§ XXXI.1. Карстовые процессы
Карстовые процессы происходят в толще растворимых горных пород — гипса, известняка, доломита, каменной соли и других, выщелачиваемых подземными водами. В результате совместной деятельности грунтовых и проникающих поверхностных вод такие горные породы растворяются и уносятся подземными водами. В толще земли образуются пустоты, подземные ходы, полости и большие пещеры, а на поверхности — всевозможные углубления, вызванные обрушением и проседанием кровель полостей, а также воронки, рытвины и борозды, появившиеся в результате непосредственного размыва и растворения. Диаметр карстовых воронок обычно составляет от 1 до 50 м, а глубина редко превышает 15—20 м. Своеобразная поверхность такой местности — карстовый ландшафт указывает на наличие карстовых процессов, что должно быть учтено при проложении трассы дороги.
В СССР карстовые процессы распространены в ряде районов европейской части страны, в Средней Азии, Сибири и на Дальнем Востоке (рис. XXXI 1)
Строительство автомобильных дорог в карстовых районах сопряжено с опасностью разрушения дороги при развитии карстовых процессов и обрушениях кровли карстовых полостей, пересекаемых дорогой. Поэтому при изысканиях автомобильных дорог должна быть установлена интенсивность карстовых явлений, которая зависит от
Рис. XXXI 1. Зоны распространения карстовых процессов в европейской части
СССР, на Урале п Кавказе (по II В Родионову). / — известии к и, мраморы, доломиты и др ; 2 — су-и-фатно-карбонатные породы. <3 —мел, мергельно-меловая толщ», ^—карбонатный флиш, 5— тпсьг, лнгилриды; 6 — соль; 7 — соляные купола, некарстую-щиеся породы; # — осадочные породы; 9 — изиержениые, метамор- фические^ вулканогенные породы
Таблица XXXI. [ Категории района | Характеристика устойчивости рельефа | Количество воронок обращуощих^я на 1 км |
I п | Весьма неустойчивый | 5—10 в год |
Неустойчивый | 1—5 в год | |
III | Среднеустойчивый | 1 в 10—20 лет |
IV | Устойчивый | 1 в 20—50 лет |
V | Весьма устойчивый | За 50 лет не зарегистрировано |
|
| новых воронок |
состава горной породы и степени ее трещи новатости, от ее растворимости, химического состава грунтовых вод и от рельефа местности.
По степени опасности для строительства карет делят на два типа:
— карст в легкорастворимых породах — сульфатных (гипсовых), сульфато-карбоиатных и каменной соли, где ежегодно могут образовываться воронки п возникать просадки;
— карст в труднорастворимых породах — карбонатных — в известняках, доломитах, в мелу и в обломочных породах с карбонатным цементом.
Во втором случае развитие карета протекает значительно медленнее и новые элементы карстового ландшафта часто не появляются десятилетиями. Это позволяет прокладывать дороги и возводить инженерные сооружения (учитывая их расчетный срок службы) на прочных участках закарстованной территории.
Ориентировочной характеристикой интенсивности развития карстовых процессов, по данным проф. Г. А. Максимовича, может служить количество воронок, образующихся в год в результате провала кровли карстовых пещер на площади в 1 км2 (табл XXXI.1).
Возраст воронок при изысканиях может быть определен по растущим на их склонах деревьям, по степени задернованност п откосов, по округленности краев воронок и заполнению их грунтом.
