§ XXI. 1. Условия работы поименных насыпей
Подходы к постоянным мостам устраивают в большинстве случаев в виде незатопляемых земляных насыпей на поймах или в русле для блуждающих беспойменпых рек. Только в особых случаях на дорогах низших категорий и у временных низководных мостов устраивают периодически затопляемые подходы.
Строительство незатопляемых насыпей становится экономически неэффективным только при высоте их 30 м и более и при неудовлетворп- 86 тельных грунтах основания, а также при отсутствии у перехода грунтов, пригодных для возведения земляных сооружений. В этих случаях устраивают пойменные эстакады.
Пойменные земляные насыпи должны быть запроектированы так, чтобы они были устойчивы даже прн самых неблагоприятных условиях работы. Поэтому необходимо прежде всего установить эти возможные неблагоприятные условия, рассматривая их как исходные при выборе конструкции и размеров пойменных насыпей.
Чтобы насыпь была незатоплясмой, ее бровку поднимают выше возможного уровня воды в реке па мостовом переходе с учетом подпора. На границе разлива подпор у верхового откоса пойменной насыпи достигает наибольшего размера АЛ„, определяемого формулой (XX.63).
Уровень воды у низового откоса насыпн определяется отметкой поверхности воды у концов низовых струенаправляющих дамб. Эта отметка мало отличается от бытовой. Таким образом, наибольшее повышение уровня вода у верхового откоса над расчетным горизонтом одновременно определяет и наибольшую разность уровней у верхового и низового откосов пойменной насыпи па границе разлива (рис.XXI.1). На участках пасыпи, достаточно близких к мосту, разница уровней меньше. Непосредственно у моста эта разница наименьшая и равна падению поверхности потока на длине струенаправляющих дамб:
и, ='0Р2 (*„+/„). " (ХХ1.1)
На протяжении водной воронки перед мостом ширина потока уменьшается, причем границы его очерчены приблизительно по дугам круга с центральным углом 90е, начинающимся от границ разлива н заканчивающимся у голов пойменных струенаправляющих сооружений. За этими криволинейными границами в зонах, примыкающих к пойменным насыпям, движение воды замкнутое и относительно медленное. Только в тех случаях, когда ширина разлива очень велика, течение прижимается непосредственно к откосам пойменных насыпей и может вызвать размыв откосов сооружений.
Период разлива воды па поймы часто сопровождается ледоходом на реке. В это время возможен заход льдин из русла к насыпям, а кроме того, у откосов пасыпей могут появиться льдины, принесенные [ече- пием с пойменных озер. Плывущие льдины ударяются об огкосы насыпи и нарушают их устойчивость. В отдельных местах лед может скапливаться, что приводит к навалу больших масс льда на насыпь.
Во время высоких паводков в долинах рек наблюдаются сильные ветры, вызывающие волны па водной поверхности. Явления половодья и интенсивного перемещения воздушных масс в долине реки нельзя считать независимыми одно от другого. Во время паводков вполне закономерны сильные ветры. Глубины воды на речных поймах Достигают максимума также при очень высоких расчетных паводках, а только при значительных глубинах и могут развиваться большие ветровые волны у откосов пойменных насыпей. Вследствие этого при высоких паводках устойчивости откосов пойменных насыпей угрожают подтопление, удар или иавал льднн, удары волн. Обычно сильные удары наблюдаются на свободных реках только у верхового откоса на
сыпи, где волны распространяются вниз по течению. Меньшая или нулевая высота волн у низовою откоса пойменной насыпи объясняется тем, что подход волн к этому откосу должен совершаться против течения. На залесенных поймах волны не развиваются совсем н насыпям не угрожают.
В последние десятилетия в связи с развитием гидротехнического строительства на автомобильных и железных дорогах появились мостовые переходы, находящиеся в подпоре. Откосы насыпей таких переходов являются уже не периодически, а постоянно подтопляемыми. В отличие от переходов через свободные реки уровни у верхового и низового откосов насыпи в этом случае почти одинаковы.
На водохранилищах неизбежно волнообразование, опасное для насыпи даже в тех случаях, когда господствующие ветры действуют нефронтально по отношению к пей. Волнение, развивающееся на поверхности водохранилищ, достигает значительной силы и может наблюдаться как у верхового, так и низового откосов.
Например, на переходе р. Дона, находящемся в подпоре от Цимлянской ГЗС, опасные для насыпей волнения возникают исключительное низовой стороны.
Волны, набе1аюшпе на откос насыпи, взбегают по нему на значительную высоту, н вода может попасть на обочину земляного полотна. Этого не следует допускать, так как при откатывании волн струи воды могут смывать грунт с обочины.
Рис, XXI 1. Уровни воды у откосов пойменной насыпи Рис. ХХ1.2. Схема набега волны на откос •777
к (ХХ1.2)
Волна, набегая на откос насыпи (рис. ХХ1.2), поднимается по нему
до высоты (от спокойного уровня воды)
н (ХХ13)
т '
где Кш — коэффициент относительной шероховатости откоса; т — ко эффициент заложения откоса.
