1. Если глубина заложения подошвы фундамента назначается но глубине залегания прочных пород, используемых в качестве основания 72
Рис XX.22. Схемы к определению допустимой глубины размыва: а—по глубине залегания плотных пород. 6 — по предельной глубине котлована; б — по длине свай; г — но свободной длине свай-стоек
(рис. XX.22, а), то предельная допустимая максимальная ыубина размыва в русле /гр тах оказывается равной
К «т.. = /'геол-Д-Ф. (XX.40)
где /гге0л — глубина залегания плотного пласта, отсчитываемая от расчетного уровня воды; Д —ожидаемая погрешность определения Ар Ы11!ах; Ф — обязательная заделка фундамента в грунт, определяемая статическим расчетом устойчивости фундамента
Необходимость введения гарантийной добавки Д обоснована в § XX.2.
Очевидно, что заглубление фундамента в грунт не должно быть меньше глубины воронки местного размыва Нв, т, е. Ф ^ Нв.
Погрешность расчета по формуле (XX. 27) определяется
точностью исходных данных. При морфометрической основе проекта можно полагать А = 0,15/гр мтах, и только при гидрометрической основе А = 0. Вводя в расчет относительную погрешность, получим окончательно
Л«,.мшах= ,1Г60Л~Ф • (ХХ-41>
м шах
2. Если фундамент опоры мелкого заложения на естественном основании строится в открытом котловане (рис. XX.22, б), глубина которого Нкг ограничена по водоотливу, длине шпунта и т. д., то, используя прежние обозначения и отсчитывая глубину котлована от межени, получим
, (XX.42)
1+а
"р.м тах
где Лм — амплитуда изменения уровней воды от УМВ до #раоч-
Для опор на высоких свайных ростверках (рис. XX. 22, в) допустимая глубина после размыва определяется длиной применяемых свай /св и необходимой заделкой их в грунт Ф:
^р. м тах ~ + (XX.43) 1+
"р. м тах
Аналогичным путем определяется допустимая глубина после размыва для мостов на типовых свайных опорах, где нормируется свободная длина сваи-стойки выше точки заделки /сво6. Очевидно, в этом случае необходимо учесть и надводный габарит Гн (рис. XX 22, г).
Тогда
'р. м тах,СБ06^Л' • (XX 44)
1 +
Ьр. У1 шах
Пользуясь приведенными здесь схемами и формулами, можно для задаваемых конструкций опор назначить допустимую глубину размыва, а затем либо определить необходимое отверстие моста (т. е. допустимую степень стеснения водотока подходами к мосту), либо проверить применимость той или иной конструкции фундамента (или длины свай) для моста желательной длины. При этом рекомендуется учитывать те пределы, которые, как правило, не должны быть нарушены (если желательность отказа от норм не доказывается экономическим расчетом). По СН 200-62 нормируется ограничение приращения площади поперечного сечения потока под мостом в связи с размывом и срезкой берегов русла: для несудоходных рек — 100%, для судоходных — 50—55%. Если мост перекрывает только русло реки, то эти нормы совпадают с допустимым увеличением глубин : для несудоходных рек ^р.мшах = 2 Лр.5таж, для судоходных — Йр.мшах « 1,5 Лр.бтах-
Если мост перекрывает не только русло, но и пойменный участок отверстия моста, сохраняющийся в процессе эксплуатации моста, то глубины в русле после размыва могут быть допущены несколько большими:
для несудоходных рек
^р.мтах = (2 -Г Юя'М IV Ста*; (XX.45)
®р. б!
для судоходных рек
м тах ^ ( 1.5 + п- м ) А в тах, (XX.46)
шр. б !
где Шр д, Ид.м — площади сечения потока в бытовом состоянии в русле и на пойменном участке отверстия моста
Аналогично могут быть определены и предельные глубины в уширенных руслах под мостами; эти глубины (при ограничении увеличения площади сечения) оказываются заметно меньшими, чем при перекрытии мостом только одного неуширяемого русла. В этом случае
к — I? к Г в
м шах — п. Пшду
= + (XX.47)
Ь Лр. б Вр. м\ Ар. б/]
где ка — 1,5 — 2 — в зависимости от наличия или о[сутствия судоходства па реке; Лр.д и йи б — средние бытовые глубины в русле и на пойменном участке отверстия моста; Вр 6 и В0,ш — бытовая и увеличенная ширина русла под мостом
Например, при каМ = 0,35 Лр.б и Вв,м = 2 Вр-б, оказывается, что предельная глубина равна
к р. м так
Очевидно, что предельные допустимые величины глубин не всегда могут быть приняты в проекте по техническим причинам осложнения строительства фундаментов опор. Одновременно не следует рассматривать эти величины как безусловно предельные, если будет доказано, что большие глубины размыва технически безопасны и экономически эффективны.
