§ XXXV.1. Комплекс мероприятий по обслуживанию движения
Дальность перевозок по автомобильным дорогам с каждым годом возрастает. Увеличивается количество дальних автобусных маршрутов, грузовых перевозок, туристских поездок на личных автомобилях.
При проектировании дороги должен быть предусмотрен комплекс мероприятий по обслуживанию, организации и обеспечению безопасности движения. Водителям н пассажирам автомобилей, едущим на большое расстояние, требуется питание и периодический отдых. Необходима заправка автомобилей, а иногда их осмотр и обслуживание. Для местных автобусных пассажирских линий нужны оборудованные площадки для посадки пассажиров с крытыми помещениями — павильонами для ожидания во время непогоды. 354
Рис. XXXV 1. Планировка площадок для остановки автомобилей: я — стояночная площадка около предприятия общественного питания; 6 — площадка отдыха около м1С!а с Красиными видами; в — площадка отдыха около реки; а—уширение г [;,■:
жей части для кратковременной стоянки автомобилей; 1 — кафе, ? —тротуар; 3 — туалет и мусоросборник; 4 — островок, отделяющий стоянку от дороги, 5 — столы и скамейки; б —линии ралметки; 7 — посадка кустарника; 8 — лестница
к реке
Па дороге в период ее эксплуатации должна быть развернута служба ремонта и содержания. В проекте необходимо предусматривать гаражи для дорожных машин, мастерские, склады материалов и жилые дома для сотрудников. Наконец, должна быть обеспечена информация водителей о предписываемых режимах движения по дороге путем установки дорожных знаков и указателей, а также аварийная служба— ■оказание медицинской помощи пострадавшим при дорожных происшествиях и технической помощи поврежденным автомобилям. Для обеспечения безопасности движения по дороге устанавливают ограждения, вводят искусственное освещение опасных участков.
Степень совершенства этой системы мероприятий и ее объем зависят от интенсивности движения, характера перевозок и категории дороги.
В зависимости от назначения и количества останавливающихся автомобилей различают несколько видов придорожных площадок для остановки автомобилей (рис. XXXV.!):
автомобильные стоянки около придорожных столовых, магазинов на время длительного отсутствия водителей;
площадки отдыха в стороне от дороги около мест, привлекающих большое количество людей (берег реки или моря, родники в засушливых пустынных районах и др.). Средняя продолжительность стоянки 2—3 ч, отдельных автомобилей — до 10—12 ч;
Ш
придорожные площадки, рассчитанные на отдых малых групп из нескольких автомобилей в течение 2—3 ч. Их по-возможности располагают в живописных местах, отличающихся от общего ландшафта местности — на лесных полянах, у водоемов, в лесных массивах в степи;
площадки около проезжей части или уширения проезжей части для кратковременной остановки двух-трех грузовых автомобилей на 10— 15 мин, обычно для устранения мелкой неисправности.
Размеры площадок для стоянки автомобилей определяют исходя из количества останавливающихся одновременно автомобилей. На дорогах 1 и II категорий у въездов в крупные города следует предусматривать стоянки вместимостью до 50 автомобилей. Площадки отдыха располагают на дорогах I и II категорий не реже чем через 10—15 км, иа дорогах 111 категории — через 20—30 км. Размеры площадок определяют исходя из оценки перспективной интенсивности и состава движения. Места, наиболее подходящие для площадок, следует намечать уже в процессе изысканий.
На площадках отдыха по функциональному назначению различают зону стоянки автомобилей, зону отдыха, санитарно-гигиеническую зону с мусоросборником и туалетом. В зоне отдыха запрещается и проезд автомобилей, она должна быть оборудована укрытиями для отдыхающих от непогоды, озеленением, столами и скамьями, облегченными тротуарами — дорожками из устойчивых местных материалов. Желательно наличие па ней источника питьевой воды.
Площадки отделяют от основной дороги разделительным островком, засаженным высокими густыми кустарниками или деревьями, чтебы смягчить шум от движения по дороге. Удаление островка от дороги должно удовлетворять требованиям к боковой видимости дороги.
Полоса сквозного проезда, по которой автомобили съезжают с дороги и возвращаются на нее, должна примыкать к дороге под углом 7—12°.
На стоянке автомобилей устраивают прочную беспыльную дорожную одежду.
Развитие автобусных пассажирских междугородных и пригородных перевозок, возрастающих с каждым годом, требует создания необходимых удобств — павильонов для укрытия ожидающих от непогоды, туалетов, посадочных пла1форм. Обычно автопавильоны устраивают из-сборных железобетонных элементов с архитектурным оформлением, учитывающим национальные особенности района строительства.
Автобусные остановки располагают вблизи ог населенных пунктов, на участках дорог с хорошо обеспеченной видимостью. Для уменьшения опасности при переходе пассажиров через дорогу автобусные остановки смещают по отношению друг к другу, а на дорогах I категории соединяют подземным переходом (рис. XXXV.2). Чтобы остановившиеся для приема и высадки пассажиров автобусы не создавали помех для движения, на остановках проезжую часть уширяют, устраивая в ней. так называемые «карманы».
