§ XXXII.10. Пересечение селевых выносов
Большие массы разрушенных рыхлых и малосвязных горных пород, накапливающиеся на крутых склонах и на дне ущелий, при интенсивных ливнях или при прорыве расположенных в верховьях озер могут образовать временные грязевые пли грязе-каменные потоки, называемые селями. Селевые потоки — это смесь воды, грунта и камней с плотностью 1,2—1,8 т/м3, стекающая по сухим долинам и руслам горных рек со скоростью до 5—6 м/с. У выхода из лога, где уклон местности уменьшается, сель растекается, скорость его уменьшается и из него выпадают наносы, образуя конус выноса. Селевые потоки возникают внезапно, действуют в течение короткого промежутка времени, не превышающего нескольких часов, но общий объем грязе- каменных материалов, смываемых за один сель, может достигать 20 ООО м3 с 1 км2. Диаметр переносимых валунов иногда превышает 1—1,5 м.
Во многих случаях защита от селей городов является трудной проблемой, для решения которой приходится воздвигать сложные сооружения, как, например плотина в Алма-Ате высотой примерно 115 м.
При проектировании дорог приходится встречаться, как правило, с относительно небольшими селевыми отложениями, возникающими около устьев сравнительно коротких ущелий с крутыми склонами и значительными уклонами, впадающих в долину реки, вдоль которой прокладывается дорога. Отложения в виде постепенно нарастающих конусов выноса образуются при растекании грязекамен- ного потока по долине, где после выхода из лога уклон уменьшается.
В зависимости от содержания воды селевой поток движется или как однородная вязкая масса (грязевые и грязекаменные потоки), или как турбулентный поток воды, увлекающий с собой твердые материалы, содержание которых может достигать 20—40% общего объема (водокаменные потоки).
В селевом потоке часть камней перемещается во взвешенном состоянии, а наиболее крупные передвигаются, перекатываясь по дну тальвега. При этом отдельные камни задерживаются неровностями скальных выступов, вследствие чего создаются временные заторы. Однако приток селевых масс сверху прорывает запруду и сель с еще большей скоростью движется вниз. Грубо можно считать, что линейные размеры влекомых частиц в потоке пропорциональны квадрату скорости, а масса переносимых частиц пропорциональна шестой степени скорости. Поэтому горные реки, а тем более селевые потоки переносят камни значительных размеров.
Скорость селевого потока может быть определена по формуле
у^кН'-'Ч1''2, (XXXII.4)
где #Ср — средняя глубина, м; ( — уклон лога; к — коэффициент, зависящий от величины среднего диаметра О наносов селевого потока.
О, см 19 17 15 13 12 10
к 10 20 50 100 200 500
С грубым приближением можно считать, что максимальная скорость селевого потока V — 5 У И (м/с) Установив горизонт прохождения селевого потока и его скорость, можно определить селевой расход.
Проф. Е. В. Болдаков рекомендует использовать для определения максимального расхода селевого потока и объема выноса несколько видоизмененные упрощенные формулы Союздорннн:
расход, м3/с: = Р:1 к, (XXXII.5)
объем стока, тыс. м3: УР — КкРуос. (XX XII.6)
В этих формулах: К — увеличение слоя стока за счет включения камня и грунта. Для грязекаменных потоков К = 1,7, для водокамепных К = 1,2; к — слой стока; \|>—морфологический коэффициент, зависящий от уклона; Р — площадь водосбора; к — коэффициент гидравлической шероховатости лога; значение к принимают для грязекаменных потоков равным 10, для водокамепных 5; т и п — показатели степени; уос — коэффициент неравномерное!и осадков.
Наиболее целесообразно пересекать селевые потоки в пределах транзитного русла, где имеются устойчивые скальные берега и русло потока, как правило, жестко фиксировано. Водоток перекрывают одним пролетом моста с возвышением низа пролетного строения над горизонтом высоких вод не менее 1 м
.При этом, однако, возникают трудности с вписыванием подходов к мосту с соблюдением норм.