Расчет отверстий мостон легко выполняется по формулам для определения гипотетического размыва, который: близок к действительному размыву, вызываемому длительной серией натурных паводков; несколько меньше, чем нижний предел размыва, но, одновременно, больше чем верхний предел размыва.
Расчет отверстий мостов начинают с определения отметки уровня воды на спаде расчетного паводка по формуле (XX.21), при котором заканчивается гипотетический размыв.
В практике проектирования мостовых переходов наиболее часто могут встретиться случаи расчета отверстий мостов, которые рассмотрены ниже. Кроме них, встречаются так называемые особые случаи расчета (мост в подпоре от плотины или большой реки; пойменные мосты, дополнительные к русловому; мосты ниже капитальных и некапитальных плотин; мосты с затопляемыми подходами) Эти особые случаи рассматриваются в специальных руководствах и пособиях 2.
Расчеты отверстий мостов и глубин размыва под ними выполняют с использованием в основном формулы (XX. 27).
Мост наименьшей длины. Зная, что сокращение длины моста экономически выгодно (см. рис, XX. 1), можно определить по формуле (XX.27) глубину после размыва под мостом наименьшей допустимой длины, равной бытовой ширине русла Ь = Вр>5. В этом частном случае (рис. XX.23,а) Вр.м = Вр.о (1 —Я) в связи со стеснением потока опорами моста и, следовательно
,
р. м тах к-
так как в русле под мостом будет проходить полный расход водотока () вместо проходившего в бытовых условиях .
Определение отношения двух расходов морф'ометрическим расчетом было рассмотрено в § Х1Х.З. Расчет производится при уровне воды УВВ = (Нрлач — АН), что соответствует гипотетическому размыву. Под коэффициентом К здесь понимается отношение ширины опоры
Ь
Рис. XX.23. Расчетная ширина русла под мостом' а — мост перекрывает только русло реки; б — уширение,ч ру^л.1 охначепо все отверстие часта; в — русло под мостом не уп:нряется 1 — очертание дна до рачмыпа; 2 — то же, после размыва
к величине пролета I. Очевидно, что на ширине XI = Ь движение воды и наносов не происходит.
Полученную по расчету глубину следует сопоставить с приведенными выше ограничениями по СП 200-62 и глубинами размывов, допускаемыми фундаментами и основаниями, целесообразными в данных геологических и производственных условиях.
Мост с уширенным руслом. Уширение русла под мостом (рис. XX. 23, б), как уже отмечалось выше, приводит к заметному уменьшению глубин после размыва. Однако необходимо учитывать, что искусственное уширение русла сохраняется и эффективно только при условии, что пойма затапливается часто-, а погонный расход пойменных вод не превышает некоторой доли погонного руслового расхода. Поэтому уширение русла (срезку пойменных берегов) следует применять только при частоте затопления пойм не реже чем 3 раза в 4 года и пойменных элементарных расходах не больших, чем указанные в табл. XX. 6. Фактическую частоту затопления устанавливают анализом многолетнего ряда наивысших годовых уровней воды в реке.
Для моста с наибольшим возможным уширецием русла, т. е. при Вр.м = Ь (I — X) и при С>рд, = С>, можно найти или глубину после размыва при заданном отверстии моста
Т а б л и ца ХХ.б | Л ЯЛ± ' »р б | «п.б 1р.й при (Зр—0,9 РП | N = 77— йр.б | Ла ^ ' 1 р.б | »п б «р б при 1^=0,9 |
1 •2 3 - 4 | 0,75/0,75 0,68/0,6 0,64/0,5 0,61/0.43 | 0,67/0,07 0,61/0,54 0,57/0,45 0,55/0,39 | 5 10 оо | 0,59/0,38 0 51/0,30 0/0 | 0,53/0,34 0,46/0 27 0/0 |
Примечание. В числшеле даны значения, превышение которых ведет к увеличению глубины в уширенном русле по сравнению с неуширенным в знаменателе даны значения, нрн которых достигается максимальное уменьшение глубины после размыва в уширенном руел'с.
