§ XX.1. Основные положения расчета отверстии мостов
Можно запроектировать мостовой переход в виде системы сооружений, которая не стесняет водного потока или стесняет его незначительно. Однако без стеснения потока перекрывают мостами только судоходные и ирригационные каналы или канализованные реки в городах. В случаях пересечения свободных рек мосты выгодно устраи- . вать значительно меньшей длины, чем ширина разлива потока; часть ширины разлива закрывают незатопляемыми земляными насыпями, располагаемыми на самых мелких частях разлива — поймах. Между насыпями оставляют водопропускное отверстие, перекрываемое мостом, оно называется отверстием моста. Незатопляемые насыпи на ноймах являются подходами к мосту от берегов речной долины; по ним происходит движение автомобилей или поездов. Насыпи заканчиваются конусами, полностью или частично закрывающими крайние опоры моста — устои.
При стеснении потока под мостом развиваются размывы тем большие, чем сильнее сжат поток, т. е. чем меньше назначено отверстие моста. Размывы на мостовых переходах угрожают устойчивости опор моста и насыпей подходов, особенно их конусов. Для обеспечения устойчивости опор их фундаменты закладывают на глубину большую, чем глубина размыва, а земляные насыпи защищают от подмыва
Установлено, что экономически наиболее выгодным оказывается сильное сжатие реки, т. е. возможно малое отверстие моста при значительных размывах. Это объясняется тем, что при увеличении степени стеснения реки не только сокращается длина дорогих пролетных строений (заменяемых более дешевой насыпью подходов), но и уменьшается число опор моста, хотя наименьшая допустимая глубина заложения их фундаментов несколько возрастает.
Рис. XX. I. Связь строительной стоимо- .сти мостового перехода С и отверстия моста Ь\ 1. 11 III" участки кривой рвя^и при раз* пых типах фуидаменюь
" зоваться, так как это может привести к неверному определению минимума стоимости.
Длина моста не может быть меньше, чем которая определяется техническими требованиями норм и правил проецирования мостов (ограничение степени стеснения из-за возможной неравномерности размыва, запрещение располагать конусы насыпи в руслах равнинных рек, ограничение скорости течения под мостами через судоходные реки и т. д.). Если этой длине соответствует наименьшая стоимость перехода, т. е. значение Ьго,п не попадает в заштрихованную зону (см. рис. XX.1), то величина /.„,(„ и должна быть принята в проекте (она окажется самой экономичной).
Чтобы при конкретном проектировании оцепить стоимость вариантов мостового перехода с различными величинами водопропускного отверстия (длиной моста), для каждого из них необходимо установить глубину заложения фундаментов и тип основания опор моста, а также высоту насыпей на поймах. Минимальная допустимая глубина заложения фундаментов определяется возможными размывами при стеснении речного потока и переформированиями русла. Наименьшая высота насыпей определяется уровнем воды при расчетном паводке и дополнительным подъемом этого уровня у насыпей (называемого подпором) вследствие стеснения реки сооружениями мостового перехода.
Переформирования русел, свойственные рекам в свободном состоянии и несвязанные с постройкой мостового перехода, называются природными русловыми деформациями; их вид соответствует типу реки.
Стеснение водотока подходами к мосту приводит к увеличению скорости течения воды в сжатом подмостовом сечении потока н к общему понижению дна русла, а в некоторых случаях и поверхности поймы иод мостом. Эти деформации русла и поймы носят название общего размыва Поток, набегающий на опору моста как на препятствие, обтекает ее. При этом в потоке появляются нисходящие течения, размывающие дно на ограниченном пространстве непосредственно в месте набега водного потока на опору. Такие дополнительные размывы называются местными.
Понижение дна у опоры, вызываемое тремя различными причинами, называется суммарным размывом и определяется как арифметическая сумма трех составляющих размыва. Глубина после размыва
К = К б + А/г0б + Мм, (XX.1)
где йр.д — наибольшая глубина, устанавливающаяся у опоры в процессе природных изменений русла (так называемая бытовая глубина); Д/г0б — при- ращенне глубины (общий размыв), вызванное стеснением водотока подходами к мосту; ДЛгя — дополнительное приращение глубины в связи с местным размывом у опоры
Природные изменения речных русел происходят непрерывно и не связаны с проходом обязательно высоких паводков. Общий размыв тем больше, чем выше паводок; расчетному паводку соответствует наибольшая глубина общего и местного размывов.
