§ XX 5. Расчет размывов на пойменных участках отверстий мостов
Глубина потока после размыва на пойменном участке отверстия моста может быть определена из равенства <3 = соу следующим образом. Если ширина этого участка Вп за вычетом ширины стоящих на нем опор равна Вп (1 — Я), то средняя скорость течения сжатого потока на нем составляет
—_ , (XX.30)
ВпАп.бО-А.)
где йп.б —■ бытовая глубина поименного потока. 3 Зак. 7-'вЕсли Уп м < "о. то размыва пойменного участка вообще не будет. Размыв начнется при ^ „ > V0. Размыв прекратится, когда глубина /гп.0 увеличится настолько, что новой глубине йп.м будет соответствовать скорость уп м = т. е.
И = - . м (XX.31)
Ч 4 В /I 11 '
йпв0 (1-Я)
Введем множителем и делителем в правую часть последнего равенства величину бытового расхода этого участка ширины потока <Зп.е.м и обозначим, как обычно, отношение <2П.М:<2„.б.м = Рп- Тогда, зная, чю <2П б = ВиипМ /гц.б, получим
(XX.32)
V ио(1 — /•)/ г»о (1 —л)
где 9П.В = АП.0В„ д— элементарный бьповой расход воды на пойменном учаоше отверстия моста.
Определение, коэффициента стеснения рп по известному |Зр было изложено в начале § ХХ.З.
Из формулы (XX. 32) следует, что размыва даже при стеснении потока не будет, если выполнено условие рц ^ ~о0 (1 — к)": Vп б. Здесь размывающая скорость V0 соответствует грунтам наилка поймы.
Входящая в расчетные формулы размывающая скорость зависит от вида грунта и глубины потока. Величины средних размывающих скоростей для связных грунтов при различных глубинах приведены в табл. XX. 4. Этой краткой таблицей охватываются глины, суглинки и лёссы. Допустимые скорости для супесей принимают по табл. XX.2 соответственно средней крупности песчаных фракций.
В соответствии со структурой формулы (XX.32) размывы связных грунтов следует рассчитывать последовательными приближениями, так как размывающие скорости зависят от искомой глубины Нп м, которая на пойменных участках отверстий мостов может быть и менее 3 м.
Для иесвязнык грунтов эту формулу можно привести к виду
6^'п б , (XX.33)
(1-Я) '
освобождающему от необходимости выполнения при расчете последовательных приближений. Величины ун д: приведены в табл. XX. 2. При расчетах по формулам (XX.32) и (XX.33) необходимо вводить в расчет размывающие скорости и крупности частиц, соответствующие пластам грунта, залегающим на глубине размыва.
Геологическое строение пойменного участка отверстия моста слоистое. Верхние слои, отложенные в процессе образования наилка Ной- мы и наращивания выпуклых берегов русел меаидрирующих рек, чаще всего содержат много мелких частиц грунта и являются связными. Более глубокие слои сложены руслоформпрующими наносами, .заполняющими всю ширину речной долины. Еще глубже залегают коренные породы первичной поверхности речной долины. При слоистых напластованиях расчет удобно вести графо-аналитически, 66
Преобразовывая формуау (XX.32) к виду
= — Л), (ХХ.34)
замечаем, что произведение йп_м о0 представляет собой допускаемый элементарный расход соответствующий прекращению размыва на глубине /гп м в грунтах, характеризуемых размывающей скоростью у0, а величина фактического элементарного расхода = РакпЛ 6 : : (1 — X) известна и от глубины после размыва не зависит. Поэтому графо-аналитический прием расчета глубины размыва На м может быть сведен к построению графика допускаемых элементарных расходов <?н = ! №)> переменных не только потому, что меняется глубина, но и потому, что на разных глубинах залегают различные грунты, и к пересечению этого графика вертикальной прямой = сопз1. Точка пересечения прямой и кривой и будет соответствовать глубине размыва Нп м, на которой допускаемый элементарный расход, равный произведению кам будет равен фактическому дя —
Отличительной особенностью графика допускаемых элементарных расходов = / (к) для несвязных грунтов (рис. XX. 19, а) является криволиненность отдельных отрезков в связи с тем, что размывающие скорости для условий течения на поймах связаны с глубиной формулой (XX.20).
Для построений графика допускаемых элементарных расходов по известным крупностям несвязных грунтов можно использовать данные последней графы табл. XX.2, где приведены величины унд : которые надо умножить на так как дн = Ы)й = (ун д : йч*)Н,и, При этом
к ... 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 А7/6... 1 2,25 3 60 5,05 6,55 8,10 9,65 11,30 12,90 14,70
3* 67
Отличительной особенностью графика допускаемых элементарных расходов для связных грунтов (рис. XX.19, б) является линейность отрезков, соответствующих различным пластам с глубинами залегания более 3 м. Углы наклона прямых определяются сопротивляемостью различных пластов размыву. Данные, необходимые для построения этого графика, могут быть взяты из табл. ХХ.4.