или непосредственно необходимое отверстие моста по заданной глубине после размыва Лр.мшах
(XX.50)
1 — V <?р. О/ \Ар. итак/
Глубину, определяемую формулой (XX.49), следует затем сопоставить с допустимой по формуле (ХХ.47).
При срезке (уширении русла) особое внимание должно быть обращено на полное удаление пойменного наилка (рис. ХХ.24), после чего водный поток будет легко размывать вскрытый срезкой аллювий и наносы будут двигаться по всему уширенному руслу под мостом.
Глубины после размыва, зависящие от принятых величин отверстия моста, можно изобразить в виде графика (рис. XX.25), который строится в пределах от Ьт1п = Вр в, когда Лр. Мтах определяется формулой (XX.48), до Ьтл% при Нр ытах = НрД тах, когда размыв в глубину отсутствует. При этом
(XX.51)
1—л V Яр. б 1
при уширении русла и 1тах = Вразл при нсуширенном русле.
Этот график удобен для того, чтобы принять решение по выбору типа оснований и фундаментов (и соответствующих им длин моста), рациональных для рассматриваемого перехода. Для примера па рис. XX.25 проведено разделение всего диапазона вариантов длин моста на три зоны, где возможно применение фундаментов, например, на естественном основании 1, на свайных ростверках 2 и на глубоких опускных колодцах 3.
Мост с сохранением пойменного участка отверстия. При редкой затопляемости пойм срезка заиливается и вновь образуется наилок, но-
этому вводить уширение русла в расчет опасно, так как к проходу расчетного паводка русло вновь может иметь бытовую ширину. Если перекрытие мостом только русла недопустимо (глубины после размыва глишком велики), а уширение русла невозможно, то считают пойменный участок отверстия моста сохраняющимся и размыв в глубину развивающимся только на бытовой ширине русла (см. рис, XX. 23, в).
В этом случае задают желательную (по конструкции фундаментов) глубину после размыва в русле Лр.мшах н определяют из формулы (XX.27) допустимый коэффициент увеличения расхода в русле под мостом:
Рр = ОРЛ = (1 — Л)3/4 /V я тая у/8. (XX.52
Ор. в б тах I
Затем, вычисляя по формуле (XX.5) характеристику мостового перехода Р (ц; а), находят обязательный коэффициент возрастания расхода на пойменном участке отверстия моста рп > Рр и общий коэффициент стеснения водотока р, для чего пользуются формулами (XX.3) и (XX.6).
Зная, что
0 л _ п Чп.д.м __ 1 _Т( (XX.53)
' «р.в-|-<?п.в.к р р
по эпюре элементарных расходов определяют длину пойменного участка отверстия моста ДЬ или непосредственно длину моста Ъ. Для простоты (рис. XX.26) эпюру можно строить по участкам разной шероховатости в виде прямоугольников. При двух поймах пойменный участок отверстия моста надо располагать от русла в сторону более сильно работающей поймы. Возможные размывы на пойме под мостом рассчитывают по формулам (XX.32) и (XX.33).
Если величина расхода реки неизвестна и морфометрическим расчетом может быть установлено только распределение расхода (в %) между руслом и поймой, пользуются для расчета формулой (XX.22) из § ХХ.З.
Значительно реже этот расчет ведут исходя нз заданной скорости течения на пойменном участке (для обеспечения сохранности наилка), т. е. задают величину а затем рассчитывают и р„.
Ограничение размыва в русле по геологическим условиям. Ограничение глубины размыва в русле по геологическим условиям можно рассчитать как аналитическим путем, так и графо-аналитическим. Однако вместо сравнения фактического и допускаемого элементарных расходов воды, как это делалось при расчете глубин после размыва на пойме, в данном случае необходимо сравнивать фактическую и размывающую донные скорости, так как элементарный расход на самой глубокой вертикали не сохраняет своего значения, а изменяется по мере размыва более податливых грунтов па соседних вертикалях.
Если обнажаемые пласты грунта однородны, то каждый из них может быть оценен донной размывающей скоростью, соответствующей средней крупности грунта в пределах слоя. То же относится и к пластам связною грунта. Но если пласт несвязного грунта характеризуется существенной неоднородностью, то верхняя часть пласта может та- Рис. XX.25. Кривая связи глубины после размыва с отверстием моста
р м 5,25? О
(XX.54)
2,56я
Руслоформирующие наносы ха" растеризуются меньшими диаметрами, чемЛ[п(п. Поэтому они и находятся в движении и ограничение размыва фракциями руслоформирующих наносов невозможно.
