§ XXXII.13. Особенности проектирования автомобильных дорог в сейсмических районах
Силу землетрясения в районах строительства дороги оценивают сейсмичностью в баллах по шкале ГОСТ 6249—52. Имеются карты сейсмического районирования территории СССР и списки населенных пунктов, для которых указана сейсмичность в баллах6.
При проектировании автомобильных дорог в районах, подверженных землетрясениям силой 7, 8 и 9 баллов, необходимо учитывать появление дополнительных сейсмических сил, действующих на земляное полотно и искусственные сооружения. При интенсивности землетрясений 9—10 баллов возникает крупные разрушения
вемляного полотна — сдвига и просадки насыпей на косогорных участках, оползания и обвалы верховых откосов выемок. В горах уже при землетрясениях в 6 баллов активизируются оползни, обвалы и осыпи на горных склонах.
При проверке устойчивости земляного полотна на склонах с крутизной более 1 : 3 расчетную сейсмичность увеличивают на 1 балл. Обычно направление сейсмических сил принимают горизонтальным, а для соединительных деталей (анкерных болтов, креплений опорных частей) — вызывающим срез или растяжение.
При изысканиях дорог в сейсмических районах необходимо учитывать, что сейсмические явления наиболее сильно проявляются в местностях с очень пересеченным рельефом — при наличии оврагов, крутых обрывистых склонов, ущелий, склонов, сложенных из выветренных пород или нарушенных физико-геологическими процессами. Неблагоприятны в сейсмическом отношении водонасьпценные макропористые — гравийные, песчаные и глинистые — грунты, а также пластичные и текучие глинистые грунты, которые могут при землетрясениях разжижаться. Наиболее благоприятны для проложения дорог невывегренные скальные и иолускалыше породы и плотные сухие крупнообломочные грунты.
Конструкции дорожных сооружений, а также устойчивость земляного полотна в сейсмических районах рассчитывают с учетом сейсмических сил инерции при одновременном действии собственного веса сооружения и нагрузки. Ветровая нагрузка нра этом не учитывается.
(XXXII.8) .7 & 9 0,025 0,05 0,1 Расчетная сейсмичность в баллах . Значения кс При расчете подпорных стен, кроме сейсмических сил инерции, учитывают увеличение активного давления и уменьшение.пассивного Давления под влиянием воздействия сейсмических сил. В сейсмических районах па косогорах рекомендуется размещать земляное полотно полностью или в насыпях, или на полке, врезанной в склон. Поперечные профили типа полунасыпи-полувыемкн не рекомендуются. В районах с сейсмичностью8 баллов и более па косогорах круче 1 : 2 низовые откосы насыпей следует укреплять подпорными стсккамн или заменять насыпи эстакадами. В районах с расчетной сейсмичностью 9 баллов и более в нескальных грунтах в выемках и насыпях с рабочей отметкой, не превышающей 4 м, откосы устраивают на 1 : 0,25 более пологими, чем в несейсмических районах. Откосы крутизной 1 : 2,25 и более уположивагь не требуется.
5= 1,5 С) кс,
где <2 — вертикальная нагрузка, вызывающая при сейсмическом воздействии инерционную силу (собственный вес сооружения, грунта, вес транспортных средств ит п.);
ка — сейсмический коэффициент, зависящий от расчетной сейсмичности:
§ ХХХ11.14. ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МАЛЫХ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИИ В ГОРНЫХ УСЛОВИЯХ
Для горных условий характерно большое количество выпадающих осадков и их высокая интенсивность. Долины горных водотоков имеют крутые продольные уклоны. Характерны большие скорости течения и резкий подъем уровня воды. Паводки горных рек обычно возникают внезапно и быстро проходят. В период между дождями многие водотоки совершенно пересыхают, в результате чего у изыскателей иногда создается ложное впечатление о необходимой величине искусственного сооружения в данном месте. В процессе изысканий, помимо обычно собираемых данных о площади и уклонах бассейна н тальвега, устанавливают по следам прохода паводков уровни высоких вод, а по крупности донных отложений определяют примерную скорость течения воды.
Горные водотоки после ливней часто несут стволы деревьев, кустарники и большое количество обломочных материалов. Значительная разрушительная сила горных потоков требует устройства надежных водопропускных сооружений, как можно меньше стесняющих естественный режим потока.
