§ XXI,4. Конструкции регуляционных сооружений
При выборе материалов и конструкций для регуляционных сооружений следует ориентироваться на местные материалы. Только в тех случаях, когда они не могут обеспечить необходимую прочность защитных сооружений и укреплений, необходимо применять привозные и искусственно приготовляемые материалы. Тенденция к использованию местных ресурсов часто приводит к применению для постройки регуляционных сооружений таких материалов, как грунт, дерн и камень. Эти материалы имеют предел применения.
Грунт может быть использован с достаточно высокой степенью механизации работ. Следует стремиться как можно шире применять грунт в качестве основы для сооружений. В большинстве случаев это удается, особенно на равнинных реках. Исключение составляют те случаи, когда грунт по своим физико-механическим свойствам непригоден для возведения сооружений.
Грунт в сооружениях может быть использован только при условии надежного его укрепления. Использование в этих целях дерна и камня характеризуется низкой степенью механизации строительных работ. Лишь каменная наброска может быть механизирована, хотя и здесь затрачивается значительное количество ручного труда, так как без ручных отделочных работ расход камня на укрепление получается необоснованно большим. Укрепление хворостом берегов и откосов также не поддается механизации.
Чтобы повысить степень механизации на укрепительных и регуляционных работах, все чаще стремятся применять габионы (камень в металлических сетках), бетон и железобетон, а также другие материалы, позволяющие индустриализировать изготовление элементов укреплений, заготавливать эти элементы заблаговременно вне места непосредственной укладки в сооружение и механизировать их укладку. В ряде случаев, когда требуется особо надежная защита, применение этих материалов диктуется и соображениями прочности, - например
107
при защите насыпей и других сооружений ог волн на водохранилищах, при защите участков еще деформируемою дна, при высоких скоростях течения и т. п. Эти современные конструкции и материалы находят все большее применение и становятся основными в регуляционных и защитных работах па больших мостовых переходах.
Земляным регуляционным сооружениям придается трапецеидальное поперечное сечение с крутизной откосов, как правило, 1:2. Откосы, соприкасающиеся с текущей водой, укрепляют, причем тип укрепления назначают в зависимости от скорости потока, обтекающего эти сооружения или иабе1ающего па них.
Речные откосы регуляционных сооружений, непосредственно соприкасающиеся с быстро текущей водой, приходится защищать камнем, бетонными или железобетонными плитами. Дерн пригоден для этого только в редких случаях, так как паводковые скорости даже на равнинных реках превышают 1,5—2,0 м/с, поэтому дерн разрушается. Дерновые укрепления используют лишь для полевых откосов сооружений, около которых вода почти неподвижна.
Ширина гребня сооружений должна обеспечивать проезд транспортных средств, доставляющих ремонтные материалы, а также размещение этих материалов во время ремонта. В связи с этим ширину гребня струенаправляющих сооружений не следует делать меньше 2 м, лучше 3 м (рис. XX 1.16). В головной части сооружений ширина гребня должна быть увеличена, так как именно здесь возникает необходимость в срочных паводочных ремонтных работах (см. рис. XXI. 16, б) и создании запаса ремонтных материалов.
У регуляционных сооружений на равнинных реках наиболее уязвимой частью является верхняя по течению. У голов струенаправляющих дамб и поименных траверсов развиваются местные размывы, в
Рис XXI 13. Конструкции струенаправляющих дамб: а — обычное поперечное сечение; б —уширение гребня в головной части дамбы:
в — укрепление подошвы откоса тюфяком; а — рисберма у подошвы дамбы. 1 — положение тюфяка до размыва; 2— положение тюфяка после размыва; 3 — он косное укрепление; 4 — рисберма
связи с чем сооружениям угрожает не только опасность размыва поверхности откосов текущей водой, но и подмыв подошвы, что может повести за собой сползание откоса.
Подошву головы струенаправляющей дамбы или траверса можно укрепить гибкими защитными покрытиями (тюфяками) или рисбермами (см. рис. XXI. 16, в, г). Рисбермы применимы только в случае неглубокого местного размыва у подошвы откоса. Размеры тюфяка, обеспечивающего защиту от подмыва, назначают на основании расчета ожидаемого местного размыва.