Зная гранулометрический состав каждого из пластов, включающих частицы крупнее Ьго)11, т. е. процешное содержание в нем частиц размером и крупнее, рассчитывают толщину смыва поверхности пласта, необходимую для образования отмостки этими частицами:
Ао=-
(XX.55)
2р
|
|
| Ш | |
®лпг |
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
Рис. XX 26 Схема к определению ширины пойменного участка отверстия моста
увв
V*
»
где Оср — средний диаметр частиц от самых крупных до Отц,; — суммарное содержание этих частиц в грунте, %
Графо-аналнтический расчет глубины, на которой может прекратиться размыв по геологическим условиям, выполняется путем построения ступенчатого графика изменения донной размывающей скорости течения воды по пластам грунта (рис, XX.27), Па этом гра-
777777\
Рис. ХХ.27. Схема графо-аналитиче- ского расчета ограничения размыва в русле по геологическим условия
мфике наносятся две прямые: горизонтальная прямая максимальной глубины после размыва при восстановлении бытового расхода наносов, определяемой по формуле (XX.27), и вертикальная прямая фактической донной скорости течения, равной 0,7 от скорости определяемой по формуле (XX.26).
Ограничение размыва по геологическим условиям произойдет только при условии, что вертикальная прямая пересечет ступенчатый график донных размывающих скоростей течения выше горизонтальной прямой /(р,мтах (см. рис. XX.27), чему соответствует
^геол </гр. «таг (XX.56)
Глубины после размыва в русле учитываются при проектировании фундаментов тех опор (см. § XIX. 2), у которых эти глубины фактически могут развиться (рис. XX. 28).
Мост через блуждающую реку. Блуждающие реки, протекающие по конусам выноса, не имеют пойм. Ширина их русел во многих случаях излишне велика. Образование таких уширенных участков русел объясняется размывом берегов при половодьях в связи с тем, что скорости течения блуждающих рек высокие и превышают размывающие для руслоформирующих наносов, а берега таких рек сложены именно этими наносами, принесенными водой сверху по течению.
Быстрое разрушение берегов уширяющегося русла и вынос продуктов размыва вниз по течению не сопровождаются немедленной задержкой наносов, поступающих сверху по течению. Поэтому уровень дна уширенного участка оказывается практически таким же, каким он был до разрушения берегов. В связи с тем, что уровень воды на участке местного уширения определяется уровнями на сопредельных с ним участках русла, уширенные створы блуждающей реки характеризуются почти постоянными средними глубинами. Максимальные глубины на этих участках самые разнообразные, установившиеся при размыве берегов разной плотности в местах местной концентрации водных струй, определяемой расположением скоплений наносов в русле реки.
При значительном сужении и ограничении ширины русла иераз- мываемыми берегами средняя глубина потока устанавливается соответственно транзиту воды и наносов. Так как в этих случаях ширина рекн не превышает необходимую для транспортирования воды и наносов, то блуждание реки па таких узких участках прекращается и максимальная глубина находится в определенном соотношении со средней в
Рис XX 28 Глубина заложения опор мостов череч равнинные реки: а — на меандриругсщих реках, б — на нсмсандрируюших реках, в — при ушщкчши, тьшающем псе отверстие моста |
|
|
|
| 'I 1 |
|
|
|
а)
• | у |
|
|
| • | |||||
1 | V |
|
|
|
|
| ||||
\ |
|
|
|
|
|
| ||||
• | ч | и» |
| р | • |
| ||||
Теснины | '^Блу'дрнм | л | —> |
Рис. XX 29. Расчет глубин под мостами через блуждающие реки, о—-графики средней и максимальной глубин при отсутствии геологического ограничения размыва, б — график связи ]лубины с шириной реки при отмостке;
1 — расчет по предельному балансу; 2 — расчет по огмостке
связи с перазмываемостью берегов. Уклоны реки на узких участках обычно несколько отличаются от уклонов, свойственных более широким сечениям потока.
Закономерное изменение глубины по участкам блуждающей реки с различной шириной (рис. XX. 29, а) может быть охарактеризовано одной особой точкой, которой соответствует некоторая ширина В0. Геометрические и гидравлические характеристики сечения с шириной В0 отвечают расходу наносов О, расходу воды 0. и уклону русла /, свойственным данному участку конуса выноса. Протекание реки в по- ,перечном сечении такой ширины не сопровождается блужданием, и ему ^соответствует наименьшая из максимальных глубин по створам реки. Графики, аналогичные рис. XX. 29, а, могут быть построены для «любой блуждающей реки. Для этого необходимо использовать данные лишь о створах, находящихся в однообразных условиях (иначе говоря, расположенных на ограниченной по длине части конуса выноса), которым соответствуют примерно равные максимальные расходы воды и наносов и уклоны. Объединение в одном графике данных о сечениях, расположенных на [идрологически и топографически неоднородных -участках, недопустимо.