Сооружения обслуживания движения, без которых теперь немыслима современная автомобильная дорога, включают: 350
50 -120
г-1 !
|
|
| |
— | 100 I | | ООО |
|
| | |
Рис. ХХХУ.2. Схемы расположения автобусных остановок!
/ — проезжая часть автомобильной магистрали; 2— разделительная полоса или островок; И — параллельная проезжая часть; 4 — полоса сквозного проезда; 5 —полоса для бензозаправщиков 6 — колонки для дизельного топлива; 7 — здание АЗС; 3 — вода и воздух; 9 — колонки для бензина; 10 — линии разметки 12В Зк. 726 357
сооружения технического обслуживания автомобилей — автозаправочные станции (рис. XXXV.3) для отпуска топлива и смазочных материалов и продажи предметов ухода за автомобилями (желательно, чюбм возможность заправки была обеспечена не реже, чем через 30—50 км); станции технического обслуживания, выполняющие уход и аварийный ремонт автомобилей; моечные пункты у въездов в крупные населенные пункты; эстакады для осмотра транспортных средств и мелкого ремонта силами-самих водителей;
сооружения общественного питания —придорожные кафе и буфеты, буфеты-автоматы и столовые самообслуживания, рестораны;
честа длительного отдыха — придорожные гостиницы, мотели (специальные гостиницы для автомобилистов), сооружаемые на перегонах между городами, рассчитанные преимущественно на ночлег, располагаются через 80—200 км. В мотеле предоставляется полный набор бытовых услуг. В местах, где бывают отрицательные температуры, предусматриваются теплые гаражи для автомобилей, кемпинги, функционирующие только в летнее время года (лагеря автомобилистов для ночлега и отдыха в течение нескольких дней, размещаются через 50— 100 км), профилактории для отдыха водителей рейсовых автобусов и грузовых автомобилей, осуществляющих маршрутные централизованные перевозки;
а)
сооружения службы дорожного надзора и безопасности движения— здания постов ГЛИ и контрольно-пропускных пунктов ГАИ;
дорожные телефоны для экстренного вызова технической и медицинской помощи в случае происшествий.
Хотя различные здания и сооружения на автомобильных дорогах принадлежат различным организациям и ведомствам, их расположение на дороге следует осуществлять на основе продуманного проекта, учитывающего особенности движения по дороге. При этом допускается совмещение сооружений иа одной или смежных площадках в виде комплекса, что позволяет иметь объединенные энергетические сети, водоснабжение и канализацию.
Рис. ХХХУ.4.Схемы планировки придорожных комплексов: о и б —с расположением пунктов питания с двух сторон дорО[И, 9 ~ с расположением гостиницы и ресторана с одной стороны дороги; г —с расположением ресторана над дорогой] / — столовая или оесторан. 2 — автозаправочная станция. ч — туннель ил и мост для перехода через доро1у; а — буфет автомат; 5 — стоянка автомобилей; 6 — гопнница; 1 — объездной о угь иа 1
На дорогах высших категорий придорожные сооружения рассчитывают только на обслуживание проезжающих по дороге. На остальных дорогах следует учитывать и удовлетворение спроса местных жителей.
При планировке комплексов сооружений обслуживания движения соблюдают ряд требований (рис. X ХХУ.4):
на территории всех комплексов должны быть четко выделены две зоны — обслуживания автомобилей и обслуживания автомобилистов. Поскольку первой пользуется большее число проезжающих по дороге, она должна располагаться первой по ходу движения ^ возможно ближе к дороге;
пункт общественного питания может быть расположен несколько дальше от дороги, вблизи от стоянки автомобилей. Территория должна быть благоустроенной и иметь места для отдыха и установки дополнительных столиков на открытом воздухе в период леших отпусков. Иа автомобильных магистралях с значительной интенсивностью движения рестораны или столовые дублируют с двух сторон дороги. При расположении в целях экономии главного сооружения комплекса с од- нон стороны дороги должна быть обеспечена безопасность перехода через магистраль но подземному переходу или пешеходному мостику. На дорогах II—V категорий допускается переход через дорогу в'специально обозначенном месте;
планировка территории должна предусматривать четкую, как правило, одностороннюю организацию движения. Должна быть обеспечена возможность сквозного проезда через комплекс с устройством удобных подъездов к автостоянкам у сооружений обслуживания движения без пересечения транспортных потоков;
для движения пешеходов должны быть предусмотрены специальные дорожки.