Расчетной формулой для определения глубины местного размыва у голов и откосов регуляционных сооружений является уравнение, которое при лобовом набеге (а — 90°) получает вид
/1л = _Ц=г_-*1 , (XX 1.16)
ц У 1 + ша 8
где V — скорость набегающей струи; а0 — размывающая скорость для грунта, в котором происходит местный размыв; т — крутизна откоса
Для пойменных почти эллиптических струенаправляющих сооружений, обтекаемых с постоянной скоростью, скорость набега пойменного потока на голову сооружения практически равна скорости пойменного потока под мостом, т, е. V = или V = рп с„.б, если пойменный участок отверстия моста сохраняется. Для аллювиальных грунтов равнинных рек, в которых заканчивается местный размыв; размывающая скорость невелика. Поэтому, считая набег потока на голову сооружения нормальным (а = 90°) и пренебрегая сопротивляемостью грунта размыву, получим упрощенную формулу
/]„- ^ . (XX117)
Глубины местного размыва у регуляционных сооружений часто достигают значительных размеров, а в отдельных случаях превышают глубины в русле под мостом (например, па переходе р. Оки в Муроме).
Длина тюфяка, достаточная для того, чтобы закрыть размываемый откос, может быть найдена по формуле (см, рис. XXI. 16, о)
1^ = НЪУ 1+'т2т, (XX 1.18)
где /ят — крутизна наклона тюфяка после размыва
Тюфяк может опускаться в размыв и прикрывать разрушаемый от-" кос с очень большой крутизной. Обычные углы наклона тюфяков 60—70° к горизонту. Поэтому, как правило, тТ = 0,8—1.
В простейшем случае, когда /пт = ш, для откоса дамбы
/т = - 2>2, . (XX 1.19)
и
где V — скорость потока, м/с; /т — длина тюфяка, м.
Тюфяки могут быть сделаны из различных материалов, В настоящее время освоено изготовление тюфяков из бетонных сочлененных, массивов, Долгое время применяли каменно-хворостяные тюфяки, однако
10
9они страдают существенными недостатками: хворост, находящийся в условиях переменного смачивания и высыхания, что неизбежно для пойменных сооружений, быстро сгнивает; устройство каменно-хворо- стяных тюфяков возможно только ручным способом.
Если все же каменно-хворостяпые тюфяки используются, ю размеры их необходимо определять расчетом. Длину тюфяка назначают по формуле (XX 1.18), исходя из необходимости пологого очертания откоса, закрываемого тюфяком, так как тюфяк этой конструкции практически не воспринимает разрывающих усилий и должен удерживаться на откосе силами трения. В этих условиях крутизна защищаемого откоса должна вводиться в расчет равной т, > 2.
Толщнна хворостяного тюфяка назначаеюя конструктивно, обычно от 0,25 до 0,6 м, а толщина каменной его пригрузки — равной 60% толщины слоев хвороста. Крупность камня пригрузки должна быть такова, чтобы он не был снесен текущей водой.
Допускаемые скорости для камней различных размеров могут быть определены по табл. XX. 2. При этом необходимо учитывать, что камни на тюфяке будут лежать на довольно крутом откосе, в связи с чем допускаемая скорость для них должна быть снижена на 25—30%.
Тюфяки из сочлененных бетонных элементов имеют довольно большие зазоры между блоками, поэтому могут укладываться только на достаточно крупных грунтах (галька, гравий), которые не вымываются через зазоры. При обычных землистых грунтах, распространенных на равнинных реках, необходимо закрыть зазоры между блоками, чтобы исключить возможность вымывания грунта. Это может быть осуществлено путем использования «бризола» (или «редерина») — хорошо растягивающегося битумно-резннового изоляционного материала, наклеиваемого горячим битумом на нижнюю поверхность сочлененных бетонных блоков. При деформациях покрытия бризол растягивается, но не разрывается. Изготавливать элементы таких тюфяков можно индустриальным способом.
При использовании тюфячных покрытий необходимо иметь в виду, что развитие растительности под тюфяком может привести к повреждениям как асфальтовых тюфяков, так и бризольного слоя бетонных тюфяков. Поэтому перед укладкой тюфяков следует удалить из-под них растительную землю и протравить нижележащий грунт.
Простыми и долговечными являются тюфяки из габионов, т. е. из камня, заключенного в металлические сетки из оцинкованной железной проволоки, которым приданы необходимые размеры в плане н высота, равная толщине тюфяка.
Конструкции тюфяков должны быть проверены расчетом. В ходе размыва вымываемый грунт увлекает за собой тюфяк, в результате чего продольное усилие, разрывающее тюфяк, оказывается больше его веса и равно, как показал И. А. Ярославцев,
(XX 1.20)
где Ох — вес тюфяка; / — коэффициент трения между грунтом и шфяком.