При помощи построения графика средних и максимальных глубин (все участки реки разной ширины, охватываемые графиком, можно разбить на две группы, участки шириной В В„ (теснины с неразмыва- |емыми берегами) и участки блуждания шириной В > В0. »' Анализируя этот график, можно сделать вывод, что устройство ;моста, отверстие которого Ь > В0, не имеет смысла, так как это влечет за собой появление больших глубин под мостом. Следовательно, увеличение длины моста по сравнению с шириной В0 не приводит к уменьшению глубины заложения фундаментов опор моста. При назначении отверстия моста Ъ = В0 глубины под мостом оказываются наименьшими возможными.
уравнению предельного баланса и соответствуют транзиту воды и наносов в размерах <2 и С по всей ширине русла В без образования нерабочих зон.
Если при помощи графика, аналогичного рис. XX. 29, а, будет установлена ширина В0, то расчет глубины в сжатом сечении реки может быть выполнен по уравнению
(1 -Ц2
(XX. 57) рек
так как для беспойменных
Ср.»= ^р.е=
График зависимости к = / (В) позволяет контролировать результаты расчета; выполняемого по уравнению (XX 57). Для этою он должен быть построен с использованием возможно большего числа данных о сжатых створах в теснинах или под мостами. На графике для чарджоуского участка Амударьи (см. рис. XX.29, а) проведены восходящие линии, отвечающие уравнению (XX.57) и рассчитанные по средним и наибольшим глубинам. Эти линии можно построить только для участков шириной В
Задавая желательную глубину размыва, соответствующую принятому типу фундаментов и оснований, можно напти необходимое отверстие моста
Лр_ошах \3''2 # (XX.58)
1 —А
Скорость после размыва по-прежнему определяется формулой (XX.26).
Максимальный размыв под мостами через блуждающие реки, как и для мостов через равнинные реки, может быть ограничен по геологическим условиям. Особенно часто это ограничение встречается па реках, которые протекают в валунно галечных руслах.
В качестве примера на рис. XX.29, б приведены кривые средних и максимальных глубин, построенные как по натурным данным, так н по уравнению (XX.57) для одного из водотоков. При этом уменьшение глубин из-за отмостки оказалось весьма существенным.
Для блуждающих рек расчет как верхнего предела глубины размыва, так н гипотетического размыва не является необходимым в связи с большой длительностью пика паводка в низовьях рек. Гипотетический размыв совпадает в этом случае с нижним пределом, Расчетным уровнем является Ятах.
|
| / |
Со су О. | |
|
/V | Фактам | еские |
1В А„ 10 го "ртах Рис XX 30. График сравнения результатов расчетов нижних пределов размыва с промерами глубин под мостами
расчетных глубин после размыва над измеренными в натуре лишь в двух случаях достигало 10%, а чаще колебалось между 3 и 5%. Это свидетельствует одновременно о том, что при значительном сроке службы перехода, при проходе расчетного паводка размывы, подготавливаемые за длинный ряд лет всеми предшествующими половодьями, достигают обычно гипотетического или даже нижнего предела (рис. XX.30).
§ ХХ.8. РАСЧЕТ ПОДПОРА ПЕРЕД МОСТАМИ
На значительном удалении от моста вверх по реке, где поток имеет постоянную ширину, его поверхность при паводке очерчена по обычной кривой подпора ах с увеличивающимися по течению глубинами и уменьшающимися уклонами и скоростями течения (рис. XX.31, а). В конце кривой подпора изменение уровня воды обычно достигает максимальной величины на веем протяжении оси потока на участке мостового перехода. Подъем уровня в этом створе называется полным подпором.
Непосредственно выше моста свободная поверхность потока очерчена в виде воронки со значительными уклонами боковых склонов вблизи мостового отверстия. Продольный профиль свободной поверхности водной воронки по оси потока очерчен по выпуклой кривой спада особого типа, так как ширина потока па этом участке переменная. Уменьшение ширины потока определяет постепенное возрастание скорости в этой зоне вниз по течению.
