logo search
ost

Санта Мария дель Фьоре во Флоренции.

Самая поздняя архитектурная работа Арнольфо, прерванная смертью зодчего (1302 г.) – это замысел (модель) и начало постройки нового собора во Флоренции Санта Мария дель Фиоре (1296 г.). Около 1301 г. строительство было приостановлено до 50-х гг. 14 в., когда первоначальный проект Арнольфо был изменен.

Замысел Арнольфо замечателен своим новаторством. Впервые в церковном зодчестве средневековья купол – традицонное покрытие средокрестия нефов – становится архитектурной доминантой сооружения в целом. Вся алтарная часть храма превращена в единую грандиозную купольную ротонду, а его общий план построен как мощная распоропогашающая система опор купола. По существу от идеи Арнольфо начинает свою эволюцию новый тип купольной системы храмов Возрождения.

Покрытие среднего нефа намечалось у Арнольфо стропильным. Зодчий успел возвести лишь переднюю стену храма, частично боковые и на половину высоты отделать фасад (отделка сбита в 1587 г.).

В фасаде Арнольфо, при всем обилии деталей, господствует единая плоскость стены и спокойные горизонтали. Очень большую роль играют в фасаде статуарные формы. Но у Арнольфо статуя, в отличие от северной готики, не растворяется в общей пластике фасада но, напротив, трактована как свободно стоящая (подобно статуям в античных постройках). Все это предвосхищает понимание скульптуры в искусстве кватроченто.

И все же в фасаде Флорентийского собора Арнольфо пошел на известный компромисс с готикой. Он ввел принятые в то время готические элементы (стрельчатые арки, пинакли и др.), пытаясь вплести их в неготический строй целого. Все это привело к утрате спокойствия и цельности, отличавших постройки 12 в. В своем замысле нового собора Арнольфо, будучи первым далеким провозвестником новых исканий Возрождения в то же время своим компромиссом с готикой способствовал ее распространению в Тоскане.

14 в. во Флоренции, как и во всей Италии, был ознаменован в архитектуре дальнейшим распространением готических форм, хотя и теперь готика трактуется своеобразно. Как правило, стенная плоскость тщательно оберегается. Пучкообразные столбы вытесняются гладкими, круглыми и восьмигранными, близкими по формам к колонне. По-прежнему сохраняется разделение между несущими и несомыми частями. Ребра свода не вырастают из тела опор, а покоятся на них. Пространства четко ограничены и легко обозримы. Конструктивный каркас маскируется, контрфорсы и аркбутаны довольно редки. По-прежнему приняты наряду со сводчатыми и стропильные покрытия.

Колокольня собора Санта Мария дель Фьоре (1334-1358 гг.) один из наиболее прославленных памятников архитектуры треченто во Флоренции. Первый строитель колокольни, Джотто, довел ее лишь до середины первого цокольного этажа, сделав, по словам современника, слишком маленьким цоколь и слишком узкой всю колокольню.

Его продолжатель – скульптор Андреа Пизано – нарастил почти вдвое недостроенный Джотто цоколь и возвел выше еще один ярус цокольного типа, придав этим колокольне необходимую ей тяжелую базу. Три верхних яруса с окнами были сооружены уже Франческо Таленти, который вместо готического шатрового покрытия завершил всю колокольню мощным карнизом. Именно Таленти следует считать главным автором флорентийской колокольни.