§ XXXVI.4. Горизонтальная и вертикальная планировки
Улицу в плане и продольном профиле проектируют с учетом примыкающих улии и площадей.
План улицы определяется ее направлением и линиями существующей или проектируемой застройки. Улицу проектируют на основе технических изысканий и съемки плана, продольных и поперечных профилей. На плане улицы указывают пикеты (в городских условиях пикет принимают равным 20 или 100 м), поперечники, красные линии застройки, примыкающие улицы, входы в здания, въезды во дворы, мачты и столбы, водоприемные колодцы, смотровые колодцы подземных сооружений, зеленые насаждения, трамвайное полотно, трассы подземных сетей и все элементы улицы. Радиусы кривых назначают возможно большими, руководствуясь нормативными данными, приведенными в табл. XXXVI.7.
Примыкающие улицы соединяют кривыми радиусом не менее 20 м. На пересечениях улиц борты, отделяющие тротуары от проезжей части,
Категория улиц и дорог | Наименьшие радиусы кривых в плане, м | Категория улиц и дорог | Наименьшие радиусы крч вых в плане ч |
Скоростные дороги | 600 | Улицы и дороги мест |
|
Магистральные улицы |
| ного значения: |
|
и дороги |
| жилые улицы | 125 |
общегородского зна |
| дороги промышлен | 125 |
чения: | 400 | ных и коммунально |
|
непрерывного дви | складских районов |
| |
жения |
| пешеходные улицы и | —■ |
регулируемого | 400 | дороги | 60 |
движения |
| поселковые улицы | |
районного значения | 250 | » дороги | 125 |
доро!н грузового | 400 | проезды | 30 |
движения |
|
|
|
устанавливают по кривой радиусом 5—10 м, в крайнем случае — 2— 3 м. На углах улиц, по которым предполагается троллейбусное движение, радиусы кривых желательно увеличивать до 15—25 м.
При проектировании проезжен части в плане необходимо обеспечить заданную ширину на всем протяжении улицы, так как отдельные сужения проезжей части будут ограничивать пропускную способность улицы на значительном протяжении. Наоборот, если позволяют местные условия, то в местах намеченных остановок общественного транспорта следует предусматривать уширения проезжей части (так называемые карманы) на 3,0—3,5 м (рис. XXXVI.6).
Вертикальная планировка улиц предусматривает изменение рельефа местности в соответствии с инженерно-техническими и архитектурными требованиями и установление высотных отметок поверхности улиц и площадей, расположения подземных сооружений, входов в здания, въездов во дворы. К вертикальной планировке относят также определение высотного положения мостов, путепроводов, тоннелей и набережных в зависимости от технических и местных условий.
Рис. ХХХУ1.6. Уширение проезжей части для остановок общественного транспорта: о, б — на городских улицах; в — при выезде ил городов
Катеюрия улиц и дорел | Максимальный продольный уклон , | Категория >лиц и дорпг | Максимальный продольный уклон, %., |
Скоростные дороги | 40 | Улицы местного значе | 80—60 |
Магистральные улицы | 50 | ния |
|
сГицегороДского значения |
| Пешеходные дороги | 40 |
То же, районного зна | 60 | Площади | 30 |
чения |
| Стоянки автомобилем | 20 |
Примечания I В юрпых условия", а также при реконструкции допускаеюя уве* лнчивять наибольшие продольные уклоны магистральных улиц общегородского значения и доро[ I рудового движения на ! О % о. магистральных улиц районного значения и улиц и дорог местного значения — на 20°/оо
'2 На отдельных участках пешеходных улиц протял;енностью не более 300 и допускается прилпмать наибольшие пргдотьные уклоны ОСТ-., а в юрнь;х условиях — >С'!/:.
Наименьшие продольные уклоны по лоп;ам проезжей части для асфальтобетонных и цемент нобетонн.ьгх ьог.рытпн следует принимать не менее 1 .. для остальных покрытий — I г менее ' Чо
На горизонтальных кризы* малого радиуса (иразые повороты на съездах и примыканиях, у перекрестков и перед площадями) наибольшие продольное уклоны следует
*1еньшать при радиусах 50 м иа 10 % а 1. на каждые дополнтельные 5 -л допускаемого Уменьшения радиуса кривой еще на 5%о
. Применение наибольших продольных уклонов и нгимен^ших радиусов кривых в плане допускается при обеспечении требований безопасности движения за счет разметки, до- рс^-пых знаков, о! рал;дсни/( п т п
б Расстояния видимости в плане, поперечные уклоны проезжей части и виражей следует принимать в соотве!С1Вии с. требованиями СНиП И-Д, 5-72
? При траув?)щом движении предел!,иый продольный уклон на прямых участках должен быть не более 80°/оо при двухваюнных поезда* и 90при одновагонных.
ная планировка города создает значительные затруднения при строительстве зданий и подземных сооружений. В таких условиях улицы следует располагать по наиболее пониженным местам, допуская крпволинейпссть в плане и изломы. Это уменьшает объем земляных работ, улучшает условия отвода воды с прилегающих кварталов и раскрывает большие архитектурные возможности для проектирования зданий, расположенных параллельно горизонталям и возвышающихся иад улицей.
