§ XIX.3. Определение уровней воды и скоростей течения, соответствующих максимальным расходам
Для проектирования мостовых переходов необходимо знать не только величины максимальных расходов, но и подъем уровня воды, а также скорости течения при расчетных половодьях. Если известен максимальный расход наводка, т. е. первичный фактор, определяющий режим водного стока свободной реки в месте предполагаемой постройки мостового перехода, то отметку уровня воды и скорость течения можно определить по кривым расхода и скорости. Последние строят па основании непосредственных гидрометрических измерений. Следует иметь в виду, что если неличина расхода паводка практически не зависит от очертания поперечного сечения долины в месте расположения проектируемо) о мостового перехода, то скорость течения и наполнение долины (т, е. подъем уровня воды) в сильной степени связаны с местными характеристиками долины: шириной, уклоном, шероховатостью. Поэтому гидрометрические кривые, построенные для одного участка (сечения) реки, нельзя использовать при проектировании сооружений на другом участке, за исключением случаев, когда местные характеристики этих участков полностью идентичны.
Гидрометрические работы редко удается провести в год наивысшего паводка, тем более они не могут быть проведены в год расчетного паводка, который, как правило, на реке еще не наблюдался. Поэтому для определения уровней и скоростей течения кривые расхода и скорости должны быть предварительно экстраполированы за пределы
о0
того наивысшего уровня воды, при котором проводились гидрометрические измерения.
Непосредственную графическую экстраполяцию кривой расхода выполнить обычно затруднительно, так как точки, по которым проводится эта кривая, характеризуются значительным разбросом, тем большим, чем за большее число лет наблюдений используются гидрометрические данные. Этот разброс закономерен и объясняется неодинаковой высотой паводков в разные годы, в связи с чем одному и тому
же уровню часто соответствуют разные уклоны, величина которых зависит от максимального подъема уровня во время наводка. Можно устранить такой разброс точек, а вместе с ним и петлеобразное очертание кривой, т. е. двузначность зависимости И = I {О), если строить кривую расхода по величинам расходных характеристик:
■VI-
где I — уклон; г — фактическое падение уровня воды на длине I во время измерения (?
Чтобы не оперировать огромными цифрами расходных характеристик потока (что определяется очень малыми значениями уклонов), можно величины этих характеристик заменить величинами К '■ VI, где I — расстояние, на длине которого измеряется уклон реки. Это расстояние обычно значительно, например расстояние между двумя створами водомерного поста. Таким образом, если обозначить падение свободной поверхности на длине I через г, то кривые расхода для устранения разброса точек и для получения однозначной зависимости необходимо строить в координатах
н=!{у^)=[т' (Х1ХЛЗ)
На рис. XIX,7 показана кривая расхода в обычных координатах, характеризуемая значительным разбросом точек, и та же кривая, построенная в приведенных координатах [см. уравнение (XIX.13)1, в связи с чем разброс точек почти исчез. Уклоны или соответствующие им падения г должны вводиться в расчет фактически наблюдавшиеся во время каждого из гидрометрических измерений.
а)н,н б)н,м ц |
|
| у |
/ / |
|
1000 «мг О | г* |
|
|
/ • 1 |
|
1000 г Рис. Х1Х.7. Приведение двузначной связи расходов и уровнен к однозначной' а — ДО приведения к одному уклону; б — после приведения
Величина падения г практически постоянная при максимальных расходах паводков разной высоты. Поэтому переход от величины к расходу для расчетного паводка не представляет затруднений.
При построении кривых скорости необходимо иметь в виду, что в различных частях одного и того же поперечного сечения речной долины скорости сильно разнятся, так как формируются в различных условиях. Скорости пойменного потока малы и характеризуют режим протекания потока при малых глубинах и большой шероховатости покрытого растительностью неподвижного диа. Скорости течения воды в русле обычно значительны. Дпо русла сложено наносами, перемещающимися в паводок, и имеет меньшую шероховатость, чем пойма, а глубина воды в русле больше, чем на пойме. Поэтому кривые средней скорости для всего сечения потока при паводках, когда залиты и поймы, не могут считаться характерными. При решении ряда проектных задач необходимо строить раздельные кривые средней скорости для русла и для каждой поймы.