Наибольшая бытовая глубина располагается в момент постройки мостового перехода у одной из опор моста, Если большой паводок пройдет вскоре после постройки моста, то значительные общий и местный размывы могут существенно увеличить глубину именно у этой опоры и ее фундамент будет обнажен после размыва. Если большого паводка не будет долго после постройки моста, то бытовая глубина у данной опоры за это время может намного уменьшиться в процессе природных изменений русла. Поэтому при проходе большого паводка фундамент опоры будет обнажаться незначительно. Наибольшая глубина после размыва будет наблюдаться в этом случае уже у другой опоры, в район которой переместилась наибольшая бытовая глубина.
В связи о тем, что чередование высот паводков случайно (см. § XIX.1) и год прохода расчетного паводка неизвестен, необходимо каждую из опор проектировать в предположении, что около нее к моменту прохода высокого паводка размещается та наибольшая бытовая глубина, которая может возникнуть у данной опоры соответственно типу реки. Таким образом, во время прохода высокого паводка наибольшие возможные расчетные глубины потока, по которым назначаются минимальные необходимые глубины заложения фундаментов, будут наблюдаться не у всех опор моста одновременно, а только у некоторых (или у одной) из них.
В некоторых случаях глубину заложения фундаментов опор принимают больше минимально допустимой в связи с неблагоприятными геологическими условиями. Обычно при этом всем вариантам отверстия моста соответствует практически одинаковая глубина заложения фундаментов. Чаще всего это случаи, когда фундаменты опор располагают на глубоко залегающих прочных коренных породах речной долины из-за невозможности использовать в качестве основания опор аллювиальные грунты малой прочности.
Для установления минимальной необходимой высоты подходов к у. осту надо определить изменение уровня воды под действием стеснения реки сооружениями мостового перехода. Очертание свободной поверхности потока, которая до постройки мостового перехода можег быть представлена в виде наклонной плоскости, существенно изменяется под влиянием стеснения реки подходами к мосту. В сжатом подмостовом сечении потока средняя скорость течения увеличивается, следовательно, кинетическая энергия потока под мостом будет больше бытовой. Приращение кинетической энергии потока под мостом обеспечивается накоплением потенциальной энергии в сечениях потока перед мостом, т. е. повышением (подпором) уровня воды в этой зоне потока. Очевидно, что бровка незатопляемой пойменной насыпи даже минимальной высоты должна быть выше этого подпертого уровня воды.
- Глава XVIII Общие сведения о переходах через водотоки
- § XVIII.1. Основные понятия. Виды переходов через водотоки
- § XVII 1.3. Речные долины и русла рек. Типы питания рек
- Глава XIX Гидрологические расчеты при проектировании мостовых переходов
- § XIX. 1. Задачи и принципы гидрологических расчетов
- § XIX.2. Методика прогноза максимальных расходов воды в реках
- § XIX.3. Определение уровней воды и скоростей течения, соответствующих максимальным расходам
- Глава XX Расчет отверстий больших и средних мостов
- § XX.1. Основные положения расчета отверстии мостов
- § XX.2. Учет природных деформации русел при проектировании мостовых переходов
- § XX 5. Расчет размывов на пойменных участках отверстий мостов
- § XX.7. Расчет отверстии больших и средних мостов
- 1. Если глубина заложения подошвы фундамента назначается но глубине залегания прочных пород, используемых в качестве основания 72
- Глава XXI Проектирование подходов к мостам и регуляционных сооружений
- § XXI. 1. Условия работы поименных насыпей
- § XXI.2. Проектирование поименных насыпей
- § XXI.3. Задачи и принципы регулирования рек у мостов
- § XXI,4. Конструкции регуляционных сооружений
- Глава xxiг
- § XXII. 1. Виды проектно-изыскательских работ
- § XXII 3. Требования к техническому проекту
- § XXII.5. Рабочие чертежи
- § XXI 1.7. Использование при проектировании автомобильных дорог электронно-вычислительных машин
- Глава XXIII Изыскания автомобильных дорог
- § XXIII.1. Организация работы изыскательской
- § Xx111.2. Проложение трассы на местности
- Масштаб 1.1000 Сечение горизонталей через I м V
- Глава XXIV Сравнение вариантов автомобильных дорог1
- § XXIV. 1. Сравнение вариантов дороги по строительным и эксплуатационным затратам
- § XXIV.2. Оценка вариантов автомобильных дорог, по пропускной способности
- Глава XXV
- § XXV. 1. Стереомодель местности
- Глава XXVI Технические изыскания мостовых переходов
- § XXVI. 1. Задачи и состав изыскании
- § XXVI.2. Подготовительные работы
- § XXVI.4. Гидрометрические работы
- § XXVI.5. Гидрологические работы
- § XXVI.6. Инженерно-геологические работы
- § XXVI.?. Особенности изысканий для реконструкции мостовых переходов
- § XXVI.8. Состав проекта мостового перехода
- Глава I содержит анализ режима реки на основе подробного описания характеристик водотока как топографических и метеорологических, так и гидрологических.
