§ XXII 3. Требования к техническому проекту
Технический проект, разрабатываемый на основе материалов предварительных инженерных изысканий, должен исчерпывающе доказать техническую возможность строительства дороги по намеченному в технико-экономическом обосновании направлению. Он должен определить точное положение дороги на местности и дать окончательное решение вопросов, связанных с назначением конструкций всех элементов дороги, обоснованием их размеров, определением обьемов строительных работ и оценкой стоимости их выполнения. В техническом проекте окончательно устанавливают источники обеспечения строительства основными материалами, электроэнергией и водой, назначают сроки окончания строительства отдельных участков и опоеделяют сметную стоимость строительства дороги по отдельным этапам его выполнения. Все эти вопросы должны быть разработаны достаточно детально, так как финансирование строительства и расчеты со строительными организациями осуществляют по сметам технического проекта.
Входящие в состав технического проекта решения о проложении трассы дороги на местности, конструкции земляного полотна, мероприятиях по обеспечению отвода воды от дороги должны быть приняты в процессе выполнения полевых изыскательских работ. Это не иеключа- ет, однако, необходимости введения уточнении и исправлений на камеральной стадии разработки 1ехпнческо!о проекгт, когда проекта- ровщик получает возможность комплексного анализа всех собранных материалов.
В технических проектах следует широко использовать типовые проектные решения, а также оправдавшие себя в процессе эксплуатации ранее построенных дорог индивидуальные проекты. При этом необходимо, учитывая быстрое развитие техники дорожного строительства, пользоваться правом проектных организаций вносить в типовые проекты изменения, связанные с использованием новых материалов, внедрением более прогрессивных методов строительства и более совершенных конструктивных решений.
Технический проект обязан учитывать реальные возможности строительной организации, наличие у нее оборудования и обеспечения материалами.
В то же время проектные решения должны стимулировать внедрение передовых методов организации работ, способствовать внедрению механизации и индустриальных методов строительства.
Проектирование дороги должно быть творческим процессом, подчиненным идее создания оптимальных условий эксплуатации автомобильного транспорта и удобства пассажирских перевозок. Проектируя какой-либо участок дороги, необходимо все время мысленно ставить себя на место едущего по этой дороге водителя и оценивать создающиеся режимы движения.
При составлении технического проекта выполняют следующие работы:
оформляют планы трассы по всем намеченным во время изысканий конкурирующим вариантам; выявляют места, где при рабочем проектировании могут потребоваться дальнейшие уточнения;
проводят необходимые гидравлические расчеты, выбирают и привязывают к местным условиям типовые проекты искусственных сооружений; составляют проекты водоотводных, дренажных, укрепительных и регуляционных сооружений;
наносят на проектном профиле окончательную проектную линию о учетом почвенно-геологических и гидрологических условий и требовании безопасности движения. Для дорог, прокладываемых по крутым косогорам, находят, используя снятые в процессе изысканий планы в горизонталях, рациональное положение трассы в плане и продольном профиле;
выполняют расчеты устойчивости земляного полотна, разрабатывают его конструкцию на косогорах, болотах и других участках, требующих индивидуального проектирования;
разрабатывают на основе альбомов типовых проектов и дополнительных расчетов варианты конструкций дорожной одежды, привязанные к участкам дороги;
разрабатывают схемы размещения на дороге зданий дорожной и автотранспортной службы и сооружений для обслуживания движения;
намечают источники получения строительных материалов, уточняют данные об их потребном количестве, составляют схемы разработки карьеров; 118
разрабатывают меры по рекультивации земель, временно занижаемых под карьеры, резервы, временные здания и сооружения с тем, чтобы после окончания строительства возвратить их в пригодном для использования в сельском хозяйстве виде;
намечают мероприятия по зимнему содержанию дороги: размещению баз противогололедных материалов, устройству снегозащитных посадок, установке щитов;
составляют схемы размещения дорожно-строительных подразделений, рассчитывают потребности в материалах, оборудовании, дорожно-строительных машинах и трудовых ресурсах, строят линейный календарный график выполнения работ. Анализируют проектные решения с точки зрения экономного расходования дефицитных мате* риалов.
Важным разделом технического проекта является сводная смета — основной документ для планирования строительства и расчетов между заказчиками и строительными организациями.