Только при очень сильных стеснениях наибольший подпор размещается ближе к мосту, чем последнее сечение кривой подпора типа
За мостом от сечения наибольшего сжатия поток начинает растекаться. В зоне растекания скорости уменьшаются вниз по течению. Рис. ХХ.31. Схемы к расчету подпора: а — продольный профиль; б—положение расчетных створов на переходах бет дамб; в — то же, с дамбами I — кривая подшей, // — йодная воронка, II] —г она растекания; УГР уровень по границе разлива б) гд | В | ГД Ё |
—^ |
| ■ 4- |
Уклон свободной поверхности потока в зоне растекания может быть больше бытового, так как скорость течения здесь превышает бытовую; но этот уклон может оказаться и меньше бытового, так как в растекающемся потоке восстанавливается потенциальная и уменьшается кинетическая энергия. Поэтому отметки уровней воды в наиболее сжатом сечении потока и под мостом, определяемые условиями движения потока в зоне растекания, могут быть больше бытовых, равными им, а в некоторых случаях меньше бытовых в зависимости от соотношения факторов, определяющих увеличение и уменьшение уклона потока в зоне растекания по сравнению с бытовым. Изменение уровня воды под мостом Акм называется неполным подпором (или подмостоеым подпором).
Поверхность воды непосредственно за мостом всегда имеет вид бугра, а уровень воды под мостом превышает уровень воды у низовых откосов пойменных насыпей.
Уровни свободной поверхности потока у верховых откосов насыпей подходов к мосту отличаются от бытового уровня значительно больше, чем по оси потока. Благодаря воронкообразному очертанию водной поверхности перед мостом и соответствующему ей криволинейному очертанию поперечных сечений сжимаемого потока у верхового откоса па- сыпи в удалении от отверстия моста устанавливается уровень воды с отметкой, соответствующей сечению потока в конце кривой подпора Вдоль пасыпи уровень воды постепенно снижается по направлению к отверстию моста. У низового откоса насыпи уровень воды устанавливается с отметкой, соответствующей начальному ссчснию зоны растекания потока за мостом (см. рис. XX.31, б). Уровень воды вдолышзо- гого откоса насыпи практически постоянен, так как уклон воды вдоль границ зоны растекания обычно ничтожен. Вдали от моста разница уровней по обе стороны насыпи АНи часто весьма велика. Непосредственно у конуса насыпи она значительно меньше.
В паводочном потоке, стесненном подходами к мосту (ем. рис. XX.31, б), можно наметить следующие характерные сечения: А—начальное сечение участка подпора, где бытовые условия протекания потока еще не нарушаются; Б — сечение, где развивается полный подпор. Между сечениями А и Б свободная поверхность потока очерчена по обычной кривой подпора типа ах. Сечение Б соответствует началу водной воронки перед мостом; Г — сечение под мостом; Д — сечение наибольшего сжатия ниже моста по течению, являющееся началом зоны растекания; Е — конечное сечение зоны растекания, где снова восстанавливаются бытовые условия течения.
В большинстве случаев для защиты насыпей подходов, конусов и устоев и для устранения сжатия потока за мостом в состав мостовых переходов включают регуляционные сооружения — струенаправляю- щие дамбы. При струенаправляющих дамбах разбивка потока на расчетные участки несколько меняется (см. рис. XX.31, в): сечения А, Б и Е остаются прежними; сечение В располагается по створу верхних точек струенаправляющих дамб; сечение наибольшего сжатия совмещается с подмостовым сечением Г; сеченне Д располагается по створу нижних точек струенаправляющих дамб. 84
В связи с тем, что постройка регуляционных сооружений на мостовых переходах практически обязательна, ниже рассматривается расчет подпора только для случая их устройства.
Составим уравнение Бернулли для двух сечений потока Б и Е, полагая известными условия протекания воды между ними:
яг!
гБ+~— = гЕ + -
™
Отметки измененной свободной поверхности потока на мостовом переходе могут быть выражены через бытовые отметки г' и соответствующие приращения уровня Аг, появившиеся в связи со стеснением потока сооружениями мостового перехода. Разность бытовых отметок г б — г'в может быть заменена произведением бытового уклона водной поверхности /б на расстояние между сечениями, равное 2/.
Потери энергии кш могут быть представлены в виде суммы произведений длин характерных участков потока /, лежащих между сечениями Б и Е, на соответствующие им средние величины потерь энергии на единицу длины (так называемые уклоны трения). Тогда после элементарных преобразований можно написать
аи %—аа%
ДА = ДгБ = &гв + ^ — + 2/ (/ш - /б).