Чтобы определить степень и интенсивность карстовых процессов и выявить участки, неблагоприятные для проложения дорог, во время изысканий следует изучить геологические напластования, мощ-'
Таблица XXXI 2 Породы | Рас четные углы, град | Породы | Расчетные углы, град | ||||
проседания | обрушения Ф° | проседания Фп | обрушения «О | ||||
Скальные невыветрелые | 70 | ' 50 | Песчаные сухие слабо | 50 | 90 | ||
Скальные вьшетрелые | 50 | 00 | сцементированные | 40 |
| ||
Глинистые плотные | 40 | 70 | Песчаные рыхлые | 140 | |||
Глинистые пластичные | 30 | 80 | 1 Гесчаные влажные | 40 | 140 | ||
|
| 1 | слабосцеменчированные |
|
| ||
|
|
| Песчаные рыхлые | 30 | 150 |
I < 1
Рис. XXXI2. Выявление карстовых полостей методом электроразведки: ц — изменение кривой элеьтропрофиля над кадетом, б — карта изолиний равнык сопротивлений, позволяю} да я установить распространение карстовой полости, в — геологический разррз местности, --
ш.ееся сопротивление, / — [рунт. р — З1Ю ом/ч, 2 — известняк, р= = 800 Ом/м, 3 — карстовая полость
у Лк,
14
Рис ХХХТ 3 Схема к определению границ зон обрушения и проседания пород при различном расположении карстующихся и некарстующихся пород-
/ — зона проседания, II — аона обрушения;
1П — карстовая полости. 1 — плошая глнна. 2 — прочная скала, 3— слабоцементированный несон, 4 — карбонатные породы
ность, состав и степень третцино- ватости водорас|воримых пород. Должны быть установлены состав, мощность и степень водопроницаемости покрывающих их грунтов, связь расположения карстовых воронок с геологическим строением местности. Необходимо получить сведения о режиме грунтовых вод, степени их агрессивности и источниках питания.
Для выявления подземных карстовых полостей целесообразно использовать метод электроразведки, заключающийся в измерении сопротивления толщи пород, залегающих на определенной глубине. Если внутри пород есть пустоты, сопротивление резко изменяется (рис. XXXI.2) и кривая зависимости между сопротивлением грунта и расстоянием между электродами искривляется.
По материалам обследований на карту местности наносят границы зон пониженных электрических сопротивлений, характеризующих распространение карстов.
Для относительно безопасного проложения трассы необходимо, чтобы малопроиицаемый для воды поверхностный грунтовый слой имел толщину не менее 8—10 м, водорастворимая горная порода была малой толщины при незначительной трещинонатос.ти, грунтовые воды были малоагресспвны, а расход небольшим.
Границы опасных зон около подземных полостей можно в первом приближении определить путем графического построения на геологическом разрезе. При этом поперек' карстовой полости, начиная от границ ее кровли, откладывают утлы обрушения и проседания, приведенные в табл. XXXI.2 (рис. XXX 1.3)
.Безопасную глубину залегания карстовых полостей от основания инженерных сооружений определяют по эмпирической формуле
= /Со Л.
где к — высота карстовой полости; — коэффициент безопасности.
Вел ичина коэффициента безопасности зависит ог геологических условий и категории сооружений Для автомобильных дорог и закарстованных известняков Къ составляет 100—150.
- Глава XVIII Общие сведения о переходах через водотоки
- § XVIII.1. Основные понятия. Виды переходов через водотоки
- § XVII 1.3. Речные долины и русла рек. Типы питания рек
- Глава XIX Гидрологические расчеты при проектировании мостовых переходов
- § XIX. 1. Задачи и принципы гидрологических расчетов
- § XIX.2. Методика прогноза максимальных расходов воды в реках
- § XIX.3. Определение уровней воды и скоростей течения, соответствующих максимальным расходам
- Глава XX Расчет отверстий больших и средних мостов
- § XX.1. Основные положения расчета отверстии мостов
- § XX.2. Учет природных деформации русел при проектировании мостовых переходов
- § XX 5. Расчет размывов на пойменных участках отверстий мостов
- § XX.7. Расчет отверстии больших и средних мостов
- 1. Если глубина заложения подошвы фундамента назначается но глубине залегания прочных пород, используемых в качестве основания 72
- Глава XXI Проектирование подходов к мостам и регуляционных сооружений
- § XXI. 1. Условия работы поименных насыпей
- § XXI.2. Проектирование поименных насыпей
- § XXI.3. Задачи и принципы регулирования рек у мостов
- § XXI,4. Конструкции регуляционных сооружений
- Глава xxiг
- § XXII. 1. Виды проектно-изыскательских работ
- § XXII 3. Требования к техническому проекту
- § XXII.5. Рабочие чертежи
- § XXI 1.7. Использование при проектировании автомобильных дорог электронно-вычислительных машин
- Глава XXIII Изыскания автомобильных дорог
- § XXIII.1. Организация работы изыскательской
- § Xx111.2. Проложение трассы на местности
- Масштаб 1.1000 Сечение горизонталей через I м V
- Глава XXIV Сравнение вариантов автомобильных дорог1
- § XXIV. 1. Сравнение вариантов дороги по строительным и эксплуатационным затратам
- § XXIV.2. Оценка вариантов автомобильных дорог, по пропускной способности
- Глава XXV
- § XXV. 1. Стереомодель местности
- Глава XXVI Технические изыскания мостовых переходов
- § XXVI. 1. Задачи и состав изыскании
- § XXVI.2. Подготовительные работы
- § XXVI.4. Гидрометрические работы
- § XXVI.5. Гидрологические работы
- § XXVI.6. Инженерно-геологические работы
- § XXVI.?. Особенности изысканий для реконструкции мостовых переходов
- § XXVI.8. Состав проекта мостового перехода
- Глава I содержит анализ режима реки на основе подробного описания характеристик водотока как топографических и метеорологических, так и гидрологических.
