logo
Бабков

§ XXXV.1. Комплекс мероприятий по обслуживанию движения

Дальность перевозок по автомобильным дорогам с каждым годом возрастает. Увеличивается количество дальних автобусных маршру­тов, грузовых перевозок, туристских поездок на личных автомобилях.

При проектировании дороги должен быть предусмотрен комплекс мероприятий по обслуживанию, организации и обеспечению безопас­ности движения. Водителям н пассажирам автомобилей, едущим на большое расстояние, требуется питание и периодический отдых. Не­обходима заправка автомобилей, а иногда их осмотр и обслуживание. Для местных автобусных пассажирских линий нужны оборудованные площадки для посадки пассажиров с крытыми помещениями — па­вильонами для ожидания во время непогоды. 354

Рис. XXXV 1. Планировка площадок для остановки автомобилей: я — стояночная площадка около предприятия общественного питания; 6 — площадка отдыха около м1С!а с Красиными видами; в — площадка отдыха около реки; а—уширение г [;,■:

жей части для кратковременной стоянки автомобилей; 1 — кафе, ? —тротуар; 3 — туалет и мусоросборник; 4 — островок, отделяющий стоянку от дороги, 5 — столы и скамейки; б —линии ралметки; 7 — посадка кустарника; 8 — лестница

к реке

Па дороге в период ее эксплуатации должна быть развернута служба ремонта и содержания. В проекте необходимо предусматривать гара­жи для дорожных машин, мастерские, склады материалов и жилые дома для сотрудников. Наконец, должна быть обеспечена информация водителей о предписываемых режимах движения по дороге путем ус­тановки дорожных знаков и указателей, а также аварийная служба— ■оказание медицинской помощи пострадавшим при дорожных проис­шествиях и технической помощи поврежденным автомобилям. Для обеспечения безопасности движения по дороге устанавливают ограж­дения, вводят искусственное освещение опасных участков.

Степень совершенства этой системы мероприятий и ее объем зави­сят от интенсивности движения, характера перевозок и категории дороги.

В зависимости от назначения и количества останавливающихся автомобилей различают несколько видов придорожных площадок для остановки автомобилей (рис. XXXV.!):

автомобильные стоянки около придорожных столовых, магазинов на время длительного отсутствия водителей;

площадки отдыха в стороне от дороги около мест, привлекающих большое количество людей (берег реки или моря, родники в засушли­вых пустынных районах и др.). Средняя продолжительность стоянки 2—3 ч, отдельных автомобилей — до 10—12 ч;

Ш

площадки для кратковременной остановки автомобилей около до­стопримечательных мест и красивых видов на период осмотра. Они располагаются на юрных перевалах, на холмах, с которых открывает­ся панорама города, на обрывистом берегу реки или моря, у памятных мест исторических событий и культурных памятников; 12- 355

придорожные площадки, рассчитанные на отдых малых групп из нескольких автомобилей в течение 2—3 ч. Их по-возможности распола­гают в живописных местах, отличающихся от общего ландшафта мест­ности — на лесных полянах, у водоемов, в лесных массивах в степи;

площадки около проезжей части или уширения проезжей части для кратковременной остановки двух-трех грузовых автомобилей на 10— 15 мин, обычно для устранения мелкой неисправности.

Размеры площадок для стоянки автомобилей определяют исходя из количества останавливающихся одновременно автомобилей. На доро­гах 1 и II категорий у въездов в крупные города следует предусматри­вать стоянки вместимостью до 50 автомобилей. Площадки отдыха рас­полагают на дорогах I и II категорий не реже чем через 10—15 км, иа дорогах 111 категории — через 20—30 км. Размеры площадок опреде­ляют исходя из оценки перспективной интенсивности и состава движе­ния. Места, наиболее подходящие для площадок, следует намечать уже в процессе изысканий.

На площадках отдыха по функциональному назначению разли­чают зону стоянки автомобилей, зону отдыха, санитарно-гигиеничес­кую зону с мусоросборником и туалетом. В зоне отдыха запрещается и проезд автомобилей, она должна быть оборудована укрытиями для отдыхающих от непогоды, озеленением, столами и скамьями, облег­ченными тротуарами — дорожками из устойчивых местных материалов. Желательно наличие па ней источника питьевой воды.

Площадки отделяют от основной дороги разделительным островком, засаженным высокими густыми кустарниками или деревьями, чтебы смягчить шум от движения по дороге. Удаление островка от дороги должно удовлетворять требованиям к боковой видимости дороги.

Полоса сквозного проезда, по которой автомобили съезжают с до­роги и возвращаются на нее, должна примыкать к дороге под углом 7—12°.

На стоянке автомобилей устраивают прочную беспыльную дорож­ную одежду.

Развитие автобусных пассажирских междугородных и пригородных перевозок, возрастающих с каждым годом, требует создания необхо­димых удобств — павильонов для укрытия ожидающих от непогоды, туалетов, посадочных пла1форм. Обычно автопавильоны устраивают из-сборных железобетонных элементов с архитектурным оформлением, учитывающим национальные особенности района строительства.

Автобусные остановки располагают вблизи ог населенных пунктов, на участках дорог с хорошо обеспеченной видимостью. Для уменьше­ния опасности при переходе пассажиров через дорогу автобусные оста­новки смещают по отношению друг к другу, а на дорогах I категории соединяют подземным переходом (рис. XXXV.2). Чтобы остановившие­ся для приема и высадки пассажиров автобусы не создавали помех для движения, на остановках проезжую часть уширяют, устраивая в ней. так называемые «карманы».