Кривые скорости дают явно двузначную зависимость а — [ (Я), и отличие наивысшего уровня от уровня, при котором наблюдается максимальная скорость, обычно весьма значительно.
Устранение петлеобразного очертания кривой скорости и одновременно разброса нятурных точек достигается тем же приемом, что и для кривых расхода. Вместо зависимости V — / (Н) строят кривую
= (XIX.14)
У г
Однозначную приведенную зависимость иг — ] (Я) экстраполируют обычно графически без подбора эмпирической формулы.
По экстраполированной кривой уг = / (Я) можно найти скорость при наивысшем уровне паводка, соответствующем максимальному расходу с расчетной вероятностью превышения. Однако это ие будет максимальной скоростью для расчетного паводка, которая наблюдается при более низком уровне и большем падении г. Отыскать такой уровень и определить величину максимальной скорости по кривой = [ (Н) довольно трудно. Поэтому обычно определяют только скорость течения при наивысшем уровне паводка и устанавливают коэффициент перехода от этой скорости к наибольшей по данным непосредственных измерений при нескольких паводках. Чаще всего этот коэффициент оказывается не зависящим от высоты паводка,
В большинстве случаев створ, по которому наблюдают за уровнями и расходами реки, не совпадает со створом проектируемого мостового перехода. Поэтому после определения характеристик расчетного паводка для створа, где велись наблюдения (створ водомерного поста гидрометеорологической станции), необходимо установить эти же характеристики для места расположения проектируемых сооружений.
Если расстояние от водомерного поста до мостового перехода невелико, так что разинпа в площадях водосбора для двух створов практически незаметна, го величину максимального расхода можно считать одинаковой для обоих створов. При существенной разнице площадей водосборов необходимо ввести соответствующий корректив.
Кроме величины расчетного расхода, для проектирования мостового перехода необходимо знать уровень воды, соответствующий этому расходу. Приближенно разницу в уровнях воды, соответствующих одному и тому же максимальному расходу паводка, в створах водомерного поста и мостового перехода можно найти по известной величине уклона при наивысшем уровне паводка. Если невозможно перенести отметку уровня по уклону, то строят кривую связи уровней в месте длительного их изучения и на проектируемом мостовом переходе. Для этого проводят краткосрочные наблюдения за уровнями в месте пересечения реки Дорогой и по соответственным уровням, одновременно фиксируемым в двух створах реки, строят кривую связи уровней, аналогичную кривой связи расходов (см. рис. XIX.4). Зная, что при очень высоких паводках уровни воды меняются значительно слабее, чем величины максимальных расходов, - следует считать, что перенос уровнен по уклону или по кривой связи уровней будет достаточно надежным.
Какой-либо перенос величин скоростей течения при высоких паводках со створа водомерного поста на створ мостового перехода практически невозможен. Это объясняется тем, что скорость течения в сильной степени определяется местными условиями. Например, в условиях местного сужения речной долины и уменьшения ширины пойм скорости течения в русле и на пойменных участках в месте сужения будут значительно отличаться от скоростей на соседних участках долины. Поэтому для точного определения скоростей течения в створе проектируемого мостового перехода необходимо ввести гидрометрические наблюдения непосредственно в этом створе (хотя бы ограничиваясь измерениями только в пределах русла реки) и строить кривую скорости течения в русле, необходимую для дальнейших расчетов.
Для приближенного построения кривых расхода и скоростей течения можно использовать морфомстрический способ, заключающийся ~ в оценке шероховатости русла и пойм и по их внешним морфологическим и геометрическим признакам и в расчете расхода и скоростей течения но уравнению равномерного движения.
Расчетному уровню половодья соответствуют расход и расходная характеристика К = <?5 : У~1. Эта характеристика может быть выражена по уравнению равномерного движения воды через геометрические размеры и шероховатость поперечного сечения потока (рис. XIX.8, а):
■ К — шр Ср У"й"р + 2шп Сп (XIX. 15)
где со — площадь поперечного сечения; к — средняя глубина; С — коэффициент Шези, обычно выражаемый по формуле Маннинга С = А1/' : п — тк'!•
или Базена С = 87 ( 1 п — коэффициент шероховатости по Маннингу;
V Ун!
; — коэффициент шероховатости по Базену. Гидравлический радиус при этом читается равным средней глубине
■ В этой формуле индексом <ф» обозначены размеры и параметры поперечного :ечения потока в русле, а индексом «п» — на пойме.