Приводимые в техническом проекте материалы должны достаточно точно, но без мелких непринципиальных подробностей, характеризовать» объемы работ и основные конструктивные элементы дороги.
Все проектные решения, которые затрагивают интересы других организаций, должны быть с ними согласованы.
В зависимости от важности согласований для разработки проекта их производят до начала изысканий, в подготовительный период, во время их проведения, а также и в период разработки технического проекта.
Перечень необходимых согласований очень обширен.
Обоснованное в ТЗО направление основного и конкурирующих вариантов согласуется с Советами народных депутатов, колхозами, совхозами, лесхозами и Госгортехнадзором СССР (если трасса пересекает выявленные месторождения полезных ископаемых).
Места пересечения железных дорог, водных путей сообщения, линий электропередач и других воздушных, наземных и подземных коммуникаций согласовывают соответственно с управлениями железных и автомобильных дорог, органами речного транспорта и владельцами соответствующих линий.
Согласованию подлежат ие только постоянные дорожные объекты, но и расположение временных сооружений — разгрузочных площадок, складов дорожно-строительных материалов, асфальтобетонных заводов, а также возможность разработки карьеров местных строительных материалов — песка и гравия.
В связи с большим вниманием, уделяемым в СССР обеспечению безопасности движения и его организации, все проектные решения обязательно согласовывают с органами Государственной автомобильной инспекции.
Отказ какой-либо организации от киласования принципиальных решений вызывает необходимость соответствующей перепроектировки или передачи спорного вопроса на решение вышестоящим инстанциям.§ XXII.4. СОСТАВ И ОФОРМЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Технический проект автомобильной дороги состоит из ряда документов, представляемых на рассмотрение утверждающей инстанции, и вспомогательных материалов, передаваемых на храпение в архив проектной организации и позднее частично используемых при рабочем проектировании. Вспомогательные материалы состоят из подлинных документов полевых работ, подлинников заданий на проектирование и согласований, ведомостей подсчетов объемов работ, технико-экономических, гидравлических и статических расчетов сооружений. Такое разделение документов технического проекта на две группы делается для удобства пользования проектом, чтобы не перегружать его документами, не являющимися необходимыми для рассмотрения, утверждения и последующего использования при строи шльстве.
Для единообразия проектов, разрабатываемых разными проектными организациями, их оформляют в строгом соответствии с «Эталоном технического проекта», разработанным головной проектной организацией — Союздорпроектом Минтрансстроя СССР. Все материалы технического проекта копируют на множительных аппаратах и брошюруют в отдельные тома, выпускаемые в четырех-пятн экземплярах. Чертежи в проектах оформляют согласно образцам, приложенным к «Эталону проекта» Они должны быть кратны стандартному размеру листа 290 x 200 мм; чертежи большего размера складывают в стандартные форматки.
Все документы должны быть подписаны руководителями проектной организации и исполнителями проектных работ.
Разбивку материалов по томам проекта принимают следующей:
Рис, ХХП.1. Образец оформления плана трасс
ыОбласть Гос л есфонд СоЗхсз
3 ого трассы впрабо от трассы -32- Г~ \№ Пашня | Л«эд
Схема полосы отЬода
щ
"" г ^
а Лее со нр. Луг
\
1770 Ре?/ 780 "её Л/г
<5 78 32 77
лес м.рго. 0,20га Лес м гея 0.35т Пашня 0,33 га
ср га. ер. густ-1,17 га Луг - 0,1', га
а
0,29га 0,35 га
Сдодная таблица, занимаемых земель, га, | Наименование угодий | лес | Кос- тае- Н1К | НецИо- бпте земле | Ву | г | Пиш- |
|
| |||||||||||||||||
етша. | Сйедш круенвет | мег.киа | ген, лиг | род | И.нот | |||||||||||||||||||||
Гутт | Си гуимт | Редтй | ///лта; | т | РсЗкш |
|
| на |
|
|
|
| ||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| Го с л ее | V о нЗ а |
|
|
|
| ||||||||||||||
Постоянный. |
| — | и 7 г | 0,30 | - | - | 0,1,5 | - | - | _ | — | - ; - | 6, 75 | |||||||||||||
Временный. |
|
|
|
|
|
| 0,35 | — | [ ~. | — |
| - | 0,35 | |||||||||||||
Итого |
| 1,72 | 0,20 |
|
| 0,80 |
|
|
|
|
|
| 2,31 | |||||||||||||
|
| € о ) х с з в | ||||||||||||||||||||||||
Постоянный |
| - | - | - | г— |
| 0.29 | — | - | |_ - |
| 0,33 | _ | и ?5 | ||||||||||||
Временный |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 0,23 | ||||||||||||
Итого |
|
|
|
|
| 0,58 |
|
|
|
| 0,33 |
| 1,55 | |||||||||||||
Всего | - | 1.72 | 0,30 | - | - | <,3« |
| - | - |
| 0,33 | - | 4Л7 |
Рис. ХХП.2. График занимаемых земель Условна; обоспачения Трасса дороги, пикеты
Л~^Гранааа Вое- "" менюёв Отвода. ■Расстояние от оси дороги
Границе. угодий.