- Глава XVIII Общие сведения о переходах через водотоки
- § XVIII.1. Основные понятия. Виды переходов через водотоки
- § XVII 1.3. Речные долины и русла рек. Типы питания рек
- Глава XIX Гидрологические расчеты при проектировании мостовых переходов
- § XIX. 1. Задачи и принципы гидрологических расчетов
- § XIX.2. Методика прогноза максимальных расходов воды в реках
- § XIX.3. Определение уровней воды и скоростей течения, соответствующих максимальным расходам
- Глава XX Расчет отверстий больших и средних мостов
- § XX.1. Основные положения расчета отверстии мостов
- § XX.2. Учет природных деформации русел при проектировании мостовых переходов
- § XX 5. Расчет размывов на пойменных участках отверстий мостов
- § XX.7. Расчет отверстии больших и средних мостов
- 1. Если глубина заложения подошвы фундамента назначается но глубине залегания прочных пород, используемых в качестве основания 72
- Глава XXI Проектирование подходов к мостам и регуляционных сооружений
- § XXI. 1. Условия работы поименных насыпей
- § XXI.2. Проектирование поименных насыпей
- § XXI.3. Задачи и принципы регулирования рек у мостов
- § XXI,4. Конструкции регуляционных сооружений
- Глава xxiг
- § XXII. 1. Виды проектно-изыскательских работ
- § XXII 3. Требования к техническому проекту
- § XXII.5. Рабочие чертежи
- § XXI 1.7. Использование при проектировании автомобильных дорог электронно-вычислительных машин
- Глава XXIII Изыскания автомобильных дорог
- § XXIII.1. Организация работы изыскательской
- § Xx111.2. Проложение трассы на местности
- Масштаб 1.1000 Сечение горизонталей через I м V
- Глава XXIV Сравнение вариантов автомобильных дорог1
- § XXIV. 1. Сравнение вариантов дороги по строительным и эксплуатационным затратам
- § XXIV.2. Оценка вариантов автомобильных дорог, по пропускной способности
- Глава XXV
- § XXV. 1. Стереомодель местности
- Глава XXVI Технические изыскания мостовых переходов
- § XXVI. 1. Задачи и состав изыскании
- § XXVI.2. Подготовительные работы
- § XXVI.4. Гидрометрические работы
- § XXVI.5. Гидрологические работы
- § XXVI.6. Инженерно-геологические работы
- § XXVI.?. Особенности изысканий для реконструкции мостовых переходов
- § XXVI.8. Состав проекта мостового перехода
- Глава I содержит анализ режима реки на основе подробного описания характеристик водотока как топографических и метеорологических, так и гидрологических.
- Глава IV содержит результаты инженерно-геологических работ, имеющих первостепенное значение для выбора схемы сооружений перехода.
- Глава XXVII
- § XXVII.!. Особенности реконструкции дорог
- § XXVII.2. Прогнозирование интенсивности движения на реконструируемой дороге
- § XXVI 1.3. Технические изыскания при реконструкции дорог
- § XXVII.5. Реконструкция дороги в плане и продольном профиле
- § XXVII.6. Реконструкция дороги в поперечном профиле
- § XXVI 1.7. Мероприятия по устранению пучин
- § XXVII.8. Реконструкция и усиление дорожиой одежды
- Глава XXVIII Проектирование дорог в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII. 1. Особенности проложения трассы в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII 2 конструкция земляного полотна дорог в районах вечной мерзлоты
- Проектирование дорог в заболоченных районах
- § XXIX.1. Образование, характеристика и виды болот
- § XXIX.2. Проложение трассы в болотистых районах
- § XXIX.3. Обследование болот при трассировании дороги
- § XXIX.4. Конструкция земляного полотна " на болотах
- Глава XXX
- § XXX. 1. Эрозия почв и образование оврагов
- § XXX.2. Трассирование дорог в зоне оврагов
- § XXX.3. Устройство плотин на пересечениях оврагов
- Глава XXXI Проектирование дорог в карстовых районах
- § XXXI.1. Карстовые процессы
- § XXXI.2. Проектирование дорог в карстовых районах
- Глава XXXII Проектирование дорог в горной местности
- § XXXII.1. Особенности горных районов
- § XXXII.2. Устойчивость горных склонов
- § XXXI 1.4. Развитие линии по склонам и перевальные дороги
- § XXXII.5. Проектирование серпантин
- § XXXI 1.6. Тоннели
- § XXXII.7. Продольный профиль горных дорог
- § XXXII.8. Поперечные профили горных дорог
- § XXXII.9. Проложение дороги по участкам осыпей и камнепадов
- § XXXII.10. Пересечение селевых выносов
- § XXXII.12. Защита дорог от лавин
- 1Ранииа распространения воздушной волны; сплошная линия — первый вариант трассы. Иупк1нрная линия — второй вариант трассы; 11л — прыгающая лавина. Лл — лотковая лалцт
- § XXXII.13. Особенности проектирования автомобильных дорог в сейсмических районах
- Глава XXXIII Проектирование автомобильных дорог в засушливых районах
- § XXXIII.1. Особенности засушливых районов.
- Глава XXXIV Особенности проектирования автомобильных магистралей
- § XXXIV. 1. Технические условия на проектирование автомобильных магистралей
- Глава XXXV Оборудование и благоустройство дорог
- § XXXV.1. Комплекс мероприятий по обслуживанию движения
- § XXXV.2. Средства информации водителей об условиях движения. Ограждения и направляющие устройства
- § XXXVI.1. Планировка уличной сети и элементы городских улиц
- § XXXVI 2. Поперечные профили улиц
- § XXXVI.4. Горизонтальная и вертикальная планировки
- § XXXVI.5. Проектирование перекрестков и городских площадей
- § XXXVI 7. Подходы к городским мостам
- § XXXVI.8. Планировка городских набережных
- 6Оглавление