- Глава IV содержит результаты инженерно-геологических работ, имеющих первостепенное значение для выбора схемы сооружений перехода.
- Глава XXVII
- § XXVII.!. Особенности реконструкции дорог
- § XXVII.2. Прогнозирование интенсивности движения на реконструируемой дороге
- § XXVI 1.3. Технические изыскания при реконструкции дорог
- § XXVII.5. Реконструкция дороги в плане и продольном профиле
- § XXVII.6. Реконструкция дороги в поперечном профиле
- § XXVI 1.7. Мероприятия по устранению пучин
- § XXVII.8. Реконструкция и усиление дорожиой одежды
- Глава XXVIII Проектирование дорог в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII. 1. Особенности проложения трассы в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII 2 конструкция земляного полотна дорог в районах вечной мерзлоты
- Проектирование дорог в заболоченных районах
- § XXIX.1. Образование, характеристика и виды болот
- § XXIX.2. Проложение трассы в болотистых районах
- § XXIX.3. Обследование болот при трассировании дороги
- § XXIX.4. Конструкция земляного полотна " на болотах
- Глава XXX
- § XXX. 1. Эрозия почв и образование оврагов
- § XXX.2. Трассирование дорог в зоне оврагов
- § XXX.3. Устройство плотин на пересечениях оврагов
- Глава XXXI Проектирование дорог в карстовых районах
- § XXXI.1. Карстовые процессы
- § XXXI.2. Проектирование дорог в карстовых районах
- Глава XXXII Проектирование дорог в горной местности
- § XXXII.1. Особенности горных районов
- § XXXII.2. Устойчивость горных склонов
- § XXXI 1.4. Развитие линии по склонам и перевальные дороги
- § XXXII.5. Проектирование серпантин
- § XXXI 1.6. Тоннели
- § XXXII.7. Продольный профиль горных дорог
- § XXXII.8. Поперечные профили горных дорог
- § XXXII.9. Проложение дороги по участкам осыпей и камнепадов
- § XXXII.10. Пересечение селевых выносов
- § XXXII.12. Защита дорог от лавин
- 1Ранииа распространения воздушной волны; сплошная линия — первый вариант трассы. Иупк1нрная линия — второй вариант трассы; 11л — прыгающая лавина. Лл — лотковая лалцт
- § XXXII.13. Особенности проектирования автомобильных дорог в сейсмических районах
- Глава XXXIII Проектирование автомобильных дорог в засушливых районах
- § XXXIII.1. Особенности засушливых районов.
- Глава XXXIV Особенности проектирования автомобильных магистралей
- § XXXIV. 1. Технические условия на проектирование автомобильных магистралей
- Глава XXXV Оборудование и благоустройство дорог
- § XXXV.1. Комплекс мероприятий по обслуживанию движения
- § XXXV.2. Средства информации водителей об условиях движения. Ограждения и направляющие устройства
- § XXXVI.1. Планировка уличной сети и элементы городских улиц
- § XXXVI 2. Поперечные профили улиц
- § XXXVI.4. Горизонтальная и вертикальная планировки
- § XXXVI.5. Проектирование перекрестков и городских площадей
- § XXXVI 7. Подходы к городским мостам
- § XXXVI.8. Планировка городских набережных
- 6Оглавление