Каждый том содержит чертежи принятых конструкций дорожных сооружений и ведомости объемов выполняемых работ.
Все изменения и дополнения в первоначальный проект, внесенные по решению экспертизы и утверждающей инстанции, объединяются в отдельный дополнительный том.
• При оформлении основных'чертежей проекта соблюдают следующие требования.
План трассы в масштабе 1:10 ООО вычерчивают по данным пикетажа с учетом имеющихся аэрофотоснимков и топо1 рафических карт масштаба 1:10000—1:25 000, нанося нанего все варианты трассы, километраж, месторождения дорожно-строительных материалов, планируемые базы строительства. Ситуацию уточняют по результатам изысканий (рис. XXII.1). Для дорог в горной местности масштаб плана трассы может быть увеличен. При использовании аэрометодов вместо плана трассы составляют фотосхему в масштабе 1:50 000—1:25 000.
Сводка комплексов | ИнИеке | Коли. чесоА |
Управление Вороги | ВД | |
СоВмщетшй котлексШ*АРПН11П) | И'ЯчИ | - |
» 1! Ш'ГПП) | дятп | - |
Аорошо-ремонтный пункт | ДРЛ ДЗС | 1 "? |
Автозаправочная станция | ||
Станция татчевт обсптиНанш | СО | 1 |
Мотель |
| — |
Кемпинг |
| 1 |
Пассажирская автостанция Мтоповилсон | АН | 1 г |
Условие обозначения : | Г'П® |
| ГЦ 7 |
| с» |
| С| 9 ' |
|
|
Рис XXЛ 3 Счемя размещения комплексов зданий дорожной и автотранспортной службы и постоянной связи: ' — мотель; 2— кемпинг: 3 — пассажирская автостанция; 4 — пассажирский автощшильон; 5 — управление док: и 6 — совмещенный комплекс: дорожный участок |ДУ), дорожно- Ремоитный пункт (ДРП) и производственно-технический оункт (ПТП), 7 — совмещенный комплекс (ДУ и ПТП); 8 — дорожно ремонтный пункт; 9 — автозаправочная станция; 10 — станция технического обслуживания
Административные еОлиьш | т -я | ||||||
Сооружения эксплуатации аНтотраетр- | мотель, кепнинг | л л.,,,'/ .'А |
|
|
| ||
АС и т | т „ теп ' ■ |
|
| .,-) Г'.': Ш | |||
АЗС | N1 . /Шп |
|
| Н/ и * ■ ч № | |||
,ш | СП | N1 ж ШШ Т |
|
|
| ||
Соору/нечия | УД Д'У |
| |||||
репонти. а содержания Порог | цц*т |
| |||||
|
|
|
| 1 1 ",--> >.! ' 1 | |||
План трасгы | Е22 г А | Е^З ев |
| гН | |||
| I | 1 1 | I | 1 , ( | ||||
|
| ЭШ ЗДД |
|
| ЗДЯ '» |
Трубы Л- 1,25-53/2010,8, трубы 01-1,5-10/302; трубы Л- 1,5x2,0'-5/15 Малые искусстденные сооружения, шт/п м
| Основная трасса | 113300М2 (11500П м) | ||||||||||||||
I5 | Транспортные развязки. |
|
|
|
| 112300м | (16500п м) | |||||||||
| Пересечения с радиальными, дорогами | 20200м2 (З'/ОО п м) | ||||||||||||||
о ^ | Подьезд к ДЭУ | 6000 м'(1000 пм) | ||||||||||||||
Участок реконструкции подъев дан существующему мосту | 20 800м2 (ПООпм) | |||||||||||||||
с5 ч) | Ос но дна я трасса | нсснапьный. грунт |
| 38,5/ /133,8 | 55.5 | 112,0 |
| 55,3/ /3.6 | V | 63,5 | ||||||
| Транспортные ра-збязни. | Нсп'апьч грунт |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
| Скатный, груиги |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|| ^ | Пересечение сра- диальн дорогами | нескапьный. грунт |
|
|
| 5<?,3 | ад 7 | 50,1 |
|
| ||||||
Подъезд а дэн | Метальный, грунт |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
Участок ренон етр оодгоОа к мосту | Скальный грунт |
|
|
|
|
|
|
|
|
Строитетст- искусственных сооружений Мосты и путепроводы 48. ^1 = Ц5;)[1=П8; Ц 1=66.Ь, Ц иВ6,Ч
Комплексы дорожной, а авто
график строительных работ:
4 — строительство труб, 5—строительство мостов; 5— строительство путепроводов; 7—строп- в числителе показан объем насыпи, с знаменателе — объем выемки
Высокие требования предъявляются в настоящее время к обоснованию отвода земель, поэтому большое значение приобретает график занимаемых земель (рис. XXII.2). На нем указывают границы земляного полотна и искусстьенных сооружений, обосновывающие необходимую ширину полосы отвода. Особо отражаются территории, временно отводимые под строительные площадки и временные дороги, а также под сосредоточенные резервы грунта для возведения насыпей.