На рис. XX. 19, в приведен график величин = / (К) для случая смешанных напластований, когда нижний пласт пойменных отложений и коренные породы представлены несвязными грунтами.
Если состав несвязных грунтов неоднороден, следует вводить в расчет не средние размывающие скорости и средние диаметры частичек в слоях, ограничивающих размыв, а скорости, соответствующие самым крупным частицам Б, которых в слое грунта содержится 15— 20%. Такие самые крупные частицы отмостят размываемое дно и ограничат дальнейший размыв.
Не следует усложнять этот расчет анализом возможности отмостки дна любой фракцией грунта, так как двойной слой частичек 1рунта, достаточный для образования отмостки, образуется в пойменных несвязных 1рунтах при очень малых слоях смыва. Очевидно, что введение в расчет крупности наибольших частиц, содержащихся в грунте, существенно увеличит размывающую скорость для этого грунта. В то же время слой смыва, не учитываемый в расчете глубины после размыва, не будет превышать нескольких сантиметров.
При значительном стеснении потока на пойменном участке отверстия моста (большие значения (5П) пойменный наилок может быть смыт целиком. В этом случае (см. рис, XX. 19, в) глубина размыва будет значительной, так как несвязным грунтам аллювия, лежащим под наилком, соответствуют малые размывающие скорости течения воды. При этом, если глубина после размыва на пойменном участке отверстия моста достигнет средней глубины потока в русле Нп ы то пойменный
участок отверстия моста исчезнет и, объединившись с руслом, образует единое уширенное русло Врм — Вр 6 + на всей ширине которого будет происходить движение наносов.
Каждой равнинной реке в бытовом состоянии соответствует определенная ширина русла Вр с. Никакое уширение русла на реке в ее бытовом состоянии не будет устойчивым, так как для транспортирования воды и наносов необходима лишь эта бытовая ширина Вр б. В стесненных поперечных сечениях в русле при половодьях протекает большее количество воды, чем в бытовых условиях на этой ширине. Поэтому уширение русла под мостом может оказаться устойчивым. Однако для этого необходимо, чтобы в уширенном русле часто проходили увеличенные расходы воды (не реже 3 раз каждые 4 года).
§ ХХ.6. РАСЧЕТ МЕСТНОГО РАЗМЫВА У ОПОР МОСТОВ
В отличие от рассмотренных выше русловых деформаций, величина которых была обусловлена общим сжатием водогока и естественным ходом руслового процесса, местный размыв является результатом ло- 68
калького нарушения структуры речного потока при обтекании ин женерных сооружений или при набеге на них.
Наиболее характерными местами появления местного размыва являются опоры мостов, головы выдвинутых в поток струенаправляющих сооружений и т. п. На рис. XX. 20 показан поперечный профиль, совпадающий с передними гранями опор моста через большую реку, где четко видны характерные местные воронкообразные углубления у каждой опоры.
Причина, порождающая местный размыв и именно местное нарушение структуры потока при обтекании различных элементов мостового перехода, позволяет выражать его величину через гидравлические параметры набегающего потока и размеры обтекаемого сооружения и рассматривать местный размыв отдельно от размывов, связанных с общим стеснением потока Сооружениями и с типом руслового процесса.
При проектировании мостовых переходов обычно представляет наибольший интерес величина максимального размыва, который может произойти в процессе эксплуатации моста при расчетном паводке. Определение гидравлических параметров потока в усло-виях расчетного паводка не представляет затруднений. Что же касается величины расхода поступающих в воронку наносов, то можно считать, что в под- вальях скоплений наносов (побочней, отмелей) в потоке имеются такие придонные области, где движение наносов практически ие происходит. Это обстоятельство позволяет для расчетного случая принять наиболее невыгодную русловую ситуацию, когда опора располагается в подвалье наносного скопления, где приток донных наносов в воронку местного размыва отсутствует. Расчет может быть произведен по схеме с нулевым притоком наносов (нуль-балансовая схема), когда размеры воронки будут определяться только гидравлическими параметрами потока и габаритами опоры.
УВв и,м 11 10 3 6 523 Рис. ХХ.20, Воронки местного размыва у опор моста Рис. ХХ.21. Схема обтекания опоры моста потоком: 1 — дно до размыва; 2 — откос воронки; 3—нисходящие 1ечення, 4, б —донные вихревые вальцы; 5— труп, обтекающие опору
исходит резкое торможение набегающих на опору струй, т. е. происходит удар потока о лобовую грань препятствия. Таким образом, при набе! ании потока на опору кинетическая энергия поступательного движения жидкости преобразуется в результате удара потока о лобовую грань опоры в энергию давления. Наличие добавочного (сверх гидростатического) давления в ограниченной зоне потока, примыкающей непосредственно к лобовой грани опоры, и возникающий в связи с этим перепад давлений между этой областью и остальным потоком приводят к следующей ступени преобразования энергии — к преобразованию энергии давления в кинетическую энергию поперечных токов, Поперечные токи направлены по граням опоры в стороны и вниз ко дну (рис, XX. 21).