Отверстия малых труб и мостов быстро заносятся этими наносами. Поэтому на горных дорогах однопролетные мосты предпочтительнее многопролетпых.
Отверстия мостов, по данным практики строительства, жела- ' тельно назначать не менее 3—4 м, с возвышением над уровнем высокой воды пе менее 1 м.
На периодических водотоках с каменным дном при отсутствии наносов и при расходе не более 10 м3/с для пропуска воды можно устраивать фильтрующие насыпи, оборудуя их защитными фильтрами против заиления.
Большие продольные уклоны водотоков н косогорный рельеф местности усложняют конструкцию малых искусственных сооружении, делая необходимым устройство для уменьшения скорости течения и опасности размыва специальных подходных русел, посредством которых поток направляется в сооружение, а скорость его течения уменьшается.
Конструкция косогорных подходных русел зависит от местных условий. На обрывистых склонах иногда целесообразно водоток - пропускать над дорогой по специальному лотку — водосбросу, аналогичному по конструкции селедукам. Наиболее распространены перепады и быстротоки. Перепады устраивают многоступенчатые с водобойными колодцами или без них в зависимости от уклона тальвега.
Прн длинных подходных руслах можно сочетать между собой перепады и быстротоки и придавать лоткам для уменьшения скорости повышенную шероховатость.
Вопросы проектирования конструкций подходных русел к искусственным сооружениям подробно рассматриваются в курсе (.Гидравлики».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Двали Р. Р, Махалдиапи В. Б. Механическая тяга в горной местности М , «Наука», 1970 236 с.
Драников А. М, Стрел ьцес Г. В, К у н р а ш Р Г. Оползни на автомобильных дорогах М , «Транспорт», 1972. 158 с.
Корольков Н. М , Еремин В Л. Путь и сооружения па горных железных дорогах. М , «Транспорт», 1968 336 с
Ломтадзе В. Д. Инженерная геология Инженерная геодинамика. Л., «Недра», 1977. 226 с.
Маслов Н Н Основы механики грунтов и инженерной геологии. М., «Высшая школа», 1968 629 с
Маслов Н. Н Механика грунтов в практике строительства М, Стройиздат, 1977. 320 с
Ройнишвили Н М Противообвальные сооружения на железных дорогах М , «Транспорт», 1960 228 с
Трескннс к и й С А Горные дороги. М , «Транспорт», 1974 368 с. Тушински и Г К Защита автомобильных дорог от лавин М., Автотрансиздат, 1$60. 152 с.
ФлейшманС. М Селевые потоки и проектирование дорог в районе
их распространения, М., Трансжелдориздат, 1955, 147 с.
>
- Глава XVIII Общие сведения о переходах через водотоки
- § XVIII.1. Основные понятия. Виды переходов через водотоки
- § XVII 1.3. Речные долины и русла рек. Типы питания рек
- Глава XIX Гидрологические расчеты при проектировании мостовых переходов
- § XIX. 1. Задачи и принципы гидрологических расчетов
- § XIX.2. Методика прогноза максимальных расходов воды в реках
- § XIX.3. Определение уровней воды и скоростей течения, соответствующих максимальным расходам
- Глава XX Расчет отверстий больших и средних мостов
- § XX.1. Основные положения расчета отверстии мостов
- § XX.2. Учет природных деформации русел при проектировании мостовых переходов
- § XX 5. Расчет размывов на пойменных участках отверстий мостов
- § XX.7. Расчет отверстии больших и средних мостов
- 1. Если глубина заложения подошвы фундамента назначается но глубине залегания прочных пород, используемых в качестве основания 72
- Глава XXI Проектирование подходов к мостам и регуляционных сооружений
- § XXI. 1. Условия работы поименных насыпей
- § XXI.2. Проектирование поименных насыпей
- § XXI.3. Задачи и принципы регулирования рек у мостов
- § XXI,4. Конструкции регуляционных сооружений
- Глава xxiг
- § XXII. 1. Виды проектно-изыскательских работ
- § XXII 3. Требования к техническому проекту
- § XXII.5. Рабочие чертежи
- § XXI 1.7. Использование при проектировании автомобильных дорог электронно-вычислительных машин
- Глава XXIII Изыскания автомобильных дорог
- § XXIII.1. Организация работы изыскательской
- § Xx111.2. Проложение трассы на местности
- Масштаб 1.1000 Сечение горизонталей через I м V
- Глава XXIV Сравнение вариантов автомобильных дорог1
- § XXIV. 1. Сравнение вариантов дороги по строительным и эксплуатационным затратам
- § XXIV.2. Оценка вариантов автомобильных дорог, по пропускной способности
- Глава XXV
- § XXV. 1. Стереомодель местности
- Глава XXVI Технические изыскания мостовых переходов
- § XXVI. 1. Задачи и состав изыскании
- § XXVI.2. Подготовительные работы
- § XXVI.4. Гидрометрические работы
- § XXVI.5. Гидрологические работы
- § XXVI.6. Инженерно-геологические работы
- § XXVI.?. Особенности изысканий для реконструкции мостовых переходов
- § XXVI.8. Состав проекта мостового перехода
- Глава I содержит анализ режима реки на основе подробного описания характеристик водотока как топографических и метеорологических, так и гидрологических.