Длина волны принята при этом равной десятикратной ее высоте Коэффициент относительной шероховатости откоса равен:
*. = /(*. е.. 25
■VI- 34
,т д , , „т о , 70
Ли==62/5/гз/5 )Ч (XX.38) 92
[±1 118
Ьгч> =-^М^2р-2Гсо52Г>)—25— , (XXI.11) 123
/1л = _Ц=г_-*1 , (XX 1.16) 142
прор.ктно-изыскательские работы 148
Е^ЕВ= 0,12. 208
^ = ЛГтахр1р« Р. 210
1,2 212
5 =-еНрясч. 286
± + ±. 290
д2 = С)йк, 292
а) 393
ООО о о'оооооо 445
д ' 493
У иаеыпей переходов через водохранилища из-за большой глубины неподвижной воды п значительных расстояний разбега волны могут получаться значительными, но все же меньшими предела, определяемого формулой (XXI.2). Высоту таких неразрушенных волн следует определять непосредственно по скорости ветра да н длине разбега I. Для быстрого расчета высоты волны в этих условиях можно воспользоваться формулой В. Г. Андреянова
/1В0Л = (XXI.4)
где т — скорость ветра, м/с; I* — разбег волны, км; йвол — высота волны, м.
Высоту волны по формуле (XX 1.4) следует вводить в расчет только при условии, что она меньше Нвол, определяемой по формуле (XX 1.2).
Следует иметь в виду, что скорость ветра после постройки водохранилища обычно возрастает из-за уменьшения трения между воз душным потоком и водной поверхностью по сравнению с движением воздушного потока над сушей. Поэтому в расчетах высоты волн не следует использовать данные о скоростях ветра, полученные до постройки водохранилища. Если водохранилище еще только проектируется, то расчетные скорости ветра следует увеличить на 30—50% против наблюдавшихся.
Удар волны об откос вызывает силовое воздействие воды на укрепление откоса и на грунт. Разница между уровнями в зонах потока, примыкающих к верховому и низовому откосам насыпей, создает тенденцию к фильтрации воды через тело насыпи. Однако прежде чем начнется транзитная фильтрация, должно произойти насыщение водой сухой пойменной насыпи. В ряде случаев к началу паводка и разливу воды на гюймы пасьшь бывает промерзшей. Это еще больше затрудняет насыщение насыпи водой.
Процесс насыщения насыпи водой можно представить себе следующим образом. По мере повышения уровня воды у откосов насыпи
происходит инфильтрация в тело насыпи одновременно с обеих сторон. Скорость фильтрации зависит от того, как быстро поднимается уровень воды на откосах и какова водопроницаемость грунта, слагающего тело насыпи. Если способность 1 рунта пропускать воду невелика, то смоченной оказывается только толща грунта, непосредственно примыкающая к откосам насыпи.
Сильно водопроницаемые грунты, например крупные пески или гравий, насыщаются водой очень быстро. В этом случае уровень воды в теле насыпи во время подъема паводка почти не отстает от уровня воды на откосах. Если пик паводка характеризуется большой продолжительностью, то насыщение насыпи по всей ширине на одинаковую высоту с откосами возможно и при других грунтах. В этих весьма редких случаях начинается транзитная фильтрация воды через насыпь.
Начавшийся спад паводка приводит к тому что уровень воды на откосах снижается и снова начинается двустороннее движение воды, но уже от середины тела насыпи к откосам. При спаде воды происходит вытекание воды из пор грунта. Оно вызывает разуплотнение грунта в •геле насыпи, непосредственное вымывание грунтовых частиц из откоса стекающей водой. Период спада паводка часто характеризуется нарушениями устойчивости откосов насыпей на мостовых переходах.