Продольный профиль составляют обычно по оси проезжей части. Если посередине улицы предусмотрено трамвайное движение, продольный профиль составляют по оси междупутья пли по головке трамвай- но! о рельса со стороны междупутья. Если уклон лотка не совпадает с уклоном по оси проезжей части, то продольный профиль составляют по лотку, который можно показывать совмещенным с продольным профилем по осн.
На продольном профиле показывают отметки пикетов и плюсов, проектные и рабочие отметки, гидрогеологические и геологические данные.
Предельные продольные уклоны городских улиц и дорог приведены в табл. XXXVI.8
В переломы продольного профиля для обеспечения видимости, плавности и безопасности движения вписывают вертикальные кривые (табл. ХХХУ1.9.)
Радиусы вертикальных кривых назначают возможно большими, не вызывающими чрезмерных планировочных работ. 380Категории улиц и дорог | Алгебраическая рашоегь уклонов, %„ | Наименьшие радиусы вертикальных кривых м выпуклых | вогнутых | |
Скоростные дороги | 5 и более | 10 000 | 2000 |
Магистральные улицы и дороги! |
|
|
|
общегородского значения | 7 э » | 6000 | 1500 |
районного значения | 10 » » | 4000 | 1000 |
дороги грузового движения | 7 » » | 6000 | 1500 |
Улицы н доро!И честного значения | 15 э » | 2000 | 500 |
Поперечный профиль проезжей части устраивают двускатным (выпуклым и реже вогнутым) и односкатным. Прн ширине проезжей части более 9 м следует применять двускатный профиль.
Нанося проектную линию в продольном профиле, одновременно проверяют ее положение на поперечных профилях, составляемых для каждого пикета, и на характерных промежуточных точках, что позволяет судить об объеме земляных работ, степени использования существующего покрытия, об обеспечении водоотвода с дворовых территорий и о расположении тротуаров у входов и въездов.
Наглядное изображение проектной поверхности улицы получается при проектировании вертикальной планировки по методу проектных горизонталей (рис. XXXVI.7). В этом случае на плане улицы, вычерченном в масштабе 1:500 или 1:200, наносят проектные горизонтали показывающие высотное положение проезжей части, газонов, тротуаров и других элементов улицы. При таком совмещении плановой и вертикальной проектировок получают на одном чертеже полное изображение проектируемой улицы в плане, продольном и поперечном направлениях, позволяющее оценить организацию отвода воды.
Рис. ХХХУ1.7. План улицы, выполненный методом проектных горизонтален
Горизонтальную и вертикальную планировки ведут совместно. Проектные горизонтали обычно проводят через 10, 20 или 50 см. На особо сложных узлах пересечений и при малых проектных уклонах проводят промежуточные горизонтали через 5 см8.Обычно улицу начинают проектировать с лотков проезжей части, чтобы обеспечить отвод воды с нее н прилегающих территорий. Минимальный уклон лотка для асфальтобетонных и цементобетонных покрытий принимают равным не менее 4°/00, а для остальных — не менее 4°/оа. При водоотводе отметки лотка должны обеспечивать отвод воды в примыкающие или пересекающие улицы. При устройстве подземного водостока одновременно проектируют размещение водоприемных колодцев и их высотное положение. Затем вычисляют отметки оси, борта, газонов, тротуаров и проводят проектные горизонтали.
На плане вертикальной планировки надписывают отметки горизонталей, уклоны, отметки переломных точек и водоприемных колодцев. Пример вертикальной планировки сложного узла при устройстве площади показан на рис. XXXVI.8.
Объем земляных работ подсчитывают по поперечным профилям. При проектировании площадей составляют картограмму земляных работ, представляющую собой план территории, разбитой на квадраты размером 20x20 или 40x40 м, в углах которых вписаны рабочие отметки грунтового основания, подготовленного для устройства покрытия. На основании этих отметок вычисляют среднюю рабочую отметку для каждого квадрата, а затем объем земляных работ.