- Глава IV содержит результаты инженерно-геологических работ, имеющих первостепенное значение для выбора схемы сооружений перехода.
- Глава XXVII
- § XXVII.!. Особенности реконструкции дорог
- § XXVII.2. Прогнозирование интенсивности движения на реконструируемой дороге
- § XXVI 1.3. Технические изыскания при реконструкции дорог
- § XXVII.5. Реконструкция дороги в плане и продольном профиле
- § XXVII.6. Реконструкция дороги в поперечном профиле
- § XXVI 1.7. Мероприятия по устранению пучин
- § XXVII.8. Реконструкция и усиление дорожиой одежды
- Глава XXVIII Проектирование дорог в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII. 1. Особенности проложения трассы в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII 2 конструкция земляного полотна дорог в районах вечной мерзлоты
- Проектирование дорог в заболоченных районах
- § XXIX.1. Образование, характеристика и виды болот
- § XXIX.2. Проложение трассы в болотистых районах
- § XXIX.3. Обследование болот при трассировании дороги
- § XXIX.4. Конструкция земляного полотна " на болотах
- Глава XXX
- § XXX. 1. Эрозия почв и образование оврагов
- § XXX.2. Трассирование дорог в зоне оврагов
- § XXX.3. Устройство плотин на пересечениях оврагов
- Глава XXXI Проектирование дорог в карстовых районах
- § XXXI.1. Карстовые процессы
- § XXXI.2. Проектирование дорог в карстовых районах
- Глава XXXII Проектирование дорог в горной местности
- § XXXII.1. Особенности горных районов
- § XXXII.2. Устойчивость горных склонов
- § XXXI 1.4. Развитие линии по склонам и перевальные дороги
- § XXXII.5. Проектирование серпантин
- § XXXI 1.6. Тоннели
- § XXXII.7. Продольный профиль горных дорог
- § XXXII.8. Поперечные профили горных дорог
- § XXXII.9. Проложение дороги по участкам осыпей и камнепадов
- § XXXII.10. Пересечение селевых выносов
- § XXXII.12. Защита дорог от лавин
- 1Ранииа распространения воздушной волны; сплошная линия — первый вариант трассы. Иупк1нрная линия — второй вариант трассы; 11л — прыгающая лавина. Лл — лотковая лалцт
- § XXXII.13. Особенности проектирования автомобильных дорог в сейсмических районах
- Глава XXXIII Проектирование автомобильных дорог в засушливых районах
- § XXXIII.1. Особенности засушливых районов.
- Глава XXXIV Особенности проектирования автомобильных магистралей
- § XXXIV. 1. Технические условия на проектирование автомобильных магистралей
- Глава XXXV Оборудование и благоустройство дорог
- § XXXV.1. Комплекс мероприятий по обслуживанию движения
- § XXXV.2. Средства информации водителей об условиях движения. Ограждения и направляющие устройства
- § XXXVI.1. Планировка уличной сети и элементы городских улиц
- § XXXVI 2. Поперечные профили улиц
- § XXXVI.4. Горизонтальная и вертикальная планировки
- § XXXVI.5. Проектирование перекрестков и городских площадей
- § XXXVI 7. Подходы к городским мостам
- § XXXVI.8. Планировка городских набережных
- 6Оглавление