Разрывающее усилие должно восприниматься арматурой тюфяков и их анкерным закреплением. В тех случаях, когда пофяк все время будет находиться в воде, следует учитывать уменьшение его веса от погружения в воду.
Укрепления откосов сооружений, работающих во время половодий в условиях волнобоя и ледохода, должны быть соответственным образом проверены на удар и давление льда и волн. Размеры плитных укреплений, подверженных действию волн, можно рассчитывать по формулам, приведенным в§ XXI Л. Силу ледового давления рассчитывают по формуле
Рп =-= 4,Зол 6Л У~Ы$т а 5тп р, ' (ХХ1.21)
где % — скорость движения льдин, м/с; 6Л — толщина плывущих льдин, принимаемая равной 80% от наибольшей наблюдавшейся в период Ледостава, м; Ы —.ширина и длина льдины, м; а, |3 — углы наклона откоса к горизонту и подхода льдины к откосу сооружения
Величина давления льда определяет необходимую суммарную толщину защитного покрытия откоса и его основания. Эта телщина должна быть равна
2/-]/" (XX 1.22;
У ЯЯдоп
1де Од0и — допускаемое давление на грунг.
Необходимо иметь в виду, что сила давления льдин, определяемая по формуле (XX!.21), получается в тоннах (тс), поэтому и допустимое давление на грунт адоп должно быть взято в тс/м2.
Расчет на отрыр плит при подвижке льда обычно не производят. Укрепления сооружений соприкасаются с ледяным покровом только па водохранилищах, где лед тает на месте.
На блуждающих реках в качестве материалов для постройки регуляционных сооружений до последнего времени применяли ка- менно-хворостяпую (таштугайную) кладку, т, е, послойную укладку хвороста и камня. Эта кладка, выполняемая только вручную, может сыть применена практически с вертикальными откосами и допускает некоторую осадку сооружений. При постройке таких сооружений в годе иногда применяют сипайно-таштугайную кладку, где деревянные пирамиды-сипаи служат для поддержания кладки в сохранности даже при значительных деформациях подмываемого основания.
В условиях деформируемого дна для постройки сооружений успешно применяют габионную кладку из элементов объемом 1—2 м3, выполненных в виде проволочных сеток, наполненных камнем и удерживающих его от расползания.
Применение тюфяков новых типов (в том числе бетонно-бризольных и бетонных) позволяет использовать грунт для постройки регуляционных сооружений даже па блуждающих и горных реках. Земляной массив из гальки или другого грунта, закрытый сплошными неразмывае- мымн коврами, будет прочным даже при значительных русловых деформациях, характерных для блуждающих и горных рек. Работы по устройству таких сооружении могут быть механизированы,Следует иметь в виду, что излишне широкие участки русел блуждающих рек характеризуются некоторой постоянной средней глубиной, не зависящей от ширины русла, и максимальной глубиной, которая, как правило, возрастает по мере увеличения ширины. В связи с этим наибольшую угрозу подмыва, т. е. возникновения большой глубины у сооружения на блуждающих реках, испытывают головные, т. е. наиболее удаленные от моста, части береговых валов, расположенные на участках русла большой ширины. Непосредственно около моста, где поток сильно сжимается, глубина также может быть значительной, но не из-за излишней ширины русла, а в связи с уменьшением ширины фронта переноса наносов. Наименьшая глубина русла будет наблюдаться у средних частей сооружения, где уже исключено блуждание и ширина потока между валами равна ширине активной зоны В0, по которой перемещаются наносы.
Вопрос о защите от подмыва головных частей фронтов регулирования при любой конструкции сооружений должен быть решен особенно серьезно не только потому, что глубина в широких сечениях реки велика, но и потому, что разрушение головной части сооружений приводит к прорыву потока за береговой вал, к заполнению всего этого пространства водой, а затем к переливу через береговой вал непосредственно около моста и к смыву этого вала. Последнее происходит потому, что блуждающие реки характеризуются значительными уклонами; следовательно, разница между отметками потока у головной части сооружения и у моста достаточно велика. Даже небольшое количество воды, зашедшее за береговой вал и немедленно в силу наличия уклона переместившееся вниз по течению, приводит к значительному повышению уровня воды у насыпи.
В целях предотвращения возможного прорыва водного потока за береговые валы можно применить заполнение грунтом всего пространства между старой границей русла, пойменной насыпью и новой границей русла —береговым валом. Для снижения стоимости земляных работ целесообразно применить кольматаж, т. е заиливание этого пространства оседающими наносами реки. Кольматаж осуществляется последовательными напусками речной воды, несущей много взвеси, осветлением ее путем отстаивания и спуском осветленной воды в реку. Для осуществления работ по кольматажу необходимо устраивать надежно работающие входные и сбросные сооружения для речной воды. В связи с большими уклонами блуждающих рек кольматаж следует проводить ступенями с возведением поперечных валов из осевшего груша.