Если долина, в которую впадает селевой поток, широка, а между конусом выноса и водотоком имеется свободная полоса, возможно проложить дорогу вдоль водотока, если он в паводки пе затапливает долину.
При неизбежности пересечения дорогой селевого потока в пределах конуса выноса необходимо прокладывать трассу в его иизовой части за пределами зоны отложения крупных камней, перекрывая мостами блуждающие русла. Мосты следует делать с опорами одно- столбчатого типа, условия работы которых не меняются при изменении направления русла с пролетами, не стесняющими селевой поток.
Отверстия мостов в связи с неустойчивостью русел приходится существенно увеличивать по сравнению с необходимыми по гидравлическому расчету. Малые мосты и трубы быстро забиваются, после чего селевой поток переливается через насыпь.
С обеих сторон земляного полотна должно быть устроено прочное укрепление земляного полотна против размыва. Если дорога строится в зоне отложений селевых выносов или между конусами выноса и рекой, иногда с верховой стороны устраивают наносо- задерживающие дамбы, которые, замедляя селевой поток, вызывают отложение наносов (рис. XXXII.29). Они бывают сплошные или прерывистые. Сплошные дамбы рекомендуются, если ширина русла, по которому стекает сель, превышает 100 м. Необходимая длина дамбы зависит от ширины русла и крупности частиц, откладываемых наносов н может быть определена по формуле
= (ХХХП.7)
где |3 — коэффициент стеснения русла дамбой; В — ширина русла, м.
Коэффициент стеснения назначают в зависимости от предусматриваемого процента к задержания наносов дамбой и относительной
крупности наносов
Процент задержания наносов к 100 75 50 Коэффициент с1ссиения Р . , 0,55-0,65 0,40—0,45 0,30—0,35 Рис XXXII 29. Наносозадерживающне дамбы! а — сплошные б — прерывистые; I — граница конуса выноса
Большие величины относятся к случаям, когда0Ср/В >0,01. Рекомендуется располагать дамбу от дороги на расстоянии не менее тройной ее длины. Прерывистые дамбы применяют при ширине русла до 100 м. Общую их длину определяют по формуле (ХХХП.7), а величину отверстий рассчитывают на пропуск расхода воды с заданной повторяемостью. В поперечном профиле дамбе придают трапецеидальное сечение с шириной поверху 0,5—2,0 м в зависимости о г интенсивности селевого потока и крупности переносимого материала.
При пересечении селевых водотоков дорогами низших категорий можно при малой интенсивности движения допускать пропуск селевого потока по лотку, расположенному в уровне проезжей части.
На дорогах с большой интенсивностью движения при пересечении сравнительно небольших селевых потоков с расходом не более 20 м3/с при крупности камней не более 0,3—0,4 м3, подходящих к дороге по руслу с большими уклонами, проектируются селеспуски (селе- дуки), пропускающие селевые потоки над дорогой (рис. XXXII.30). Ширину лотка селеспуска принимают 4—6 м, высоту боковых стенок до 3—4 м.
Опыт эксплуатации селедуков показывает, что они эффективны лишь при соблюдении ряда требований — тщательном сопряжение с дном лога без уменьшения продольного уклона, наличии дамб, плавно, без резкого сужения потока направляющих селевой поток на мост. Направляющие стенки должны быть без крутых перегибов, образуя угол с осью потока, пе превышающий 10—15°.
Рис. ХХХП.ЗО. Конструкция селедука? а — общая схема, б — план концевою участка
§ ЛЛА11.11. ПЬНЬСЬЧЕНИЕ ДОРОГАМИ ОПОЛЗНЕВЫХ УЧАСТКОВ
Оползни являются частой причиной разрушения дорог, проложенных по косогорам. В СССР оползни распространены в Поволжье, на Южном берегу Крыма, в Молдавской ССР, на Черноморском побережье Кавказа. Большие оползни, захватывающие значительную площадь, заграшвают интересы многих отраслей народного хозяйства. Борьба с ними ведется по специальным проектам. Дорожным организациям обычно приходится встречаться с малыми оползнями в пределах придорожной полосы, закрепление которых представляет меньше трудностей Однако во всех случаях успешная борьба с оползнями возможна только на основе детального изучения всех причин, вызывающих их появление, и правильного выбора мероприятий по закреплению склонов.
