§ XXII. 1. Виды проектно-изыскательских работ
Степень удовлетворения проектируемой дороги требованиям народного хозяйства и стоимость ее строительства зависят исключительно от тщательности учета в проекте размеров и особенностей перспективного движения, местных природных условий, планов развития обслуживаемых районов и технических возможностей организаций, которые будут осуществлять постройку дороги.
Проектирование дороги должно осуществляться на основе последних достижений науки и техники с тем, чтобы построенная дорога ко времени ее ввода в эксплуатацию удовлетворяла всем современным требованиям к экономичности и безопасности автомобильных перевозок и удобству пользования ею при пассажирских сообщениях Для этого работники проектных организаций должны систематически следить за научно-техническим прогрессом в области дорожного хозяйства и учитывать его тенденции.
Дорожное строительство требует значительных затрат денежных средств, материальных и трудовых ресурсов. Обеспечение высоких транспортных качеств построенной дороги должно сочетаться с весьма продуманными и экономически обоснованными решениями в части изъятия земель под дорогу, объемов земляных работ, использования привозных дорогостоящих или дефицитных, остро необходимых для других отраслей народного хозяйства материалов. Проектировщик, обдумывая каждое проектное решение, должен ясно представлять себе, как его смогут осуществить строители и как это решение будет отражаться на условиях эксплуатации автомобильного транспорта. При этом должны быть обязательно предусмотрены прогрессивные современные индустриальные методы строительства.
Работа дороги во многом определяется ее проложеннем на местности. Все проектные решения следует основывать на глубоком и детальном изучении местных народно-хозяйственных и природных условий.
Долгое время для этого основным путем являлся выезд работников проектных организаций на местность для выполнения всех необходи- 114 мых съемок — изысканий. Современное развитие техники аэрофото- съемочных работ дает возможность перенести значительный объем геодезических работ, ранее выполнявшихся в поле, в камеральные условия. При этом для труднодоступных горных или заросших лесом районов обеспечивается более надежный выбор наилучшего проложе- ния трассы. Значительно сокращается объем инженерно-геологических работ.
Однако, несмотря па все развивающиеся методы дешифрирования аэрофотоснимков, многие данные, необходимые для проектирования, могут быть получены только в результате наземных изыскательских работ, которые остаются поэтому обязательным элементом составления проекта.
Порядок разработки проектов па все виды строительства в СССР определяется постановлением Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР № 390 от 28 мая 1969 г. «Об улучшении проектио- сметного дела».
Учитываются также положения Инструкции Госстроя СССР по разработке проектов и смет для промышленного строительства (СН 202-76).
г Предусмотрено, что проекты разрабатываются в два этапа (двух- стадийное проектирование):
технический проект, составляемый на основе предварительных инженерных изысканий (технические изыскания);
рабочие чертежи, разрабатываемые па основе окончательных инженерных изыскании (предпостроечных изысканий).
Проектирование относительно простых, технически несложных объектов, а также объектов, на которых широко используются типовые и повторно применяемые оправдавшие себя в эксплуатации экономичные индивидуальные проекты, осуществляют в одну стадию, разрабатывая сразу техно-рабочий проект.
Автомобильные дороги, строящиеся в благоприятных, хорошо изученных природных условиях, и короткие участки дорог низших категорий относят к числу таких сооружений, и поэтому основным видом деятельности дорожных проектных организаций является разработка техно-рабочих проектов на основе расширенных по объему технических изысканий.
Задания на проведение изысканий п разработку проектов автомобильных дорог выдаются проектным организациям на основании разрабатываемых плановыми органами схем развития и размещения предприятий разных отраслей народного хозяйства в союзных республиках или экономических районах страны.
Развитием и детализацией этих схем являются схемы развития сети дорог на перспективу до 20—25 лет, которые составляют по данным экономических изысканий, обосновывающих хозяйственную необходимость и экономическую целесообразность осуществления намечаемых объектов транспортного строительства
' Методика проведения экономических изысканий рассматривается в курсе «Экономика, организация и планирование дорожного строительства».
В результате этих работ, относящихся к так называемой предпро- сктпой стадии, которая предшествует разработке технических проектов конкретных дорог, составляют:
технико-экономические доклады, обосновывающие схемы развития и размещения сети автомобильных дорог экономических и административные районов (ТЭД); .
технико-экономические обоснования (ТЗО) на строительство или реконструкцию отдельных автомобильных дорог или крупных инженерных сооружений на дорогах.
