§ XXVI. 1. Задачи и состав изыскании
Проект мостового перехода составляют на основе результатов комплекса геодезических, геологических, гидрологических и гидро, метрических работ, называемых изысканиями мостового перехода- В отдельных сложных случаях полевые материалы для проектирования дополняются лабораторными исследованиями моделей мостового перехода.
В проекте мостового перехода должно быть обосновано место перехода реки, т. е. доказано, что выбранный переход наилучшим образом удовлетворяет требованиям задания на проектирование: обеспечено наивыгоднейшее положение трассы с точки зрения обслуживания хозяйственного района; строительно-эксплуатационные затраты на сооружения и транспортные расходы на перевозки минимальны; обеспечена безопасность движения, определяемая устойчивостью соору- 184 жений мостового перехода; выполнены требования судоходных и сплавных органов и т. д.
В проекте должны бьпь установлены основные размеры всех сооружений мостового перехода, достаточные для пропуска грузов и обеспечения сопротивляемости сооружений разрушающему действию водного потока, не ограничивающие нормального использования водотока в хозяйственных целях (для судоходства, сплава, водоснабжения, энергоснабжения и т. д.) и одновременно требующие минимальных затрат на переход реки.
Проект должен содержать также конструктивные решения для всех сооружений перехода, обоснованные необходимыми расчетами на прочность и устойчивость.
В соответствии с перечнем задач, решаемых при проектировании мостовых переходов, при изысканиях необходимо выполнить следующие работы:
геодезические съемки — трассирование линии, съемку планов (ситуационных и в горизонталях), съемку профилей;
гидрологическое обследование — сбор материалов, характеризующих режим водотока; морфометричсское обследование речной долины;
гидрометрические работы — съсмку плана речного дна, определение скоростей течения, расходов воды, характеристик руслового процесса (а в отдельных случаях и измерения твердого стока);
инженерно-геологические изыскания —составление геологических разрезов, грунтовое обследование, гидрогеологическое обследование, поиски местных строительных материалов;
прочие работы — изучение взаимосвязи мостового перехода с другими сооружениями на- реке; установление условий судоходства, сплава и пр.; изучение условий эксплуатации существующих мостовых переходов.
Для изыскания мостовых переходов, как правило, организуют специализированные изыскательские партии. Только на незначительных водотоках эти работы поручают основной партии, ведущей трассирование дороги.
Проектирование мостовых переходов ведут последовательным стадиями. Для обоснования строительства мостового перехода во время титульных экономических изысканий автомобильной дороги должны быть получены данные о перспективных перевозках, ожидаемых объемах строительных работ, а также о примерной стоимости мостового перехода по различным вариантам места перехода реки. На этой стадии должен быть решен вопрос о типе перехода через водоток. Специальные экономические изыскания организуют только для автономных мостовых переходов, например, связывающих части города, расположенные на разных берегах реки.Для решения технических вопросов во время обоснования необходимости строительства мостового перехода используют преимущественно подготовительный или камеральный период технических изысканий (в частности, сбор картографических и гидрологических материалов). Собираемые при этом материалы должны позволить хотя бы приближенно определить размеры отверстия моста, длину и высоту насыпей подходов к мосту, т. е. те параметры мостового перехода, ^оторые в основном определяют стоимость его строительства. Только в особо сложных случаях выполняют минимальный объем полевых Съемок.
Технический проект мостового перехода разрабатывают в объеме, позволяющем окончательно установить наивыгоднейшее положение (в плане и профиле) трассы дороги при пересечении реки, необходимую величину отверстия моста и размеры других сооружений мостового перехода. В проекте должна быть решена консфукция моста п других сооружений перехода, выбран материал сооружении, подсчитан объем работ, установлены способ и стоимость постройки мостового перехода по выбранному варианту трассы.
Основным методом разработки технического проекта является вариантное проектирование. Окончательное решение о месте пересечения реки и основных размерах сооружений мостового перехода принимают только на основании подробной разработки и сравнения возможных вариантов проложения дороги и конструкций сооружений.
Составлению технического проекта предшествуют подробные технические изыскания мостового перехода, проводимые в полном объеме, так как в техническом проекте должна быть выполнена главная часть проекта перехода — определение основных размеров всех сооружений.
Для выполнения последней стадии проекта — составления рабочих чертежей — могут производиться дополнительные полевые обследования— предпостроечные изыскания, имеющие целью уточнить отдельные данные подробных изысканий, например бурение непосредственно у мест расположения опор моста, схема которого окончательно выбрана при утверждении технического проекта, и т. д. Эту стадию проекта, как правило, выполняют лишь на основе технического проекта и материалов подробных технических изысканий.
Перед началом изысканий мостового перехода устанавливают конкретный перечень работ, подлежащих выполнению, и план их проведения. Календарный план изысканий намечают исходя из установленных сроков производства работ, но с учетом того, что отдельные виды работ можно выполнять только в строго определенный период года, например гидрометрические — во время прохода паводка, а геодезические — при отсутствии снежного покрова.
Партии, работающие на изысканиях мостовых переходов, наряду с обычным оборудованием снабжаются также гидрометрическими приборами. Для натурного определения связи твердого стока со скоростью течения реки в тех случах, когда необходимо уточнение расчетов развития размывов во времени, оборудование изыскательской партии должно включать батометры для определения расходов взвешенных и донных наносов.