Главной причиной оползней является несоответствие крутизны склона или его напластований прочностным свойствам или состоянию слагающих его пород. Оползневой процесс активизируется в результате воздействия грунтовых или поверхностных вод, уменьшающих сопротивление грунтов сдвигу и увеличивающих вес подверженной оползанию массы.
Постройка дороги может активизировать оползни в результате подрезки склонов при устройстве выемок и разработке карьеров, дополнительной нагрузки склонов от веса насыпей, переувлажнения грунта оползня при застоях воды в сооружениях системы дорожного водоотвода.
В зависимости от геологического строения склонов влияние проникающей влаги проявляется по-разному Верхние однородные глинистые слои на крутых склонах, насыщенные водой, стекают как вязкая масса, образуя сплывы. Большие однородные грунтовые массивы из-за увеличения веса влажного грунта могут обрушиваться по образующимся кривым скольжения.
Анализ, приведенный Э. М. Добровым, показал, что из оползней, повреждавших автомобильные дороги, 65% было вызвано перегрузкой склонов весом насыпей, 22—неудовлетворительной работой системы водоотвода и 13% — подрезкой откосов при устройстве земляного полотна.
При наличии подстилающих наклонных плотных водонепроницаемых пород просочившаяся вода, насыщая нижние слои грунта, вызывает потерю сцепления в глинистых грунтах и массив сползает по фиксированной поверхности скольжения. На берегах рек и морей оползни часто вызываются подмывом крутых берегов. Возможны оползни, связанные с подрезанием выемками склонов.
Для оползневых участков характерны следующие элементы (рис. XXXII.31): поверхность скольжения— поверхность, по которой происходит обрыв грунтового массива (тела оползня) и смещение его вниз; подошва оползня — линия выхода поверхности скольжения внизу; трещины отрыва — образуются у выхода поверхности скольжения на верхнюю поверхность склона перед подвижкой оползня, за
Оползни являются динамическими системами, коэффициент устойчивости которых меняется во времени.
Оползни обычно повторяются периодически. После подвижки оползня на несколько лет наступает период относительной стабилизации. Но в это время скрыто под влиянием проникающей влаги и нагрузок в теле оползня медленно протекают процессы накопления деформаций ползучести, снижения величины сцепления в грунте и местные подвижки. Через некоторое время происходит общая подвижка, а затем наступает новый период затухания оползня. Продолжительность цикла обычно составляет от 5 до 20 лет. Поэтому на геологическом профиле оползня обычно можно различить несколько последовательно сместившихся массивов. При их подвижке внизу у подошвы оползня образуются бугры выпирания.
Признаками оползневых склонов является характерный рельеф, на котором видны следы прошлых оползней — валы взбугривания у подошвы склона, наклонные саблевидные деревья («пьяный лес»). Положение трассы иа оползневых участках выбирают после их детального исследования, Необходимо изучить зону распространения оползневых явлений, геологическое строение косогора, установить водоносные горизонты, дебит грунтовых вод и направление стока. Оценка склонов по подверженности оползанию может быть проведена по аэрофотоснимкам, на которых ясно различимы геоморфологические признаки оползней — срывы, ступени, валы надвигания и выдавливания, бугры, западины и др. Глубина залегания поверхности скольжения может быть установлена сейсмоакустическими обследованиями.
На основе собранных материалов устанавливают причины возникновения оползней, намечают мероприятия для устранения причин, вызывающих появление оползня, оценивают его устойчивость ц выбирают направление трассы.