Сооружения обслуживания движения, без которых теперь немысли­ма современная автомобильная дорога, включают: 350

50 -120

г-1 !

100 I

| ООО

|

Рис. ХХХУ.2. Схемы расположения автобусных остановок!

/ — проезжая часть автомобильной магистрали; 2— разделительная полоса или островок; И — параллельная проезжая часть; 4 — полоса сквозного проезда; 5 —полоса для бензоза­правщиков 6 — колонки для дизельного топлива; 7 — здание АЗС; 3 — вода и воздух; 9 — колонки для бензина; 10 — линии разметки

12В Зк. 726 357

а — на автомобильной млисчрали; о — на дорогах II—V категорий; 1 —ограждение на разделительной полосе; 2 — подземный переход; 3 — посадочная площадк*.

сооружения технического обслуживания автомобилей — автозапра­вочные станции (рис. XXXV.3) для отпуска топлива и смазочных мате­риалов и продажи предметов ухода за автомобилями (желательно, чюбм возможность заправки была обеспечена не реже, чем через 30—50 км); станции технического обслуживания, выполняющие уход и аварийный ремонт автомобилей; моечные пункты у въездов в крупные населенные пункты; эстакады для осмотра транспортных средств и мелкого ремон­та силами-самих водителей;

сооружения общественного питания —придорожные кафе и буфе­ты, буфеты-автоматы и столовые самообслуживания, рестораны;

честа длительного отдыха — придорожные гостиницы, мотели (спе­циальные гостиницы для автомобилистов), сооружаемые на перегонах между городами, рассчитанные преимущественно на ночлег, распола­гаются через 80—200 км. В мотеле предоставляется полный набор бы­товых услуг. В местах, где бывают отрицательные температуры, пре­дусматриваются теплые гаражи для автомобилей, кемпинги, функ­ционирующие только в летнее время года (лагеря автомобилистов для ночлега и отдыха в течение нескольких дней, размещаются через 50— 100 км), профилактории для отдыха водителей рейсовых автобусов и грузовых автомобилей, осуществляющих маршрутные централизо­ванные перевозки;

а)

сооружения дорожно-эксплуатационной службы. — комплексы слу­жебных и жилых зданий подразделений, обслуживающих дорогу и до­рожные сооружения;

сооружения службы дорожного надзора и безопасности движения— здания постов ГЛИ и контрольно-пропускных пунктов ГАИ;

дорожные телефоны для экстренного вызова технической и меди­цинской помощи в случае происшествий.

Хотя различные здания и сооружения на автомобильных дорогах принадлежат различным организациям и ведомствам, их расположе­ние на дороге следует осуществлять на основе продуманного проекта, учитывающего особенности движения по дороге. При этом допускает­ся совмещение сооружений иа одной или смежных площадках в виде комплекса, что позволяет иметь объединенные энергетические сети, водоснабжение и канализацию.

Рис. ХХХУ.4.Схемы планировки придорожных комплексов: о и б —с расположением пунктов питания с двух сторон дорО[И, 9 ~ с расположением гос­тиницы и ресторана с одной стороны дороги; г —с расположением ресторана над дорогой] / — столовая или оесторан. 2 — автозаправочная станция. ч — туннель ил и мост для пере­хода через доро1у; а — буфет автомат; 5 — стоянка автомобилей; 6 — гопнница; 1 — объезд­ной о угь

иа 1

Некоторые из сооружений обслуживания движения, чтобы поль­зование ими не прерывало надолго поездку, располагают непосредст­венно на придорожной полосе К числу их относятся автозаправочные станции, придорожные сооружения общественного питания, а также пункты ГАИ. Мотели и кемпинги стремятся располагать в стороне от дороги, желательно в живописных меатах, так, чтобы шум от движе­ния не мешал отдыху.

На дорогах высших категорий придорожные сооружения рассчиты­вают только на обслуживание проезжающих по дороге. На остальных дорогах следует учитывать и удовлетворение спроса местных жителей.

При планировке комплексов сооружений обслуживания движения соблюдают ряд требований (рис. X ХХУ.4):

на территории всех комплексов должны быть четко выделены две зоны — обслуживания автомобилей и обслуживания автомобилистов. Поскольку первой пользуется большее число проезжающих по дороге, она должна располагаться первой по ходу движения ^ возможно бли­же к дороге;

пункт общественного питания может быть расположен несколько дальше от дороги, вблизи от стоянки автомобилей. Территория долж­на быть благоустроенной и иметь места для отдыха и установки допол­нительных столиков на открытом воздухе в период леших отпусков. Иа автомобильных магистралях с значительной интенсивностью дви­жения рестораны или столовые дублируют с двух сторон дороги. При расположении в целях экономии главного сооружения комплекса с од- нон стороны дороги должна быть обеспечена безопасность перехода через магистраль но подземному переходу или пешеходному мостику. На дорогах II—V категорий допускается переход через дорогу в'спе­циально обозначенном месте;

планировка территории должна предусматривать четкую, как пра­вило, одностороннюю организацию движения. Должна быть обеспече­на возможность сквозного проезда через комплекс с устройством удоб­ных подъездов к автостоянкам у сооружений обслуживания движения без пересечения транспортных потоков;

для движения пешеходов должны быть предусмотрены специаль­ные дорожки.