Продольные и поперечные регуляционные сооружения на блуждающих реках следует строить сплошными, так как иначе они не будут отклонять поток от берега или берегового вала.
Для укрепления берегов у мостов через блуждающие и горные реки, характеризуемые сильными течениями, часто применяют мощные бетонные сооружения. Такие стены нередко подмываются, в связи с чем применяют различные способы защиты фундаментов стен от действия размыва, в частности защитные устройства в виде массивных коротких деформируемых шьор. Кроме того, вместо подпорной стены, требу ю- 112 щей защиты от подмыва, можно применять «сползающие массивы», опускающиеся по специальным направляющим по мере размыва у берега. Чтобы эти массивы были подвижны, нельзя допускать их заклинки при опускании. С этой целью они должны иметь между собой некоторые зазоры, под которыми должен лежать грунт такой крупности, чтобы вымывание его через зазоры было невозможно.
При эксплуатации мостовых переходов, особенно через блуждающие и меандрирующие реки, часто возникает необходимость непосредственной пассивной защиты берегов русел от размыва. Очень важны такие укрепления при смещении излучин русла к насыпям подходов -и при искусственном их спрямлении. Материалы и конструкции, употребляемые для защиты берегов речных русел от размыва, не отличаются от рекомендованных выше для укреплений откосов регуляционных сооружений. Для сохранности береговых укреплений, предохранения их от сползания необходимо укладывать надводные укрепления (выше межени) на заранее спланированный откос с крутизной не более 1:2, а подводный откос защищать гибкими тюфяками достаточной длины или каменной наброской. Особое внимание следует обратить па аике- ровку тюфяков, для чего выше уровня межени следует устроить ранд- балку с анкеровкой ее тягами за специально забитые короткие сваи. Боковые кромки (концы) участков надводного укрепления следует заводить в грунт «зубом», так как около этих элементов укрепления всегда возникает местный размыв, и необходимо защитить грунт от размыва, а укрепление от подмыва.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андреев О В Проектирование мостовых переходов М., Авто- трансиздат, 1960 296 с
Андреев О В, Журавлев М М , Рассказов О А Вопросы мостовой гидравлики и гидрологии М , «Транспорт», 1967 200 с
Андреев О В., Федотов Г. Л, Глаголева Т. Н, Абрамов Ю В Основы расчета мостовых переходов. М., «Высшая шкода», 1971 146 с
Андреев О В, Федотов Г, А Проектирование мостовых переходов с применением ЭЦВМ. М, изд-ие МАДИ, 1976 Ч I, 128 с. Ч II, 120 с Федотов Г. А Расчеты мостовых переходов с применением ЭЦВМ ,М , «Транспорт», 1977 208 с
Справочник инженера-дорожника Изыскания и проектирование автомобильных дорог М , «Транспорт», 1977. 559 с.Раздел седьмой
прор.ктно-изыскательские работы
- Глава XVIII Общие сведения о переходах через водотоки
- § XVIII.1. Основные понятия. Виды переходов через водотоки
- § XVII 1.3. Речные долины и русла рек. Типы питания рек
- Глава XIX Гидрологические расчеты при проектировании мостовых переходов
- § XIX. 1. Задачи и принципы гидрологических расчетов
- § XIX.2. Методика прогноза максимальных расходов воды в реках
- § XIX.3. Определение уровней воды и скоростей течения, соответствующих максимальным расходам
- Глава XX Расчет отверстий больших и средних мостов
- § XX.1. Основные положения расчета отверстии мостов
- § XX.2. Учет природных деформации русел при проектировании мостовых переходов
- § XX 5. Расчет размывов на пойменных участках отверстий мостов
- § XX.7. Расчет отверстии больших и средних мостов
- 1. Если глубина заложения подошвы фундамента назначается но глубине залегания прочных пород, используемых в качестве основания 72
- Глава XXI Проектирование подходов к мостам и регуляционных сооружений
- § XXI. 1. Условия работы поименных насыпей
- § XXI.2. Проектирование поименных насыпей
- § XXI.3. Задачи и принципы регулирования рек у мостов
- § XXI,4. Конструкции регуляционных сооружений
- Глава xxiг
- § XXII. 1. Виды проектно-изыскательских работ
- § XXII 3. Требования к техническому проекту
- § XXII.5. Рабочие чертежи
- § XXI 1.7. Использование при проектировании автомобильных дорог электронно-вычислительных машин
- Глава XXIII Изыскания автомобильных дорог
- § XXIII.1. Организация работы изыскательской
- § Xx111.2. Проложение трассы на местности
- Масштаб 1.1000 Сечение горизонталей через I м V
- Глава XXIV Сравнение вариантов автомобильных дорог1
- § XXIV. 1. Сравнение вариантов дороги по строительным и эксплуатационным затратам
- § XXIV.2. Оценка вариантов автомобильных дорог, по пропускной способности
- Глава XXV
- § XXV. 1. Стереомодель местности
- Глава XXVI Технические изыскания мостовых переходов
- § XXVI. 1. Задачи и состав изыскании
- § XXVI.2. Подготовительные работы
- § XXVI.4. Гидрометрические работы
- § XXVI.5. Гидрологические работы
- § XXVI.6. Инженерно-геологические работы
- § XXVI.?. Особенности изысканий для реконструкции мостовых переходов
- § XXVI.8. Состав проекта мостового перехода
- Глава I содержит анализ режима реки на основе подробного описания характеристик водотока как топографических и метеорологических, так и гидрологических.