§ ХХП.2. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Технико-экономические обоснования (ТЭО) являются основными документами, которые доказывают хозяйственную н экономическую целесообразность строительства автомобильных дорог или отдельных их участков между крупными грузообразующнмп пунктами, а также осуществляемого в особо сложных условиях или с преобладающим применением новых видов строительных конструкций.
В ТЗО обосновывают объемы грузовых и пассажирских перевозок |по проектируемой дороге, интенсивность движения в расчетные сроки, 'катеюрию дороги и нормативы на элементы плана и продольного профиля, намечают возможные варианты трассы и основные технические решения по каждому из них, проводят технико-экономическое сравпе- 'IIIе вдРиан!ОВ- Для наиболее оптимального варианта намечают основные проектные решения по земляному полотну, дорожной одежде, искусственным сооружениям и техническим зданиям. Одновременно устанавливают важнейшие технико-экономические показатели строительства и оценивают народкохсзяйсгвенную эффективность капитальных вложений, а также определяют объемы строительных работ и их стоимость на основе укрупненных показателей. Последнее очень важно, так как установленная в ТЭО расчетная стоимость не может быть превышена при последующей разработке техническою проекта.
В технико-экономическом обосновании должны быть продуманы вопросы организации строительных работ, собраны сведения о карьерах дорожно-строительных материалов и наличии местных отходов промышленности, пригодных для использования при постройке дороги, намечены источники обеспечения строительства фондируемыми материалами, металлическими и железобетонными конструкциями, электроэнергией и водой, выяснены условия организации производственной базы строительства. На стадии составления ТЭО намечают и согласовывают с землепользователями и другими заинтересованными организациями проложение дороги на местности, места пересечения ее с железными дорогами, газопроводами, линиями электропередач и др.
Рекомендуемый вариант трассы должен быть оптимальным по условиям минимума приведенных затрат, удовлетворять требованиям законодательства в отношении охраны природы и использования минеральных, водных и лесных ресурсов. Проложение дороги вблизи 1 10 крупных населенных пунктов требует увязки ее с 1енеральными схемами планировки юродов и учета развития их транспортной схемы. »
ТЭО должно обосновывать очередность и примерные сроки строительства дороги, рекомендовать общую схему организации строительства, определять потребность в основных видах .строительных машин, оборудовании и транспортных средствах.
Таким образом, технико-экономическое обоснование является весьма ответственным документом, в котором принимают и обосновывают все принципиальные решения по строительству дороги. Последующие стадии проектирования лишь уточняют и детализируют решения, установленные в технико-экономическом обосновании. Поэтому составление ТЭО требует весьма большого внимания и тщательности. Его поручают, как правило, наиболее опытным проектным организациям.
Составление техннко-экономнческого обосновании требует от 1 до 2 лет и должно быть завершено не менее чем за год до начала работьпта)Г 'техническим проектом или за 2—3 года до начала предполагаемого строительства. Разработку ТЭО ведет бригада, возглавляемая главным инженером и главным экономистом проекта.
р Объем материалов ТЭО и их структура еще не стандартизированы ;'и зависят от сложности и значения объекта. ТЭО оформляют в виде по- • яснительной записки с приложением необходимых схем, карт, чертежей и таблиц. Сжатость изложения ТЭО должна сочетаться с убедительностью и доказательностью приводимых в нем соображений.
- Глава XVIII Общие сведения о переходах через водотоки
- § XVIII.1. Основные понятия. Виды переходов через водотоки
- § XVII 1.3. Речные долины и русла рек. Типы питания рек
- Глава XIX Гидрологические расчеты при проектировании мостовых переходов
- § XIX. 1. Задачи и принципы гидрологических расчетов
- § XIX.2. Методика прогноза максимальных расходов воды в реках
- § XIX.3. Определение уровней воды и скоростей течения, соответствующих максимальным расходам
- Глава XX Расчет отверстий больших и средних мостов
- § XX.1. Основные положения расчета отверстии мостов
- § XX.2. Учет природных деформации русел при проектировании мостовых переходов
- § XX 5. Расчет размывов на пойменных участках отверстий мостов
- § XX.7. Расчет отверстии больших и средних мостов
- 1. Если глубина заложения подошвы фундамента назначается но глубине залегания прочных пород, используемых в качестве основания 72
- Глава XXI Проектирование подходов к мостам и регуляционных сооружений
- § XXI. 1. Условия работы поименных насыпей
- § XXI.2. Проектирование поименных насыпей
- § XXI.3. Задачи и принципы регулирования рек у мостов
- § XXI,4. Конструкции регуляционных сооружений
- Глава xxiг
- § XXII. 1. Виды проектно-изыскательских работ
- § XXII 3. Требования к техническому проекту
- § XXII.5. Рабочие чертежи
- § XXI 1.7. Использование при проектировании автомобильных дорог электронно-вычислительных машин
- Глава XXIII Изыскания автомобильных дорог
- § XXIII.1. Организация работы изыскательской
- § Xx111.2. Проложение трассы на местности
- Масштаб 1.1000 Сечение горизонталей через I м V
- Глава XXIV Сравнение вариантов автомобильных дорог1
- § XXIV. 1. Сравнение вариантов дороги по строительным и эксплуатационным затратам
- § XXIV.2. Оценка вариантов автомобильных дорог, по пропускной способности
- Глава XXV
- § XXV. 1. Стереомодель местности
- Глава XXVI Технические изыскания мостовых переходов
- § XXVI. 1. Задачи и состав изыскании
- § XXVI.2. Подготовительные работы
- § XXVI.4. Гидрометрические работы
- § XXVI.5. Гидрологические работы
- § XXVI.6. Инженерно-геологические работы
- § XXVI.?. Особенности изысканий для реконструкции мостовых переходов
- § XXVI.8. Состав проекта мостового перехода
- Глава I содержит анализ режима реки на основе подробного описания характеристик водотока как топографических и метеорологических, так и гидрологических.