Рис. ХХХП.31. Схема строения оползня: / — оползневый цирк; 2 — главный уступ (стенка срыва); 3 — триедины разрыва; — бровка срыва: 5 — верпшна оползня; 6 — внутренний уступ; 7 — поверхность скольжения; 8 — тело оползня; 5 — трещины вспучивания; 10 — неровности рельефа поверхности оползня; 11 — подошва оползня, 12 — деформация основания оползая, 13 — коренной массив
Контрольные расчеты устойчивости оползневых склонов ведут по методам, описанным выше в гл. XIV. Наибольшую сложность представляет выбор расчетной поверхности, по которой может произойти сдвиг горных пород. Вероятное ее положение определяется расположением геологических напластований — границами коренных и четвертичных пород, поверхностью водонепроницаемых слоев, тонкими прослойками водоносных песков и т. д. Необходимо рассмотреть несколько вариантов положения и очертания поверхности скольжения, аппроксимируя фактические границы слоев цилиндрической поверхностью или рассматривая ее как ломаную фиксированную.
Рис. XXXII32 Схема противооползневых мероприятий: а—комплекс противооползневых мероприятий на прчдорожном оползне, б — сеть канав по путям стока ливневых и талых вод; я — равномерная сеть канэв на спланированной поверхности оползня, /—нагорная канавч, 2 — граница оползня: 5—канавы, укрепленные мощением, 4 — шюльпл; 5—дорога
а)
может вызвать активизацию оползневых процессов. При неизбежности пересечения оползня следует проходить насыпью в нижней подошвенной части оползневого массива, что повышает устойчивость оползня. Выемки, наоборот, допустимы только в верхней и средней части оползневого склона.
Основная идея проектирования мероприятий по повышению устойчивости оползневых массивов, по которым проходит дорога, — устранение причин, вызывающих оползание, в первую очередь предотвращение проникания воды. К мерам предупредительного характера относятся организация правильной системы водоотвода, охрана насаждений и соблюдение необходимых агротехнических правил, запрещение строительных и сельскохозяйственных работ, нарушающих устойчивость склонов.Установив по данным топографической съемки план оползневого участка, а по инженерно-геологическим обследованиям — направление и мощность потоков грунтовых вод, в первую очередь принимают меры к полному отводу от
оползневого участка поверхностных и грунювых вод, устраивая систему канав и дренажей.
Для предотвращения проникания воды в оползневый массив предусматривают ряд мероприятий (рис. XXXII.32): отвод поверхностных вод с помощью планировки поверхности — засыпки впадип, устройства нагорных и водоотводных канав с укрепленными против просачивания дном и откосами; перехват дренажами поступающих с вышерасположенной части склона грунтовых вод; осушение тела оползня дренажами при наличии в нем водонос- пых прослоек. На крытых участках канав устраивают перепады и быстротоки.
Нагорные канавы для перехвата притекающих поверхностных вод располагают по периметру оползневого участка, придавая им уклон не более 20—30°/00 и назначая их сечение и укрепление по расчету. При большой скорости течения воды канавы укрепляют сборными бетонными лотками. Сосредоточение в нагорной канаве большего количества воды нежелательно, так как при повреждении укреплений возможно ее проникание в грунт. Поэтому при большом притоке воды вместо одной глубокой канавы предусматривают два или три ряда нагорных канав с самостоятельным отводом воды га пределы участка.
Чтобы быстро удалить воду с поверхности оползня и уменьшить ее впитывание, на оползневом склоне располагают разветвленную сеть канав с водонепроницаемым укреплением (см. рис. XXXII.32, б). Их трассируют по наметившимся путям стока талых и ливневых вод или по сетке параллельных канав, отводящих воду к магистральным канавам, расположенным у границ оползня (см. рис. XXXII.32, «г).
Для перехвата грунтовых вод по границе оползневого участка и в теле оползня закладывают дренажи. Ограждающие дренажи должны перехватывать подземные воды за пределами оползневых смещении.