Из этого уравнения следует, что подпор будет тем больше, чем больше уклоны трения, зависящие от скорости течения. В сжатых сечениях по мере развития размыва скорости могут несколько снижаться. Однако для окончания размыва необходим обычно длительный срок; поэтому для определения наибольшего возможного подпора при расчетном паводке следует исходить из предположения, что размыв на мостовом переходе еще не произошел или произошел не полностью. Величина АгЕ = 0.
Расстояния между расчетными створами принимают, используя данные М. В. Михайлова об углах схода и растекания потока на мостовом переходе: |,=45° и §2=25° (см, рис. XX.31). В 1966г. В. Т. Авдеев получил расчетную формулу, дающую возможность назначать величину угла растекания | 2 в зависимости от степени стеснения.
Раскрывая по уравнению равномерного движения выражения уклонов трения по участкам потока, можно получить общее выражение для величины подпора при перазмываемом дне русла, выведенное О. В. Андреевым в 1960 г.:
А(XX.59)
где й0 — ширина разлива реки; V — отверстие моста; /д — бытовой уклон реки; 0 — число пойм (одна или две); Р — коэффициент стеснения потока; х = /в : 10 — относительная длина верховых струенаправляющих дамб; 1В — Длина верховых дамб; -— длина водной воронки перед мостом;
Так как практически всегда русла рек размываемы, формула (XX. 59) дает несколько завышенное значение подпора. Для учета раз- мываемости русла и нелинейности нарастания стеснения вдоль потока
В. Ф. Грнннч ввел в формулу (XX.59) два поправочных коэффициента. С помощью этих коэффициентов учитывается размыв в случае прохода расчетного паводка по еще неразмытому дну (верхний предел размыва). Это случай- возникновения наибольшего возможного подпора перед мостом.
Поправочные коэффициенты В. Ф. Гринича выражаются эмпирическими формулами, полученными в результате массовых совместных расчетов подпоров н размывов (по уравнениям неравномерного движения воды и баланса наносов в конечных разностях):
К = 1— 0,14 —1,4; (ХХ.бО)
/Ср = 0,25 (2 —Р)% + 0,75. (ХХ.61)
Здесь Р — коэффициент, характеризующий размыв, равный отношению площадей сечения водного потока под мостом после размыва и до него.
Окончательная расчетная формула подпора имеет вид
рР2-3)(1+х). (XX 62)
■ОД
Переход к подпору у насыпи ЛЛН осуществляют по формуле
Дйи=Д Л+/0/0, (ХХ.63)
где всс обозначения прежние.
Для уточнения расчета, разбивая весь участок потока на доли Б--В, В — Г и т. д. (см. рис. XX.31, а), можно построить кривую свободной поверхности потока, пользуясь непосредственно обычным уравнением неравномерного движения в конечных разностях (уравнение В. И. Чарномского) и не применяя формул (XX.59) или (XX.62). При этом построении следует идти снизу вверх, против течения, т. е. начинать расчет от створа Е, где известна бытовая, неизменяемая отметка свободной поверхности воды,
- Глава XVIII Общие сведения о переходах через водотоки
- § XVIII.1. Основные понятия. Виды переходов через водотоки
- § XVII 1.3. Речные долины и русла рек. Типы питания рек
- Глава XIX Гидрологические расчеты при проектировании мостовых переходов
- § XIX. 1. Задачи и принципы гидрологических расчетов
- § XIX.2. Методика прогноза максимальных расходов воды в реках
- § XIX.3. Определение уровней воды и скоростей течения, соответствующих максимальным расходам
- Глава XX Расчет отверстий больших и средних мостов
- § XX.1. Основные положения расчета отверстии мостов
- § XX.2. Учет природных деформации русел при проектировании мостовых переходов
- § XX 5. Расчет размывов на пойменных участках отверстий мостов
- § XX.7. Расчет отверстии больших и средних мостов
- 1. Если глубина заложения подошвы фундамента назначается но глубине залегания прочных пород, используемых в качестве основания 72
- Глава XXI Проектирование подходов к мостам и регуляционных сооружений
- § XXI. 1. Условия работы поименных насыпей
- § XXI.2. Проектирование поименных насыпей
- § XXI.3. Задачи и принципы регулирования рек у мостов
- § XXI,4. Конструкции регуляционных сооружений
- Глава xxiг
- § XXII. 1. Виды проектно-изыскательских работ
- § XXII 3. Требования к техническому проекту
- § XXII.5. Рабочие чертежи
- § XXI 1.7. Использование при проектировании автомобильных дорог электронно-вычислительных машин
- Глава XXIII Изыскания автомобильных дорог
- § XXIII.1. Организация работы изыскательской
- § Xx111.2. Проложение трассы на местности
- Масштаб 1.1000 Сечение горизонталей через I м V
- Глава XXIV Сравнение вариантов автомобильных дорог1
- § XXIV. 1. Сравнение вариантов дороги по строительным и эксплуатационным затратам
- § XXIV.2. Оценка вариантов автомобильных дорог, по пропускной способности
- Глава XXV
- § XXV. 1. Стереомодель местности
- Глава XXVI Технические изыскания мостовых переходов
- § XXVI. 1. Задачи и состав изыскании
- § XXVI.2. Подготовительные работы
- § XXVI.4. Гидрометрические работы
- § XXVI.5. Гидрологические работы
- § XXVI.6. Инженерно-геологические работы
- § XXVI.?. Особенности изысканий для реконструкции мостовых переходов
- § XXVI.8. Состав проекта мостового перехода
- Глава I содержит анализ режима реки на основе подробного описания характеристик водотока как топографических и метеорологических, так и гидрологических.