- Глава IV содержит результаты инженерно-геологических работ, имеющих первостепенное значение для выбора схемы сооружений перехода.
- Глава XXVII
- § XXVII.!. Особенности реконструкции дорог
- § XXVII.2. Прогнозирование интенсивности движения на реконструируемой дороге
- § XXVI 1.3. Технические изыскания при реконструкции дорог
- § XXVII.5. Реконструкция дороги в плане и продольном профиле
- § XXVII.6. Реконструкция дороги в поперечном профиле
- § XXVI 1.7. Мероприятия по устранению пучин
- § XXVII.8. Реконструкция и усиление дорожиой одежды
- Глава XXVIII Проектирование дорог в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII. 1. Особенности проложения трассы в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII 2 конструкция земляного полотна дорог в районах вечной мерзлоты
- Проектирование дорог в заболоченных районах
- § XXIX.1. Образование, характеристика и виды болот
- § XXIX.2. Проложение трассы в болотистых районах
- § XXIX.3. Обследование болот при трассировании дороги
- § XXIX.4. Конструкция земляного полотна " на болотах
- Глава XXX
- § XXX. 1. Эрозия почв и образование оврагов
- § XXX.2. Трассирование дорог в зоне оврагов
- § XXX.3. Устройство плотин на пересечениях оврагов
- Глава XXXI Проектирование дорог в карстовых районах
- § XXXI.1. Карстовые процессы
- § XXXI.2. Проектирование дорог в карстовых районах
- Глава XXXII Проектирование дорог в горной местности
- § XXXII.1. Особенности горных районов
- § XXXII.2. Устойчивость горных склонов
- § XXXI 1.4. Развитие линии по склонам и перевальные дороги
- § XXXII.5. Проектирование серпантин
- § XXXI 1.6. Тоннели
- § XXXII.7. Продольный профиль горных дорог
- § XXXII.8. Поперечные профили горных дорог
- § XXXII.9. Проложение дороги по участкам осыпей и камнепадов
- § XXXII.10. Пересечение селевых выносов
- § XXXII.12. Защита дорог от лавин
- 1Ранииа распространения воздушной волны; сплошная линия — первый вариант трассы. Иупк1нрная линия — второй вариант трассы; 11л — прыгающая лавина. Лл — лотковая лалцт
- § XXXII.13. Особенности проектирования автомобильных дорог в сейсмических районах
- Глава XXXIII Проектирование автомобильных дорог в засушливых районах
- § XXXIII.1. Особенности засушливых районов.
- Глава XXXIV Особенности проектирования автомобильных магистралей
- § XXXIV. 1. Технические условия на проектирование автомобильных магистралей
- Глава XXXV Оборудование и благоустройство дорог
- § XXXV.1. Комплекс мероприятий по обслуживанию движения
- § XXXV.2. Средства информации водителей об условиях движения. Ограждения и направляющие устройства
- § XXXVI.1. Планировка уличной сети и элементы городских улиц
- § XXXVI 2. Поперечные профили улиц
- § XXXVI.4. Горизонтальная и вертикальная планировки
- § XXXVI.5. Проектирование перекрестков и городских площадей
- § XXXVI 7. Подходы к городским мостам
- § XXXVI.8. Планировка городских набережных
- 6Оглавление