logo
Бабков

§ XXII. 1. Виды проектно-изыскательских работ

Степень удовлетворения проектируемой дороги требованиям народ­ного хозяйства и стоимость ее строительства зависят исключительно от тщательности учета в проекте размеров и особенностей перспективного движения, местных природных условий, планов развития обслуживае­мых районов и технических возможностей организаций, которые будут осуществлять постройку дороги.

Проектирование дороги должно осуществляться на основе послед­них достижений науки и техники с тем, чтобы построенная дорога ко времени ее ввода в эксплуатацию удовлетворяла всем современным требованиям к экономичности и безопасности автомобильных перево­зок и удобству пользования ею при пассажирских сообщениях Для этого работники проектных организаций должны систематически сле­дить за научно-техническим прогрессом в области дорожного хозяйст­ва и учитывать его тенденции.

Дорожное строительство требует значительных затрат денежных средств, материальных и трудовых ресурсов. Обеспечение высоких транспортных качеств построенной дороги должно сочетаться с весьма продуманными и экономически обоснованными решениями в части изъ­ятия земель под дорогу, объемов земляных работ, использования при­возных дорогостоящих или дефицитных, остро необходимых для дру­гих отраслей народного хозяйства материалов. Проектировщик, об­думывая каждое проектное решение, должен ясно представлять себе, как его смогут осуществить строители и как это решение будет отра­жаться на условиях эксплуатации автомобильного транспорта. При этом должны быть обязательно предусмотрены прогрессивные совре­менные индустриальные методы строительства.

Работа дороги во многом определяется ее проложеннем на местности. Все проектные решения следует основывать на глубоком и детальном изучении местных народно-хозяйственных и природных условий.

Долгое время для этого основным путем являлся выезд работников проектных организаций на местность для выполнения всех необходи- 114 мых съемок — изысканий. Современное развитие техники аэрофото- съемочных работ дает возможность перенести значительный объем геодезических работ, ранее выполнявшихся в поле, в камеральные условия. При этом для труднодоступных горных или заросших лесом районов обеспечивается более надежный выбор наилучшего проложе- ния трассы. Значительно сокращается объем инженерно-геологических работ.

Однако, несмотря па все развивающиеся методы дешифрирования аэрофотоснимков, многие данные, необходимые для проектирования, могут быть получены только в результате наземных изыскательских работ, которые остаются поэтому обязательным элементом составления проекта.

Порядок разработки проектов па все виды строительства в СССР определяется постановлением Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР № 390 от 28 мая 1969 г. «Об улучшении проектио- сметного дела».

Учитываются также положения Инструкции Госстроя СССР по разработке проектов и смет для промышленного строительства (СН 202-76).

г Предусмотрено, что проекты разрабатываются в два этапа (двух- стадийное проектирование):

технический проект, составляемый на основе предварительных ин­женерных изысканий (технические изыскания);

рабочие чертежи, разрабатываемые па основе окончательных инже­нерных изыскании (предпостроечных изысканий).

Проектирование относительно простых, технически несложных объ­ектов, а также объектов, на которых широко используются типовые и повторно применяемые оправдавшие себя в эксплуатации экономичные индивидуальные проекты, осуществляют в одну стадию, разрабатывая сразу техно-рабочий проект.

Автомобильные дороги, строящиеся в благоприятных, хорошо изученных природных условиях, и короткие участки дорог низших категорий относят к числу таких сооружений, и поэтому основным видом деятельности дорожных проектных организаций является раз­работка техно-рабочих проектов на основе расширенных по объему технических изысканий.

Задания на проведение изысканий п разработку проектов автомо­бильных дорог выдаются проектным организациям на основании раз­рабатываемых плановыми органами схем развития и размещения пред­приятий разных отраслей народного хозяйства в союзных республиках или экономических районах страны.

Развитием и детализацией этих схем являются схемы развития сети дорог на перспективу до 20—25 лет, которые составляют по данным экономических изысканий, обосновывающих хозяйственную необходи­мость и экономическую целесообразность осуществления намечаемых объектов транспортного строительства

' Методика проведения экономических изысканий рассматривается в курсе «Экономика, организация и планирование дорожного строительства».