Рис. XXXII33. Схема мероприятий для повышения устойчивости оползающего массива: а — уполаживаьие склона. б — присыпка контрбанкета; в — постройка подпорной сгепки, / — контрбанкет; 2 —дорога: 3 —частичная срезка для разгрузки склона; 4 — ограждающая канава, 5—перехватывающий дренаж
щие воду к подножью склона. Продольные дренажи, располагаемые вдоль оползня, менее чувствительны к его подвижкам, чем поперечные. В местах соединения или изменения направления дренажей устраивают смотровые колодцы. При залегании грунтовых вод иа глубине более 5 м сооружают дренажные штольни, прокладываемые способом горной проходки. Их располагают на коренных водоупорных породах.
Для повышения устойчивости небольших оползневых массивов прибегают к мерам, направленным на уменьшение веса сползающей массы, создание связи оползающей части склона с ее ложем и увеличение сопротивления сдвигу по поверхности скольжения. С этой целью преду сма грнвают:
повышение сцепления оползневой массы с ложем оползня посредством устройства набивных бетонных шпон и забивки свай;
возведение удерживающих сооружений — подпорных стен, контрфорсов, контрбанкетов и т. п., врезаемых в ненарушенные прочные породы (рис. XXXI 1.33);
укрепление береговых склонов против подмыва водотоками устройством защитных дамб и покрытий;
обработка грунтов в зоне поверхности скольжения пнъектиро- ванием вяжущих материалов или электрохимическим способом;
закладка анкеров для удержания оползающих масс. Анкеры включаются в работу по мере развития деформации ползучести массива грунта (рис. XXXII.34);
разгрузка оползневого склона путем срезки грунта в пределах активной части оползня с перемещением его в пассивную зону.
Намеченную конструкцию противооползневых мероприятий проверяют расчетом.
Большинство этих мер не нашло еще сколько-нибудь широкого применения в строительстве и эксплуатации дорог, где для борьбы с оползнями применяют в основном мероприятия по отводу поверхностных и грунтовых вод и устраивают подпорные стенки.
- Глава XVIII Общие сведения о переходах через водотоки
- § XVIII.1. Основные понятия. Виды переходов через водотоки
- § XVII 1.3. Речные долины и русла рек. Типы питания рек
- Глава XIX Гидрологические расчеты при проектировании мостовых переходов
- § XIX. 1. Задачи и принципы гидрологических расчетов
- § XIX.2. Методика прогноза максимальных расходов воды в реках
- § XIX.3. Определение уровней воды и скоростей течения, соответствующих максимальным расходам
- Глава XX Расчет отверстий больших и средних мостов
- § XX.1. Основные положения расчета отверстии мостов
- § XX.2. Учет природных деформации русел при проектировании мостовых переходов
- § XX 5. Расчет размывов на пойменных участках отверстий мостов
- § XX.7. Расчет отверстии больших и средних мостов
- 1. Если глубина заложения подошвы фундамента назначается но глубине залегания прочных пород, используемых в качестве основания 72
- Глава XXI Проектирование подходов к мостам и регуляционных сооружений
- § XXI. 1. Условия работы поименных насыпей
- § XXI.2. Проектирование поименных насыпей
- § XXI.3. Задачи и принципы регулирования рек у мостов
- § XXI,4. Конструкции регуляционных сооружений
- Глава xxiг
- § XXII. 1. Виды проектно-изыскательских работ
- § XXII 3. Требования к техническому проекту
- § XXII.5. Рабочие чертежи
- § XXI 1.7. Использование при проектировании автомобильных дорог электронно-вычислительных машин
- Глава XXIII Изыскания автомобильных дорог
- § XXIII.1. Организация работы изыскательской
- § Xx111.2. Проложение трассы на местности
- Масштаб 1.1000 Сечение горизонталей через I м V
- Глава XXIV Сравнение вариантов автомобильных дорог1
- § XXIV. 1. Сравнение вариантов дороги по строительным и эксплуатационным затратам
- § XXIV.2. Оценка вариантов автомобильных дорог, по пропускной способности
- Глава XXV
- § XXV. 1. Стереомодель местности
- Глава XXVI Технические изыскания мостовых переходов
- § XXVI. 1. Задачи и состав изыскании
- § XXVI.2. Подготовительные работы
- § XXVI.4. Гидрометрические работы
- § XXVI.5. Гидрологические работы
- § XXVI.6. Инженерно-геологические работы
- § XXVI.?. Особенности изысканий для реконструкции мостовых переходов
- § XXVI.8. Состав проекта мостового перехода
- Глава I содержит анализ режима реки на основе подробного описания характеристик водотока как топографических и метеорологических, так и гидрологических.