На время гидрометрических работ партию снабжают плавучими средствами—весельными или моторными лодками, а при работах иа особо больших реках — понтонами. На узких реках с сильным течением гидрометрические работы лучше вести с подвесной люльки, 186
- Глава XVIII Общие сведения о переходах через водотоки
- § XVIII.1. Основные понятия. Виды переходов через водотоки
- § XVII 1.3. Речные долины и русла рек. Типы питания рек
- Глава XIX Гидрологические расчеты при проектировании мостовых переходов
- § XIX. 1. Задачи и принципы гидрологических расчетов
- § XIX.2. Методика прогноза максимальных расходов воды в реках
- § XIX.3. Определение уровней воды и скоростей течения, соответствующих максимальным расходам
- Глава XX Расчет отверстий больших и средних мостов
- § XX.1. Основные положения расчета отверстии мостов
- § XX.2. Учет природных деформации русел при проектировании мостовых переходов
- § XX 5. Расчет размывов на пойменных участках отверстий мостов
- § XX.7. Расчет отверстии больших и средних мостов
- 1. Если глубина заложения подошвы фундамента назначается но глубине залегания прочных пород, используемых в качестве основания 72
- Глава XXI Проектирование подходов к мостам и регуляционных сооружений
- § XXI. 1. Условия работы поименных насыпей
- § XXI.2. Проектирование поименных насыпей
- § XXI.3. Задачи и принципы регулирования рек у мостов
- § XXI,4. Конструкции регуляционных сооружений
- Глава xxiг
- § XXII. 1. Виды проектно-изыскательских работ
- § XXII 3. Требования к техническому проекту
- § XXII.5. Рабочие чертежи
- § XXI 1.7. Использование при проектировании автомобильных дорог электронно-вычислительных машин
- Глава XXIII Изыскания автомобильных дорог
- § XXIII.1. Организация работы изыскательской
- § Xx111.2. Проложение трассы на местности
- Масштаб 1.1000 Сечение горизонталей через I м V
- Глава XXIV Сравнение вариантов автомобильных дорог1
- § XXIV. 1. Сравнение вариантов дороги по строительным и эксплуатационным затратам
- § XXIV.2. Оценка вариантов автомобильных дорог, по пропускной способности
- Глава XXV
- § XXV. 1. Стереомодель местности
- Глава XXVI Технические изыскания мостовых переходов
- § XXVI. 1. Задачи и состав изыскании
- § XXVI.2. Подготовительные работы
- § XXVI.4. Гидрометрические работы
- § XXVI.5. Гидрологические работы
- § XXVI.6. Инженерно-геологические работы
- § XXVI.?. Особенности изысканий для реконструкции мостовых переходов
- § XXVI.8. Состав проекта мостового перехода
- Глава I содержит анализ режима реки на основе подробного описания характеристик водотока как топографических и метеорологических, так и гидрологических.
- Глава IV содержит результаты инженерно-геологических работ, имеющих первостепенное значение для выбора схемы сооружений перехода.
- Глава XXVII
- § XXVII.!. Особенности реконструкции дорог
- § XXVII.2. Прогнозирование интенсивности движения на реконструируемой дороге
- § XXVI 1.3. Технические изыскания при реконструкции дорог
- § XXVII.5. Реконструкция дороги в плане и продольном профиле
- § XXVII.6. Реконструкция дороги в поперечном профиле
- § XXVI 1.7. Мероприятия по устранению пучин
- § XXVII.8. Реконструкция и усиление дорожиой одежды
- Глава XXVIII Проектирование дорог в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII. 1. Особенности проложения трассы в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII 2 конструкция земляного полотна дорог в районах вечной мерзлоты
- Проектирование дорог в заболоченных районах
- § XXIX.1. Образование, характеристика и виды болот
- § XXIX.2. Проложение трассы в болотистых районах
- § XXIX.3. Обследование болот при трассировании дороги
- § XXIX.4. Конструкция земляного полотна " на болотах
- Глава XXX
- § XXX. 1. Эрозия почв и образование оврагов
- § XXX.2. Трассирование дорог в зоне оврагов
- § XXX.3. Устройство плотин на пересечениях оврагов
- Глава XXXI Проектирование дорог в карстовых районах
- § XXXI.1. Карстовые процессы
- § XXXI.2. Проектирование дорог в карстовых районах
- Глава XXXII Проектирование дорог в горной местности
- § XXXII.1. Особенности горных районов
- § XXXII.2. Устойчивость горных склонов
- § XXXI 1.4. Развитие линии по склонам и перевальные дороги
- § XXXII.5. Проектирование серпантин
- § XXXI 1.6. Тоннели
- § XXXII.7. Продольный профиль горных дорог
- § XXXII.8. Поперечные профили горных дорог
- § XXXII.9. Проложение дороги по участкам осыпей и камнепадов
- § XXXII.10. Пересечение селевых выносов
- § XXXII.12. Защита дорог от лавин
- 1Ранииа распространения воздушной волны; сплошная линия — первый вариант трассы. Иупк1нрная линия — второй вариант трассы; 11л — прыгающая лавина. Лл — лотковая лалцт
- § XXXII.13. Особенности проектирования автомобильных дорог в сейсмических районах
- Глава XXXIII Проектирование автомобильных дорог в засушливых районах
- § XXXIII.1. Особенности засушливых районов.
- Глава XXXIV Особенности проектирования автомобильных магистралей
- § XXXIV. 1. Технические условия на проектирование автомобильных магистралей
- Глава XXXV Оборудование и благоустройство дорог
- § XXXV.1. Комплекс мероприятий по обслуживанию движения
- § XXXV.2. Средства информации водителей об условиях движения. Ограждения и направляющие устройства
- § XXXVI.1. Планировка уличной сети и элементы городских улиц
- § XXXVI 2. Поперечные профили улиц
- § XXXVI.4. Горизонтальная и вертикальная планировки
- § XXXVI.5. Проектирование перекрестков и городских площадей
- § XXXVI 7. Подходы к городским мостам
- § XXXVI.8. Планировка городских набережных
- 6Оглавление