Картина обтекания и образования воронки размыва у промежуточной опоры моста может быть хорошо выявлена киносъемкой. Как это видно из схемы (см. рис. XX.21), в месте подхода нисходящих но лобовой грани опоры струй к размываемому дну, где происходит резкий поворот этих струй, образуются вихревые вальцы, которые интенсивно выносят грунт из воронки размыва перед опорой. При углублении воронки энергия нисходящих струй будет уже недостаточна для выноса частиц грунта и размыв прекратится.
Исследованиями И. А. Ярославцева было установлено, что на величину размыва сильно влияет скоростной напор, отображающий гидравлическую структуру потока, ширина и форма опоры и крупность грунта; в то же время для значительных глубин воды, превышающих ширину опоры более чем в 3 раза, влияние изменения глубины практически отсутствует. Сопротивляемость грунта местному размыву существенна только для крупных грунтов; для песков она пренебрежимо мала.
Окончательная упрощенная теоретико-экспериментальная формула И. А. Ярославцева имеет вид
Д/гм = = 4.75ЛЬол — 30с1, ' (XX.35)
или
Д= Нъ = 4,75А (Ъ—Ж, ' (ХХ.36)
где кв — глубина воронки местного размыва; Ь — ширина, опоры; в — ско- Г0 гь течения воды, равная для опор моста ор.м; к — коэффициент формы опоры, назначаемый по табл. XX 5; Л — крупность несвязных грунтов
При косом набеге потока вводимая в расчет величина ширины опоры по направлению, нормальному течению воды, увеличивается и принимается равной
&' = & + (/ — Ь) 51'п а, (XX.37)
где а — угол отклонения потока от прямого направления; I — длина опоры по направлению поперек моста.
70Тип опоры
| а 1 ^ ' 1,1 |
|
| 11,1,!!! |
|
( |
| |
% | 1 1 1 ' , |
к. при нормальном набе ге потока ш онору (а— 0°
Тип опоры
к. при ног>- мальном набеге потока на 1 опор
уДругой расчетной зависимостью для определения глубины воронки местного размыва у опор мостов является формула М. М. Журавлева, полученная путем обработки натурных данных о местных размывах
Ли==62/5/гз/5 )Ч (XX.38)
где к — принимается по-прежнему по табл X X 5; V — скорость течения воды, равная для опор моста 1'р м; к — глубина воды у опоры; Ь — ширина опоры (с учетом угла набега воды на опору); п — показатель степени, равный 3/4 при V : ою 1 и 2/3 при о : гы < 1
Взмучивающая скорость двухфазного потока определяется по выражению
где к — глубина потока; — гидравлическая крупность частиц наносов, определяемая по справочникам
Формула (ХХ.36) может быть преобразована и для расчета местного размыва у голов регуляционных сооружений. При этом учитывается, что ширина фронта набега потока па препятствие становится весьма большой, а набегающая струя растекается по сооружению в обе стороны. Путь, который проходят нисходящие струи, определяется уже не глубиной потока, а длиной наклонного откоса сооружения с крутизной 1 • т. Он может быть и вертикальным. Тогда от = 0. Расчетная формула имеет вид
/г„= 24"М§ — 304. (XX.39)
ё"УН-ш3
- Глава XVIII Общие сведения о переходах через водотоки
- § XVIII.1. Основные понятия. Виды переходов через водотоки
- § XVII 1.3. Речные долины и русла рек. Типы питания рек
- Глава XIX Гидрологические расчеты при проектировании мостовых переходов
- § XIX. 1. Задачи и принципы гидрологических расчетов
- § XIX.2. Методика прогноза максимальных расходов воды в реках
- § XIX.3. Определение уровней воды и скоростей течения, соответствующих максимальным расходам
- Глава XX Расчет отверстий больших и средних мостов
- § XX.1. Основные положения расчета отверстии мостов
- § XX.2. Учет природных деформации русел при проектировании мостовых переходов
- § XX 5. Расчет размывов на пойменных участках отверстий мостов
- § XX.7. Расчет отверстии больших и средних мостов
- 1. Если глубина заложения подошвы фундамента назначается но глубине залегания прочных пород, используемых в качестве основания 72
- Глава XXI Проектирование подходов к мостам и регуляционных сооружений
- § XXI. 1. Условия работы поименных насыпей
- § XXI.2. Проектирование поименных насыпей
- § XXI.3. Задачи и принципы регулирования рек у мостов
- § XXI,4. Конструкции регуляционных сооружений
- Глава xxiг