- Глава XVIII Общие сведения о переходах через водотоки
- § XVIII.1. Основные понятия. Виды переходов через водотоки
- § XVII 1.3. Речные долины и русла рек. Типы питания рек
- Глава XIX Гидрологические расчеты при проектировании мостовых переходов
- § XIX. 1. Задачи и принципы гидрологических расчетов
- § XIX.2. Методика прогноза максимальных расходов воды в реках
- § XIX.3. Определение уровней воды и скоростей течения, соответствующих максимальным расходам
- Глава XX Расчет отверстий больших и средних мостов
- § XX.1. Основные положения расчета отверстии мостов
- § XX.2. Учет природных деформации русел при проектировании мостовых переходов
- § XX 5. Расчет размывов на пойменных участках отверстий мостов
- § XX.7. Расчет отверстии больших и средних мостов
- 1. Если глубина заложения подошвы фундамента назначается но глубине залегания прочных пород, используемых в качестве основания 72
- Глава XXI Проектирование подходов к мостам и регуляционных сооружений
- § XXI. 1. Условия работы поименных насыпей
- § XXI.2. Проектирование поименных насыпей
- § XXI.3. Задачи и принципы регулирования рек у мостов
- § XXI,4. Конструкции регуляционных сооружений
- Глава xxiг
- § XXII. 1. Виды проектно-изыскательских работ
- § XXII 3. Требования к техническому проекту
- § XXII.5. Рабочие чертежи
- § XXI 1.7. Использование при проектировании автомобильных дорог электронно-вычислительных машин
- Глава XXIII Изыскания автомобильных дорог
- § XXIII.1. Организация работы изыскательской
- § Xx111.2. Проложение трассы на местности
- Масштаб 1.1000 Сечение горизонталей через I м V
- Глава XXIV Сравнение вариантов автомобильных дорог1
- § XXIV. 1. Сравнение вариантов дороги по строительным и эксплуатационным затратам
- § XXIV.2. Оценка вариантов автомобильных дорог, по пропускной способности
- Глава XXV
- § XXV. 1. Стереомодель местности
- Глава XXVI Технические изыскания мостовых переходов
- § XXVI. 1. Задачи и состав изыскании
- § XXVI.2. Подготовительные работы
- § XXVI.4. Гидрометрические работы
- § XXVI.5. Гидрологические работы
- § XXVI.6. Инженерно-геологические работы
- § XXVI.?. Особенности изысканий для реконструкции мостовых переходов
- § XXVI.8. Состав проекта мостового перехода
- Глава I содержит анализ режима реки на основе подробного описания характеристик водотока как топографических и метеорологических, так и гидрологических.
- Глава IV содержит результаты инженерно-геологических работ, имеющих первостепенное значение для выбора схемы сооружений перехода.
- Глава XXVII
- § XXVII.!. Особенности реконструкции дорог
- § XXVII.2. Прогнозирование интенсивности движения на реконструируемой дороге
- § XXVI 1.3. Технические изыскания при реконструкции дорог
- § XXVII.5. Реконструкция дороги в плане и продольном профиле
- § XXVII.6. Реконструкция дороги в поперечном профиле
- § XXVI 1.7. Мероприятия по устранению пучин
- § XXVII.8. Реконструкция и усиление дорожиой одежды
- Глава XXVIII Проектирование дорог в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII. 1. Особенности проложения трассы в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII 2 конструкция земляного полотна дорог в районах вечной мерзлоты
- Проектирование дорог в заболоченных районах
- § XXIX.1. Образование, характеристика и виды болот
- § XXIX.2. Проложение трассы в болотистых районах
- § XXIX.3. Обследование болот при трассировании дороги
- § XXIX.4. Конструкция земляного полотна " на болотах
- Глава XXX
- § XXX. 1. Эрозия почв и образование оврагов
- § XXX.2. Трассирование дорог в зоне оврагов
- § XXX.3. Устройство плотин на пересечениях оврагов
- Глава XXXI Проектирование дорог в карстовых районах
- § XXXI.1. Карстовые процессы
- § XXXI.2. Проектирование дорог в карстовых районах
- Глава XXXII Проектирование дорог в горной местности
- § XXXII.1. Особенности горных районов
- § XXXII.2. Устойчивость горных склонов
- § XXXI 1.4. Развитие линии по склонам и перевальные дороги
- § XXXII.5. Проектирование серпантин
- § XXXI 1.6. Тоннели
- § XXXII.7. Продольный профиль горных дорог
- § XXXII.8. Поперечные профили горных дорог
- § XXXII.9. Проложение дороги по участкам осыпей и камнепадов
- § XXXII.10. Пересечение селевых выносов
- § XXXII.12. Защита дорог от лавин
- 1Ранииа распространения воздушной волны; сплошная линия — первый вариант трассы. Иупк1нрная линия — второй вариант трассы; 11л — прыгающая лавина. Лл — лотковая лалцт
- § XXXII.13. Особенности проектирования автомобильных дорог в сейсмических районах
- Глава XXXIII Проектирование автомобильных дорог в засушливых районах
- § XXXIII.1. Особенности засушливых районов.
- Глава XXXIV Особенности проектирования автомобильных магистралей
- § XXXIV. 1. Технические условия на проектирование автомобильных магистралей
- Глава XXXV Оборудование и благоустройство дорог
- § XXXV.1. Комплекс мероприятий по обслуживанию движения
- § XXXV.2. Средства информации водителей об условиях движения. Ограждения и направляющие устройства
- § XXXVI.1. Планировка уличной сети и элементы городских улиц
- § XXXVI 2. Поперечные профили улиц
- § XXXVI.4. Горизонтальная и вертикальная планировки
- § XXXVI.5. Проектирование перекрестков и городских площадей
- § XXXVI 7. Подходы к городским мостам
- § XXXVI.8. Планировка городских набережных
- 6Оглавление