении два главных святых майнцской епархии – св. Бонифаций и св. Мартин. Между ними, над черепом (символом Голгофы), помещена коленопреклоненная фигура архиепископа, который благоговейно взирает на распятого Христа. В настоящее время этот надгробный памятник находится не на своем первоначальном месте. Более того, в скульптурном ансамбле недостает нескольких второстепенных фигур, голова Геммингена подверглась реставрации, а маленького мальчика, выглядывающего из-за его спины, в этой группе прежде не было.
- Италия.
- Сант Анджело ин Формис.
- Сан Клементе в Риме.
- Германия.
- Церковь в Ламбахе.
- Франция.
- Берзе-ла-Виль.
- Испания.
- Сан Клементе де Тахуль.
- Санта Мария в Тауле.
- Королевский пантеон Сан Исидоро в Леоне.
- Англия.
- Фреска св. Павла в соборе в Кентербери.
- Англия.
- Большая винчестерская Библия.
- 1140 Г. – по указу аббата Сугерия началось обновление хора церкви бенедиктинского монастыря Сен-Дени. Заложила основу готики. Сугерий – настоятель Сен-Дени.
- Собор в Сансе.
- Собор Нотр-Дам в Нуайоне.
- Собор Нотр-Дам в Лане.
- Нотр-Дам в Париже (Нотр-Да-де-Пари).
- Церковь аббатства Сен-Реми в Реймсе.
- Нотр-Дам в Реймсе.
- Собор Нотр-Дам в Шартре.
- Собор Нотр-Дам в Амьене.
- Собор Сент-Этьен в Бурже.
- Собор Сен-Пьер в Бове.
- Нотр-Дам в Париже (Нотр-Да-де-Пари).
- 13 В. Во всех отношениях был веком расцвета Франции. При Людовике IX “Святом” (1226-1270 гг.) окончательно консолидировалось собранное воедино его предшественниками Французское государство.
- Скульптура.
- Витраж.
- Сент-Шапель в Париже.
- Собор Клермон-Феррана.
- Сент Урбен в Труа.
- Собор в Леоне.
- Церковь Санкт-Гереон в Кельне.
- Собор в Страсбурге.
- Собор в Кельне.
- Собор в Йорке.
- Лимбург на Лане.
- Магдебург.
- Либфрауэнкирхе (церковь Богоматери) в Трире.
- Церковь Св. Елизаветы в Марбурге.
- Собор в Страсбурге.
- Собор в Кельне.
- Санта Мария Новелла во Флоренции.
- Санта-Кроче во Флоренции.
- Собор в Сиене.
- Собор во Флоренции.
- Санта Мария дель Фьоре во Флоренции.
- Собор в Милане.
- Церковь Сан-Петронио в Больньи.
- Собор в Солсбери.
- Хор собора в Кентербери.
- Собор в Линкольне.
- Капелла святой Троицы в Солсбери.
- Собор в Уэлсе.
- Собор в Вестминстере.
- Собор в Йорке.
- Собор в Эксетере.
- Зал капитула в Уэльсе.
- Собор в Или.
- Хор собора в Глостере.
- Неф собора в Кентербери.
- Собор Винчестера.
- Часовня Королевского колледжа в Кембридже.
- Капелла Генрих VII в Вестминстере.
- Нотр-Дам в Санлисе.
- Церковь якобинцев (доминиканцев) в Тулузе.
- 1215 Г. – в Тулузе основан доминиканский орден – борьба с ересями. Якобинцы – в честь первого собрания, состоявшегося в Париже близ церкви Св. Иакова.
- Сент-Уэн в Руане.
- Собор Сент-Сесиль в Альби (1287 – ок. 1400 гг.).
- Дворец правосудия в Руане.
- Церковь св. Марии в Любеке.
- Собор Св. Вита в Праге.
- Церковь Святого Креста в Швабском Гмюнде.
- Церковь Санкт-Мартин в Ландсхуте.
- Церковь Санкт-Анна в Аннаберге (1499-1525 гг.).
- Церковь Богоматери в Ингольштадте.
- Зал Владислава в Пражском Граде (1493-1515 гг.).
- Церковь аббатства Сен-Дени.
- Нотр-Дам де Пари.
- Порталы трансепта в Шартре и переход к классической готике: портал “Торжество Богоматери”.
- Бамберг.
- Страсбург.
- Церковь аббатства Сен-Дени.
- Санлис.
- Лан и Санс.
- Нотр-Дам де Пари.
- Порталы трансепта в Шартре и переход к классической готике: портал “Торжество Богоматери”.
- Нотр-Дам.
- Часовня Сен Шапель.
- Бамберг.
- Магдебург.
- Собор св. Петра и Павла Наумбург.
- Страсбург.
- Никколо Пизано (ок. 1250-1280 гг.).
- Джованни Пизано (ок. 1248 – после 1314 гг.).
- Арнольфо ди Камбио (ок. 1254-1302/1310 гг.).
- Лоренцо Майтани (ок. 1270-1330 гг.).
- Андреа Пизано (ок. 1290/95-1348 гг.).
- Порталы трансепта собора в Руане.
- Нотр-Дам-де-Пари. “Адам”.
- Портал церкви Шартрез де Шанмоль Клауса Слютера.
- Сугериевские витражи в Сен-Дени.
- Буржский собор.
- Собор в Шартре.
- Часовня Сен-Шапель, Париж.
- Собор в Наумбурге.
- Собор в Страсбурге.
- Собор в Йорке.
- Собор Сент-Уэн в Руане.
- Собор Сент Урбен в Труа.
- Собор в Эвре.
- Псалтирь Св. Людовика.
- Псалтирь Windmail, 1280 г.
- Трактат о соколиной охоте Фридриха II (3-я четверть 13 в.).
- Испания и Португалия.
- Мозаики Монреаля.
- Мозаики Палатинской капеллы в Палермо.
- Мозаики Сан Марко в Венеции.
- Купол сотворения мира.
- Интерьер собора.
- Баптистерий.
- Капелла святого Исидора.
- Крест (Распятие) Джунто Пизано.
- Фрески Пармского баптистерия.
- Коппо ди Марковальдо.
- Чимабуэ.
- Пьетро Каваллини.
- Санта-Мария-ин-Трастевере.
- Санта-Чечилия-ин-Трастевере.
- Роскошнейший часослов Герцога Беррийского.
- Часослов Роганова (1430-1435 гг.).
- Псалтирь Роберта Лисла (около 1330 г.).