- § XXII. 1. Виды проектно-изыскательских работ
- § XXII 3. Требования к техническому проекту
- § XXII.5. Рабочие чертежи
- § XXI 1.7. Использование при проектировании автомобильных дорог электронно-вычислительных машин
- Глава XXIII Изыскания автомобильных дорог
- § XXIII.1. Организация работы изыскательской
- § Xx111.2. Проложение трассы на местности
- Масштаб 1.1000 Сечение горизонталей через I м V
- Глава XXIV Сравнение вариантов автомобильных дорог1
- § XXIV. 1. Сравнение вариантов дороги по строительным и эксплуатационным затратам
- § XXIV.2. Оценка вариантов автомобильных дорог, по пропускной способности
- Глава XXV
- § XXV. 1. Стереомодель местности
- Глава XXVI Технические изыскания мостовых переходов
- § XXVI. 1. Задачи и состав изыскании
- § XXVI.2. Подготовительные работы
- § XXVI.4. Гидрометрические работы
- § XXVI.5. Гидрологические работы
- § XXVI.6. Инженерно-геологические работы
- § XXVI.?. Особенности изысканий для реконструкции мостовых переходов
- § XXVI.8. Состав проекта мостового перехода
- Глава I содержит анализ режима реки на основе подробного описания характеристик водотока как топографических и метеорологических, так и гидрологических.
- Глава IV содержит результаты инженерно-геологических работ, имеющих первостепенное значение для выбора схемы сооружений перехода.
- Глава XXVII
- § XXVII.!. Особенности реконструкции дорог
- § XXVII.2. Прогнозирование интенсивности движения на реконструируемой дороге
- § XXVI 1.3. Технические изыскания при реконструкции дорог
- § XXVII.5. Реконструкция дороги в плане и продольном профиле
- § XXVII.6. Реконструкция дороги в поперечном профиле
- § XXVI 1.7. Мероприятия по устранению пучин
- § XXVII.8. Реконструкция и усиление дорожиой одежды
- Глава XXVIII Проектирование дорог в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII. 1. Особенности проложения трассы в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII 2 конструкция земляного полотна дорог в районах вечной мерзлоты
- Проектирование дорог в заболоченных районах
- § XXIX.1. Образование, характеристика и виды болот
- § XXIX.2. Проложение трассы в болотистых районах
- § XXIX.3. Обследование болот при трассировании дороги
- § XXIX.4. Конструкция земляного полотна " на болотах
- Глава XXX
- § XXX. 1. Эрозия почв и образование оврагов
- § XXX.2. Трассирование дорог в зоне оврагов
- § XXX.3. Устройство плотин на пересечениях оврагов
- Глава XXXI Проектирование дорог в карстовых районах
- § XXXI.1. Карстовые процессы
- § XXXI.2. Проектирование дорог в карстовых районах
- Глава XXXII Проектирование дорог в горной местности
- § XXXII.1. Особенности горных районов
- § XXXII.2. Устойчивость горных склонов
- § XXXI 1.4. Развитие линии по склонам и перевальные дороги
- § XXXII.5. Проектирование серпантин
- § XXXI 1.6. Тоннели
- § XXXII.7. Продольный профиль горных дорог
- § XXXII.8. Поперечные профили горных дорог
- § XXXII.9. Проложение дороги по участкам осыпей и камнепадов
- § XXXII.10. Пересечение селевых выносов
- § XXXII.12. Защита дорог от лавин
- 1Ранииа распространения воздушной волны; сплошная линия — первый вариант трассы. Иупк1нрная линия — второй вариант трассы; 11л — прыгающая лавина. Лл — лотковая лалцт
- § XXXII.13. Особенности проектирования автомобильных дорог в сейсмических районах
- Глава XXXIII Проектирование автомобильных дорог в засушливых районах
- § XXXIII.1. Особенности засушливых районов.
- Глава XXXIV Особенности проектирования автомобильных магистралей
- § XXXIV. 1. Технические условия на проектирование автомобильных магистралей
- Глава XXXV Оборудование и благоустройство дорог
- § XXXV.1. Комплекс мероприятий по обслуживанию движения
- § XXXV.2. Средства информации водителей об условиях движения. Ограждения и направляющие устройства
- § XXXVI.1. Планировка уличной сети и элементы городских улиц
- § XXXVI 2. Поперечные профили улиц
- § XXXVI.4. Горизонтальная и вертикальная планировки
- § XXXVI.5. Проектирование перекрестков и городских площадей
- § XXXVI 7. Подходы к городским мостам
- § XXXVI.8. Планировка городских набережных
- 6Оглавление