logo search
ost

Хор собора в Глостере.

Запад – реакция на “украшенный” стиль. Реконструкция монастырской церкви аббатства в Глостере в 30-е гг. 14 в. Похоронен убитый женой и любовницей Эдуард II (1307-1327 гг.) – к нему паломничество – деньги на реконструкцию романской базилики + Эдуард III (1328-1388 гг.).

Томас из Кентербери, который ранее делал королевскую часовню Сент-Стефан в Вестминстере. В Глостере были использованы те же мотивы, что и в верхней капелле этой часовни, но в масштабах более крупного архитектурного сооружения – новый стиль. Один из преемников Томаса усовершенствовал этот стиль в ходе реконструкции хора в 1337-1360 гг.

Идея: сохранить побольше старого. Мастер украсил стены центрального нефа решеткой, за которой скрылись старые боковые нефы и галереи. Полностью перестроен только верхний ярус центрального нефа. Все еще “украшенный” стиль – орнаментированы все поверхности. Но орнамент однообразен. Основной мотив – “панель”, узкий, вытянутый прямоугольник ажурного кружева, увенчанный маленькой аркой с остроконечным навершием. Покрывают все, в т. ч. окна. “Перпендикулярный” стиль – пересеченные горизонтали и вертикали.

Отчетливее всего такая организованная структура воплотилась в конструкции и декоре монументального восточного окна. Из стекла и ажурных перегородок. Средники, несколько превышающие по толщине эти перегородки, делят окно на 3 вертикальные секции. И даже потолочное перекрытие, испещренное густой сетью льернов, было приведено в соответствие с новой системой форм, через все своды тянутся параллельно друг другу 3 продольных ребра, подчеркивающие центральную ось. Именно такое решение позволило делать столь гигантские окна.

В 14 в. панель превратилась в стандартный элемент английской архитектуры. Легко воспроизводить, подходит для поверхностей любого размера. Однообразна – рационализирует производственный процесс. Возможно, связанно с эпидемией “черной смерти” 1348-49 гг. – меньше строителей, мрачное настроение.

В последней четверти 14 в. “перпендикулярный” стиль в первый и последний раз воплотился в архитектуре больших соборов. В соборах Кентербери и Винчестера были реконструированы центральные нефы.

Темный нормандский хор собора был превращен после перестройки в светлый, с большими оконными проемами. Старые романские столбы и стены были отесаны и на гладкую поверхность наложены стволы высоких тонких колонн из парбекского мрамора. И, хотя в поярусном членении хора сохранен романский принцип (высота трифориев равна почти 1/3 высоты хора), но высокий после перестройки верхний ряд окон и трифории заняли по ширине весь пролет между опорами.

В противоположность раннему периоду готики, когда в членениях интерьера преобладала горизонталь и каждый ярус выступал самостоятельно (Уэльс), здесь ясно выражено стремление к их объединению. Каменные импосты верхних окон и трифориев проходят по всей высоте нефа, образуя характерные для поздней готики подоконные панели. Стремление уничтожить стену и выделить опору – основа готики – выражено особенно ярко в трактовке восточного окна апсиды.

Черты стиля последнего периода английской готики ярко выражены и в клуатре (1377 г.) Глостерского собора, где впервые был применен веерный свод, в котором характерен не только рисунок нервюр, но и то, что распалубки сливаются в воронкообразную форму.