- Глава IV содержит результаты инженерно-геологических работ, имеющих первостепенное значение для выбора схемы сооружений перехода.
- Глава XXVII
- § XXVII.!. Особенности реконструкции дорог
- § XXVII.2. Прогнозирование интенсивности движения на реконструируемой дороге
- § XXVI 1.3. Технические изыскания при реконструкции дорог
- § XXVII.5. Реконструкция дороги в плане и продольном профиле
- § XXVII.6. Реконструкция дороги в поперечном профиле
- § XXVI 1.7. Мероприятия по устранению пучин
- § XXVII.8. Реконструкция и усиление дорожиой одежды
- Глава XXVIII Проектирование дорог в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII. 1. Особенности проложения трассы в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII 2 конструкция земляного полотна дорог в районах вечной мерзлоты
- Проектирование дорог в заболоченных районах
- § XXIX.1. Образование, характеристика и виды болот
- § XXIX.2. Проложение трассы в болотистых районах
- § XXIX.3. Обследование болот при трассировании дороги
- § XXIX.4. Конструкция земляного полотна " на болотах
- Глава XXX
- § XXX. 1. Эрозия почв и образование оврагов
- § XXX.2. Трассирование дорог в зоне оврагов
- § XXX.3. Устройство плотин на пересечениях оврагов
- Глава XXXI Проектирование дорог в карстовых районах
- § XXXI.1. Карстовые процессы
- § XXXI.2. Проектирование дорог в карстовых районах
- Глава XXXII Проектирование дорог в горной местности
- § XXXII.1. Особенности горных районов
- § XXXII.2. Устойчивость горных склонов
- § XXXI 1.4. Развитие линии по склонам и перевальные дороги
- § XXXII.5. Проектирование серпантин
- § XXXI 1.6. Тоннели
- § XXXII.7. Продольный профиль горных дорог
- § XXXII.8. Поперечные профили горных дорог
- § XXXII.9. Проложение дороги по участкам осыпей и камнепадов
- § XXXII.10. Пересечение селевых выносов
- § XXXII.12. Защита дорог от лавин
- 1Ранииа распространения воздушной волны; сплошная линия — первый вариант трассы. Иупк1нрная линия — второй вариант трассы; 11л — прыгающая лавина. Лл — лотковая лалцт
- § XXXII.13. Особенности проектирования автомобильных дорог в сейсмических районах
- Глава XXXIII Проектирование автомобильных дорог в засушливых районах
- § XXXIII.1. Особенности засушливых районов.
- Глава XXXIV Особенности проектирования автомобильных магистралей
- § XXXIV. 1. Технические условия на проектирование автомобильных магистралей
- Глава XXXV Оборудование и благоустройство дорог
- § XXXV.1. Комплекс мероприятий по обслуживанию движения
- § XXXV.2. Средства информации водителей об условиях движения. Ограждения и направляющие устройства
- § XXXVI.1. Планировка уличной сети и элементы городских улиц
- § XXXVI 2. Поперечные профили улиц
- § XXXVI.4. Горизонтальная и вертикальная планировки
- § XXXVI.5. Проектирование перекрестков и городских площадей
- § XXXVI 7. Подходы к городским мостам
- § XXXVI.8. Планировка городских набережных
- 6Оглавление