logo
Бабков

§ XXXII.13. Особенности проектирования автомобильных дорог в сейсмических районах

Силу землетрясения в районах строительства дороги оценивают сейсмичностью в баллах по шкале ГОСТ 6249—52. Имеются карты сейсмического районирования территории СССР и списки населен­ных пунктов, для которых указана сейсмичность в баллах6.

При проектировании автомобильных дорог в районах, подвер­женных землетрясениям силой 7, 8 и 9 баллов, необходимо учиты­вать появление дополнительных сейсмических сил, действующих на земляное полотно и искусственные сооружения. При интенсивно­сти землетрясений 9—10 баллов возникает крупные разрушения

вемляного полотна — сдвига и просадки насыпей на косогорных участках, оползания и обвалы верховых откосов выемок. В горах уже при землетрясениях в 6 баллов активизируются оползни, обвалы и осыпи на горных склонах.

При проверке устойчивости земляного полотна на склонах с кру­тизной более 1 : 3 расчетную сейсмичность увеличивают на 1 балл. Обычно направление сейсмических сил принимают горизонтальным, а для соединительных деталей (анкерных болтов, креплений опор­ных частей) — вызывающим срез или растяжение.

При изысканиях дорог в сейсмических районах необходимо учи­тывать, что сейсмические явления наиболее сильно проявляются в местностях с очень пересеченным рельефом — при наличии овра­гов, крутых обрывистых склонов, ущелий, склонов, сложенных из выветренных пород или нарушенных физико-геологическими процес­сами. Неблагоприятны в сейсмическом отношении водонасьпценные макропористые — гравийные, песчаные и глинистые — грунты, а также пластичные и текучие глинистые грунты, которые могут при землетрясениях разжижаться. Наиболее благоприятны для про­ложения дорог невывегренные скальные и иолускалыше породы и плотные сухие крупнообломочные грунты.

Конструкции дорожных сооружений, а также устойчивость зем­ляного полотна в сейсмических районах рассчитывают с учетом сейсмических сил инерции при одновременном действии собственного веса сооружения и нагрузки. Ветровая нагрузка нра этом не учиты­вается.

(XXXII.8)

.7 & 9

0,025 0,05 0,1

Расчетная сейсмичность в баллах . Значения кс

При расчете подпорных стен, кроме сейсмических сил инерции, учитывают увеличение активного давления и уменьшение.пассивного Давления под влиянием воздействия сейсмических сил.

В сейсмических районах па косогорах рекомендуется размещать земляное полотно полностью или в насыпях, или на полке, врезанной в склон. Поперечные профили типа полунасыпи-полувыемкн не реко­мендуются. В районах с сейсмичностью8 баллов и более па косогорах круче 1 : 2 низовые откосы насыпей следует укреплять подпорными стсккамн или заменять насыпи эстакадами. В районах с расчетной сейсмичностью 9 баллов и более в нескальных грунтах в выемках и насыпях с рабочей отметкой, не превышающей 4 м, откосы устраи­вают на 1 : 0,25 более пологими, чем в несейсмических районах. Откосы крутизной 1 : 2,25 и более уположивагь не требуется.

Сейсмические сильг инерции для расчета откосов земляного по­лотна и подпорных стенок принимают действующими горизонтально и определяют ио формуле

5= 1,5 С) кс,

где <2 — вертикальная нагрузка, вызывающая при сейсмическом воздей­ствии инерционную силу (собственный вес сооружения, грунта, вес транспорт­ных средств ит п.);

ка — сейсмический коэффициент, зависящий от расчетной сейсмичности:

§ ХХХ11.14. ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МАЛЫХ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИИ В ГОРНЫХ УСЛОВИЯХ

Для горных условий характерно большое количество выпадаю­щих осадков и их высокая интенсивность. Долины горных водотоков имеют крутые продольные уклоны. Характерны большие скорости течения и резкий подъем уровня воды. Паводки горных рек обычно возникают внезапно и быстро проходят. В период между дождями многие водотоки совершенно пересыхают, в результате чего у изыс­кателей иногда создается ложное впечатление о необходимой вели­чине искусственного сооружения в данном месте. В процессе изыс­каний, помимо обычно собираемых данных о площади и уклонах бас­сейна н тальвега, устанавливают по следам прохода паводков уров­ни высоких вод, а по крупности донных отложений определяют при­мерную скорость течения воды.

Горные водотоки после ливней часто несут стволы деревьев, кустарники и большое количество обломочных материалов. Значи­тельная разрушительная сила горных потоков требует устройства надежных водопропускных сооружений, как можно меньше стесняю­щих естественный режим потока.

Отверстия малых труб и мостов быстро заносятся этими нано­сами. Поэтому на горных дорогах однопролетные мосты предпоч­тительнее многопролетпых.

Отверстия мостов, по данным практики строительства, жела- ' тельно назначать не менее 3—4 м, с возвышением над уровнем вы­сокой воды пе менее 1 м.

На периодических водотоках с каменным дном при отсутствии наносов и при расходе не более 10 м3/с для пропуска воды можно уст­раивать фильтрующие насыпи, оборудуя их защитными фильтрами против заиления.

Большие продольные уклоны водотоков н косогорный рельеф местности усложняют конструкцию малых искусственных соору­жении, делая необходимым устройство для уменьшения скорости течения и опасности размыва специальных подходных русел, посред­ством которых поток направляется в сооружение, а скорость его течения уменьшается.

Конструкция косогорных подходных русел зависит от местных условий. На обрывистых склонах иногда целесообразно водоток - пропускать над дорогой по специальному лотку — водосбросу, ана­логичному по конструкции селедукам. Наиболее распространены перепады и быстротоки. Перепады устраивают многоступенчатые с водобойными колодцами или без них в зависимости от уклона таль­вега.

Прн длинных подходных руслах можно сочетать между собой перепады и быстротоки и придавать лоткам для уменьшения ско­рости повышенную шероховатость.

Вопросы проектирования конструкций подходных русел к ис­кусственным сооружениям подробно рассматриваются в курсе (.Гидравлики».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Двали Р. Р, Махалдиапи В. Б. Механическая тяга в горной местности М , «Наука», 1970 236 с.

Драников А. М, Стрел ьцес Г. В, К у н р а ш Р Г. Оползни на автомобильных дорогах М , «Транспорт», 1972. 158 с.

Корольков Н. М , Еремин В Л. Путь и сооружения па гор­ных железных дорогах. М , «Транспорт», 1968 336 с

Ломтадзе В. Д. Инженерная геология Инженерная геодинамика. Л., «Недра», 1977. 226 с.

Маслов Н Н Основы механики грунтов и инженерной геологии. М., «Высшая школа», 1968 629 с

Маслов Н. Н Механика грунтов в практике строительства М, Стройиздат, 1977. 320 с

Ройнишвили Н М Противообвальные сооружения на железных дорогах М , «Транспорт», 1960 228 с

Трескннс к и й С А Горные дороги. М , «Транспорт», 1974 368 с. Тушински и Г К Защита автомобильных дорог от лавин М., Автотрансиздат, 1$60. 152 с.

ФлейшманС. М Селевые потоки и проектирование дорог в районе

их распространения, М., Трансжелдориздат, 1955, 147 с.

>