В результате этих работ, относящихся к так называемой предпро- сктпой стадии, которая предшествует разработке технических проек­тов конкретных дорог, составляют:

технико-экономические доклады, обосновывающие схемы разви­тия и размещения сети автомобильных дорог экономических и адми­нистративные районов (ТЭД); .

технико-экономические обоснования (ТЗО) на строительство или реконструкцию отдельных автомобильных дорог или крупных инже­нерных сооружений на дорогах.

§ ХХП.2. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Технико-экономические обоснования (ТЭО) являются основными документами, которые доказывают хозяйственную н экономическую целесообразность строительства автомобильных дорог или отдельных их участков между крупными грузообразующнмп пунктами, а также осуществляемого в особо сложных условиях или с преобладающим применением новых видов строительных конструкций.

В ТЗО обосновывают объемы грузовых и пассажирских перевозок |по проектируемой дороге, интенсивность движения в расчетные сроки, 'катеюрию дороги и нормативы на элементы плана и продольного про­филя, намечают возможные варианты трассы и основные технические решения по каждому из них, проводят технико-экономическое сравпе- 'IIIе вдРиан!ОВ- Для наиболее оптимального варианта намечают основ­ные проектные решения по земляному полотну, дорожной одежде, искусственным сооружениям и техническим зданиям. Одновременно устанавливают важнейшие технико-экономические показатели строи­тельства и оценивают народкохсзяйсгвенную эффективность капиталь­ных вложений, а также определяют объемы строительных работ и их стоимость на основе укрупненных показателей. Последнее очень важно, так как установленная в ТЭО расчетная стоимость не может быть пре­вышена при последующей разработке техническою проекта.

В технико-экономическом обосновании должны быть продуманы во­просы организации строительных работ, собраны сведения о карьерах дорожно-строительных материалов и наличии местных отходов про­мышленности, пригодных для использования при постройке дороги, намечены источники обеспечения строительства фондируемыми мате­риалами, металлическими и железобетонными конструкциями, элект­роэнергией и водой, выяснены условия организации производствен­ной базы строительства. На стадии составления ТЭО намечают и сог­ласовывают с землепользователями и другими заинтересованными ор­ганизациями проложение дороги на местности, места пересечения ее с железными дорогами, газопроводами, линиями электропередач и др.

Рекомендуемый вариант трассы должен быть оптимальным по ус­ловиям минимума приведенных затрат, удовлетворять требованиям законодательства в отношении охраны природы и использования мине­ральных, водных и лесных ресурсов. Проложение дороги вблизи 1 10 крупных населенных пунктов требует увязки ее с 1енеральными схе­мами планировки юродов и учета развития их транспортной схемы. »

ТЭО должно обосновывать очередность и примерные сроки строи­тельства дороги, рекомендовать общую схему организации строитель­ства, определять потребность в основных видах .строительных машин, оборудовании и транспортных средствах.

Таким образом, технико-экономическое обоснование является весь­ма ответственным документом, в котором принимают и обосновывают все принципиальные решения по строительству дороги. Последующие стадии проектирования лишь уточняют и детализируют решения, уста­новленные в технико-экономическом обосновании. Поэтому составле­ние ТЭО требует весьма большого внимания и тщательности. Его по­ручают, как правило, наиболее опытным проектным организациям.

Составление техннко-экономнческого обосновании требует от 1 до 2 лет и должно быть завершено не менее чем за год до начала работьпта)Г 'техническим проектом или за 2—3 года до начала предполагаемого стро­ительства. Разработку ТЭО ведет бригада, возглавляемая главным ин­женером и главным экономистом проекта.

р Объем материалов ТЭО и их структура еще не стандартизированы ;'и зависят от сложности и значения объекта. ТЭО оформляют в виде по- • яснительной записки с приложением необходимых схем, карт, чертежей и таблиц. Сжатость изложения ТЭО должна сочетаться с убедитель­ностью и доказательностью приводимых в нем соображений.