Чертежи поперечных профилей земляного полотна включают типовые для данного строительного объекта, а также индивидуально разработанные для отдельных участков. »
Для отдельных сложных мест трассы, строительных площадок и карьеров строительных материалов составляют планы в масштабе 1:500—1:2000 с горизонталями сечением от 0,25 до 1 м.
Составляют также график размещения линейных зданий (рис. XXII.,3).
Важным элементом проекта является календарный график строительных работ (рис. XXII.4). Он должен предусматривать внедрение Вавой техники, использование передовых методов труда и скоростного строительства при комплексной механизации производственных процессов. Вместе с тем проект организации работ должен учитывать производственные возможности строительной организации, климатические условия работы строительства, условия подвоза строительных материалов, энергоснабжения и др.
Календарный график строительных работ разрабатывают на основе сводной ведомости объемов работ и потребности в строительных материалах, данных об источниках снабжения строительства рабочей силой и средствами механизации 3.
- Глава XVIII Общие сведения о переходах через водотоки
- § XVIII.1. Основные понятия. Виды переходов через водотоки
- § XVII 1.3. Речные долины и русла рек. Типы питания рек
- Глава XIX Гидрологические расчеты при проектировании мостовых переходов
- § XIX. 1. Задачи и принципы гидрологических расчетов
- § XIX.2. Методика прогноза максимальных расходов воды в реках
- § XIX.3. Определение уровней воды и скоростей течения, соответствующих максимальным расходам
- Глава XX Расчет отверстий больших и средних мостов
- § XX.1. Основные положения расчета отверстии мостов
- § XX.2. Учет природных деформации русел при проектировании мостовых переходов
- § XX 5. Расчет размывов на пойменных участках отверстий мостов
- § XX.7. Расчет отверстии больших и средних мостов
- 1. Если глубина заложения подошвы фундамента назначается но глубине залегания прочных пород, используемых в качестве основания 72
- Глава XXI Проектирование подходов к мостам и регуляционных сооружений
- § XXI. 1. Условия работы поименных насыпей
- § XXI.2. Проектирование поименных насыпей
- § XXI.3. Задачи и принципы регулирования рек у мостов
- § XXI,4. Конструкции регуляционных сооружений
- Глава xxiг
- § XXII. 1. Виды проектно-изыскательских работ
- § XXII 3. Требования к техническому проекту
- § XXII.5. Рабочие чертежи
- § XXI 1.7. Использование при проектировании автомобильных дорог электронно-вычислительных машин
- Глава XXIII Изыскания автомобильных дорог
- § XXIII.1. Организация работы изыскательской
- § Xx111.2. Проложение трассы на местности
- Масштаб 1.1000 Сечение горизонталей через I м V
- Глава XXIV Сравнение вариантов автомобильных дорог1
- § XXIV. 1. Сравнение вариантов дороги по строительным и эксплуатационным затратам
- § XXIV.2. Оценка вариантов автомобильных дорог, по пропускной способности
- Глава XXV
- § XXV. 1. Стереомодель местности
- Глава XXVI Технические изыскания мостовых переходов
- § XXVI. 1. Задачи и состав изыскании
- § XXVI.2. Подготовительные работы
- § XXVI.4. Гидрометрические работы
- § XXVI.5. Гидрологические работы
- § XXVI.6. Инженерно-геологические работы
- § XXVI.?. Особенности изысканий для реконструкции мостовых переходов
- § XXVI.8. Состав проекта мостового перехода
- Глава I содержит анализ режима реки на основе подробного описания характеристик водотока как топографических и метеорологических, так и гидрологических.