- Глава IV содержит результаты инженерно-геологических работ, имеющих первостепенное значение для выбора схемы сооружений перехода.
- Глава XXVII
- § XXVII.!. Особенности реконструкции дорог
- § XXVII.2. Прогнозирование интенсивности движения на реконструируемой дороге
- § XXVI 1.3. Технические изыскания при реконструкции дорог
- § XXVII.5. Реконструкция дороги в плане и продольном профиле
- § XXVII.6. Реконструкция дороги в поперечном профиле
- § XXVI 1.7. Мероприятия по устранению пучин
- § XXVII.8. Реконструкция и усиление дорожиой одежды
- Глава XXVIII Проектирование дорог в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII. 1. Особенности проложения трассы в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII 2 конструкция земляного полотна дорог в районах вечной мерзлоты
- Проектирование дорог в заболоченных районах
- § XXIX.1. Образование, характеристика и виды болот
- § XXIX.2. Проложение трассы в болотистых районах
- § XXIX.3. Обследование болот при трассировании дороги
- § XXIX.4. Конструкция земляного полотна " на болотах
- Глава XXX
- § XXX. 1. Эрозия почв и образование оврагов
- § XXX.2. Трассирование дорог в зоне оврагов
- § XXX.3. Устройство плотин на пересечениях оврагов
- Глава XXXI Проектирование дорог в карстовых районах
- § XXXI.1. Карстовые процессы
- § XXXI.2. Проектирование дорог в карстовых районах
- Глава XXXII Проектирование дорог в горной местности
- § XXXII.1. Особенности горных районов
- § XXXII.2. Устойчивость горных склонов
- § XXXI 1.4. Развитие линии по склонам и перевальные дороги
- § XXXII.5. Проектирование серпантин
- § XXXI 1.6. Тоннели
- § XXXII.7. Продольный профиль горных дорог
- § XXXII.8. Поперечные профили горных дорог
- § XXXII.9. Проложение дороги по участкам осыпей и камнепадов
- § XXXII.10. Пересечение селевых выносов
- § XXXII.12. Защита дорог от лавин
- 1Ранииа распространения воздушной волны; сплошная линия — первый вариант трассы. Иупк1нрная линия — второй вариант трассы; 11л — прыгающая лавина. Лл — лотковая лалцт
- § XXXII.13. Особенности проектирования автомобильных дорог в сейсмических районах
- Глава XXXIII Проектирование автомобильных дорог в засушливых районах
- § XXXIII.1. Особенности засушливых районов.
- Глава XXXIV Особенности проектирования автомобильных магистралей
- § XXXIV. 1. Технические условия на проектирование автомобильных магистралей
- Глава XXXV Оборудование и благоустройство дорог
- § XXXV.1. Комплекс мероприятий по обслуживанию движения
- § XXXV.2. Средства информации водителей об условиях движения. Ограждения и направляющие устройства
- § XXXVI.1. Планировка уличной сети и элементы городских улиц
- § XXXVI 2. Поперечные профили улиц
- § XXXVI.4. Горизонтальная и вертикальная планировки
- § XXXVI.5. Проектирование перекрестков и городских площадей
- § XXXVI 7. Подходы к городским мостам
- § XXXVI.8. Планировка городских набережных
- 6Оглавление