- Глава IV содержит результаты инженерно-геологических работ, имеющих первостепенное значение для выбора схемы сооружений перехода.
- Глава XXVII
- § XXVII.!. Особенности реконструкции дорог
- § XXVII.2. Прогнозирование интенсивности движения на реконструируемой дороге
- § XXVI 1.3. Технические изыскания при реконструкции дорог
- § XXVII.5. Реконструкция дороги в плане и продольном профиле
- § XXVII.6. Реконструкция дороги в поперечном профиле
- § XXVI 1.7. Мероприятия по устранению пучин
- § XXVII.8. Реконструкция и усиление дорожиой одежды
- Глава XXVIII Проектирование дорог в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII. 1. Особенности проложения трассы в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII 2 конструкция земляного полотна дорог в районах вечной мерзлоты
- Проектирование дорог в заболоченных районах
- § XXIX.1. Образование, характеристика и виды болот
- § XXIX.2. Проложение трассы в болотистых районах
- § XXIX.3. Обследование болот при трассировании дороги
- § XXIX.4. Конструкция земляного полотна " на болотах
- Глава XXX
- § XXX. 1. Эрозия почв и образование оврагов
- § XXX.2. Трассирование дорог в зоне оврагов
- § XXX.3. Устройство плотин на пересечениях оврагов
- Глава XXXI Проектирование дорог в карстовых районах
- § XXXI.1. Карстовые процессы
- § XXXI.2. Проектирование дорог в карстовых районах
- Глава XXXII Проектирование дорог в горной местности
- § XXXII.1. Особенности горных районов
- § XXXII.2. Устойчивость горных склонов
- § XXXI 1.4. Развитие линии по склонам и перевальные дороги
- § XXXII.5. Проектирование серпантин
- § XXXI 1.6. Тоннели
- § XXXII.7. Продольный профиль горных дорог
- § XXXII.8. Поперечные профили горных дорог
- § XXXII.9. Проложение дороги по участкам осыпей и камнепадов
- § XXXII.10. Пересечение селевых выносов
- § XXXII.12. Защита дорог от лавин
- 1Ранииа распространения воздушной волны; сплошная линия — первый вариант трассы. Иупк1нрная линия — второй вариант трассы; 11л — прыгающая лавина. Лл — лотковая лалцт
- § XXXII.13. Особенности проектирования автомобильных дорог в сейсмических районах
- Глава XXXIII Проектирование автомобильных дорог в засушливых районах
- § XXXIII.1. Особенности засушливых районов.
- Глава XXXIV Особенности проектирования автомобильных магистралей
- § XXXIV. 1. Технические условия на проектирование автомобильных магистралей
- Глава XXXV Оборудование и благоустройство дорог
- § XXXV.1. Комплекс мероприятий по обслуживанию движения
- § XXXV.2. Средства информации водителей об условиях движения. Ограждения и направляющие устройства
- § XXXVI.1. Планировка уличной сети и элементы городских улиц
- § XXXVI 2. Поперечные профили улиц
- § XXXVI.4. Горизонтальная и вертикальная планировки
- § XXXVI.5. Проектирование перекрестков и городских площадей
- § XXXVI 7. Подходы к городским мостам
- § XXXVI.8. Планировка городских набережных
- 6Оглавление