- Глава XVIII Общие сведения о переходах через водотоки
- § XVIII.1. Основные понятия. Виды переходов через водотоки
- § XVII 1.3. Речные долины и русла рек. Типы питания рек
- Глава XIX Гидрологические расчеты при проектировании мостовых переходов
- § XIX. 1. Задачи и принципы гидрологических расчетов
- § XIX.2. Методика прогноза максимальных расходов воды в реках
- § XIX.3. Определение уровней воды и скоростей течения, соответствующих максимальным расходам
- Глава XX Расчет отверстий больших и средних мостов
- § XX.1. Основные положения расчета отверстии мостов
- § XX.2. Учет природных деформации русел при проектировании мостовых переходов
- § XX 5. Расчет размывов на пойменных участках отверстий мостов
- § XX.7. Расчет отверстии больших и средних мостов
- 1. Если глубина заложения подошвы фундамента назначается но глубине залегания прочных пород, используемых в качестве основания 72
- Глава XXI Проектирование подходов к мостам и регуляционных сооружений
- § XXI. 1. Условия работы поименных насыпей
- § XXI.2. Проектирование поименных насыпей
- § XXI.3. Задачи и принципы регулирования рек у мостов
- § XXI,4. Конструкции регуляционных сооружений
- Глава xxiг
- § XXII. 1. Виды проектно-изыскательских работ
- § XXII 3. Требования к техническому проекту
- § XXII.5. Рабочие чертежи
- § XXI 1.7. Использование при проектировании автомобильных дорог электронно-вычислительных машин
- Глава XXIII Изыскания автомобильных дорог
- § XXIII.1. Организация работы изыскательской
- § Xx111.2. Проложение трассы на местности
- Масштаб 1.1000 Сечение горизонталей через I м V
- Глава XXIV Сравнение вариантов автомобильных дорог1
- § XXIV. 1. Сравнение вариантов дороги по строительным и эксплуатационным затратам
- § XXIV.2. Оценка вариантов автомобильных дорог, по пропускной способности
- Глава XXV
- § XXV. 1. Стереомодель местности
- Глава XXVI Технические изыскания мостовых переходов
- § XXVI. 1. Задачи и состав изыскании
- § XXVI.2. Подготовительные работы
- § XXVI.4. Гидрометрические работы
- § XXVI.5. Гидрологические работы
- § XXVI.6. Инженерно-геологические работы
- § XXVI.?. Особенности изысканий для реконструкции мостовых переходов
- § XXVI.8. Состав проекта мостового перехода
- Глава I содержит анализ режима реки на основе подробного описания характеристик водотока как топографических и метеорологических, так и гидрологических.
- Глава IV содержит результаты инженерно-геологических работ, имеющих первостепенное значение для выбора схемы сооружений перехода.
- Глава XXVII
- § XXVII.!. Особенности реконструкции дорог
- § XXVII.2. Прогнозирование интенсивности движения на реконструируемой дороге
- § XXVI 1.3. Технические изыскания при реконструкции дорог
- § XXVII.5. Реконструкция дороги в плане и продольном профиле
- § XXVII.6. Реконструкция дороги в поперечном профиле
- § XXVI 1.7. Мероприятия по устранению пучин
- § XXVII.8. Реконструкция и усиление дорожиой одежды
- Глава XXVIII Проектирование дорог в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII. 1. Особенности проложения трассы в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII 2 конструкция земляного полотна дорог в районах вечной мерзлоты
- Проектирование дорог в заболоченных районах
- § XXIX.1. Образование, характеристика и виды болот
- § XXIX.2. Проложение трассы в болотистых районах
- § XXIX.3. Обследование болот при трассировании дороги
- § XXIX.4. Конструкция земляного полотна " на болотах
- Глава XXX
- § XXX. 1. Эрозия почв и образование оврагов
- § XXX.2. Трассирование дорог в зоне оврагов
- § XXX.3. Устройство плотин на пересечениях оврагов
- Глава XXXI Проектирование дорог в карстовых районах
- § XXXI.1. Карстовые процессы
- § XXXI.2. Проектирование дорог в карстовых районах
- Глава XXXII Проектирование дорог в горной местности
- § XXXII.1. Особенности горных районов
- § XXXII.2. Устойчивость горных склонов
- § XXXI 1.4. Развитие линии по склонам и перевальные дороги
- § XXXII.5. Проектирование серпантин
- § XXXI 1.6. Тоннели
- § XXXII.7. Продольный профиль горных дорог
- § XXXII.8. Поперечные профили горных дорог
- § XXXII.9. Проложение дороги по участкам осыпей и камнепадов
- § XXXII.10. Пересечение селевых выносов
- § XXXII.12. Защита дорог от лавин
- 1Ранииа распространения воздушной волны; сплошная линия — первый вариант трассы. Иупк1нрная линия — второй вариант трассы; 11л — прыгающая лавина. Лл — лотковая лалцт
- § XXXII.13. Особенности проектирования автомобильных дорог в сейсмических районах
- Глава XXXIII Проектирование автомобильных дорог в засушливых районах
- § XXXIII.1. Особенности засушливых районов.
- Глава XXXIV Особенности проектирования автомобильных магистралей
- § XXXIV. 1. Технические условия на проектирование автомобильных магистралей
- Глава XXXV Оборудование и благоустройство дорог
- § XXXV.1. Комплекс мероприятий по обслуживанию движения
- § XXXV.2. Средства информации водителей об условиях движения. Ограждения и направляющие устройства
- § XXXVI.1. Планировка уличной сети и элементы городских улиц
- § XXXVI 2. Поперечные профили улиц
- § XXXVI.4. Горизонтальная и вертикальная планировки
- § XXXVI.5. Проектирование перекрестков и городских площадей
- § XXXVI 7. Подходы к городским мостам
- § XXXVI.8. Планировка городских набережных
- 6Оглавление