- Глава IV содержит результаты инженерно-геологических работ, имеющих первостепенное значение для выбора схемы сооружений перехода.
- Глава XXVII
- § XXVII.!. Особенности реконструкции дорог
- § XXVII.2. Прогнозирование интенсивности движения на реконструируемой дороге
- § XXVI 1.3. Технические изыскания при реконструкции дорог
- § XXVII.5. Реконструкция дороги в плане и продольном профиле
- § XXVII.6. Реконструкция дороги в поперечном профиле
- § XXVI 1.7. Мероприятия по устранению пучин
- § XXVII.8. Реконструкция и усиление дорожиой одежды
- Глава XXVIII Проектирование дорог в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII. 1. Особенности проложения трассы в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII 2 конструкция земляного полотна дорог в районах вечной мерзлоты
- Проектирование дорог в заболоченных районах
- § XXIX.1. Образование, характеристика и виды болот
- § XXIX.2. Проложение трассы в болотистых районах
- § XXIX.3. Обследование болот при трассировании дороги
- § XXIX.4. Конструкция земляного полотна " на болотах
- Глава XXX
- § XXX. 1. Эрозия почв и образование оврагов
- § XXX.2. Трассирование дорог в зоне оврагов
- § XXX.3. Устройство плотин на пересечениях оврагов
- Глава XXXI Проектирование дорог в карстовых районах
- § XXXI.1. Карстовые процессы
- § XXXI.2. Проектирование дорог в карстовых районах
- Глава XXXII Проектирование дорог в горной местности
- § XXXII.1. Особенности горных районов
- § XXXII.2. Устойчивость горных склонов
- § XXXI 1.4. Развитие линии по склонам и перевальные дороги
- § XXXII.5. Проектирование серпантин
- § XXXI 1.6. Тоннели
- § XXXII.7. Продольный профиль горных дорог
- § XXXII.8. Поперечные профили горных дорог
- § XXXII.9. Проложение дороги по участкам осыпей и камнепадов
- § XXXII.10. Пересечение селевых выносов
- § XXXII.12. Защита дорог от лавин
- 1Ранииа распространения воздушной волны; сплошная линия — первый вариант трассы. Иупк1нрная линия — второй вариант трассы; 11л — прыгающая лавина. Лл — лотковая лалцт
- § XXXII.13. Особенности проектирования автомобильных дорог в сейсмических районах
- Глава XXXIII Проектирование автомобильных дорог в засушливых районах
- § XXXIII.1. Особенности засушливых районов.
- Глава XXXIV Особенности проектирования автомобильных магистралей
- § XXXIV. 1. Технические условия на проектирование автомобильных магистралей
- Глава XXXV Оборудование и благоустройство дорог
- § XXXV.1. Комплекс мероприятий по обслуживанию движения
- § XXXV.2. Средства информации водителей об условиях движения. Ограждения и направляющие устройства
- § XXXVI.1. Планировка уличной сети и элементы городских улиц
- § XXXVI 2. Поперечные профили улиц
- § XXXVI.4. Горизонтальная и вертикальная планировки
- § XXXVI.5. Проектирование перекрестков и городских площадей
- § XXXVI 7. Подходы к городским мостам
- § XXXVI.8. Планировка городских набережных
- 6Оглавление