- Глава IV содержит результаты инженерно-геологических работ, имеющих первостепенное значение для выбора схемы сооружений перехода.
- Глава XXVII
- § XXVII.!. Особенности реконструкции дорог
- § XXVII.2. Прогнозирование интенсивности движения на реконструируемой дороге
- § XXVI 1.3. Технические изыскания при реконструкции дорог
- § XXVII.5. Реконструкция дороги в плане и продольном профиле
- § XXVII.6. Реконструкция дороги в поперечном профиле
- § XXVI 1.7. Мероприятия по устранению пучин
- § XXVII.8. Реконструкция и усиление дорожиой одежды
- Глава XXVIII Проектирование дорог в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII. 1. Особенности проложения трассы в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII 2 конструкция земляного полотна дорог в районах вечной мерзлоты
- Проектирование дорог в заболоченных районах
- § XXIX.1. Образование, характеристика и виды болот
- § XXIX.2. Проложение трассы в болотистых районах
- § XXIX.3. Обследование болот при трассировании дороги
- § XXIX.4. Конструкция земляного полотна " на болотах
- Глава XXX
- § XXX. 1. Эрозия почв и образование оврагов
- § XXX.2. Трассирование дорог в зоне оврагов
- § XXX.3. Устройство плотин на пересечениях оврагов
- Глава XXXI Проектирование дорог в карстовых районах
- § XXXI.1. Карстовые процессы
- § XXXI.2. Проектирование дорог в карстовых районах
- Глава XXXII Проектирование дорог в горной местности
- § XXXII.1. Особенности горных районов
- § XXXII.2. Устойчивость горных склонов
- § XXXI 1.4. Развитие линии по склонам и перевальные дороги
- § XXXII.5. Проектирование серпантин
- § XXXI 1.6. Тоннели
- § XXXII.7. Продольный профиль горных дорог
- § XXXII.8. Поперечные профили горных дорог
- § XXXII.9. Проложение дороги по участкам осыпей и камнепадов
- § XXXII.10. Пересечение селевых выносов
- § XXXII.12. Защита дорог от лавин
- 1Ранииа распространения воздушной волны; сплошная линия — первый вариант трассы. Иупк1нрная линия — второй вариант трассы; 11л — прыгающая лавина. Лл — лотковая лалцт
- § XXXII.13. Особенности проектирования автомобильных дорог в сейсмических районах
- Глава XXXIII Проектирование автомобильных дорог в засушливых районах
- § XXXIII.1. Особенности засушливых районов.
- Глава XXXIV Особенности проектирования автомобильных магистралей
- § XXXIV. 1. Технические условия на проектирование автомобильных магистралей
- Глава XXXV Оборудование и благоустройство дорог
- § XXXV.1. Комплекс мероприятий по обслуживанию движения
- § XXXV.2. Средства информации водителей об условиях движения. Ограждения и направляющие устройства
- § XXXVI.1. Планировка уличной сети и элементы городских улиц
- § XXXVI 2. Поперечные профили улиц
- § XXXVI.4. Горизонтальная и вертикальная планировки
- § XXXVI.5. Проектирование перекрестков и городских площадей
- § XXXVI 7. Подходы к городским мостам
- § XXXVI.8. Планировка городских набережных
- 6Оглавление