! 3 ак. 726 33
Знак суммирования в правой части равенства (XIX.15) означает !е только суммирование расходных характеристик пойменных пото- 1 ов, но и возможное разделение каждого пойменного потока на части, характеризуемые разной шероховатостью.
Пользуясь формулой (XIX. 15), задаются нескольким произвольными уровнями воды (наполнениями речной долины), вычисляют соответствующие расходные характеристики К и строят кривую расход- пых характеристик (рис. Х1Х.8, б), по которой затем определяют расчетный расход при наивысшем уровне расчетного паводка, - зная уклон реки.
В расчетах отверстий мостов большое значение имеет распределение максимального расхода паводка по ширине разлива, которое также может быть найдено из уравнения (XIX.15). В частности, относительная величина руслового расхода
= = юР_сР _] (XIX.16)
^ ^ Шр ср У/!р + 2ши Си У йп '
а суммарного пойменного
= 1 —х. , (XIX.17)
<3
Следовательно, зная величину полного расчетного расхода реки и его распределение между руслом и поймами, можно найти величины частных расходов
<?„ = т<Э И <?п = (1 -т)<г, (XIX. 18)
а также средние величины скоростей течения в русле и на поймах при расчетном паводке
II и вп = -^. (XIX. 19)
Шр Гоц
Этот расчет может быть выполнен для любого уровня воды, интересующего проектировщика (см. гл. XX).
Необходимые для расчета величины коэффициентов шероховатости русел и пойм приведены в табл. XIX.4.
Рис. XIX 8 Схема к морфомстрическому расчету: о — геометрические размеры поперечного сечении потока, б—кривая расходных характеристик
Таблица XIX.4 | Коэффиц | )ент шероховатости п |
| |
Морфолот ические признаки | наименьший | наибольший | средний | П |
Русла земляные ровные; русла полугорных рек; незаросшие поймы Русла земляные извилистые; гал-чно- | 0,025 | 0,045 | 0,035 | 30 |
валуиные; суходолы ровные; поймы, заросшие нч 10% | 0,035 | 0,050 | 0,040 | 25 |
Русла земляные очень извилистые; су |
|
|
|
|
ходолы извилистые; гюимы, заросшие на 20% | 0,0-10 | 0,065 | 0,050 | 20 |
Суходолы, засоренные камнем и зарос шне; поймы, заросшие на 50% Поймы, заросшие на 700/о » » » 100% | 0,050 0 Г65 0,120 | 0,100 0.170 оз | 0 070 0,100 0,200 | 15 10 5 |
Во всех случаях желательна натурная проверка норм коэффициентов шероховатости, для чего можно использовать даже единичные простейшие замеры скоростей течения по возможности при нескольких уровнях воды в реке, сопровождаемые установлением уклона водной поверхности.
Морфометрическим расчетом могут быть установлены относительные пойменные расходы и раздельно для каждой из пойм, Так,
Флп __®лп 0|Ш УА лп
Я Юр Ср У Н-р 2сеп Сп У Ни
С?пп ^Ттп УП
О Шр Ср у Лр + 2<ви Сп У/1„
Здесь индексом «лп» обозначены характеристики левой поймы, а гап» — правой.
Очевидно, таким же образом могут быть рассчитаны относительные расходы, проходящие по характерным частям пойм (разные глубины, шероховатости).
Формулами (XIX.16), (XIX.17), (XIX.20), (XIX.21) можно пользоваться и в том случае, когда величина общего расхода (в м3/е) неизвестна. В этом случае расходы пойм (или их частей) будут выражены в долях полного расхода, принимаемого за единицу или 100%.
Морфометрический расчет дает также возможность установить ширину участка поймы, примыкающую к руслу, по которому проходит заданный относительный расход <?пмд/(2:
^ = Впоймы^ .Л.. (XIX.22)
Этот расчет используется при определении длины пойменного участка отверстия моста (см. гл, XX).
(XIX 20) (XIX.21)
- Глава XVIII Общие сведения о переходах через водотоки
- § XVIII.1. Основные понятия. Виды переходов через водотоки
- § XVII 1.3. Речные долины и русла рек. Типы питания рек
- Глава XIX Гидрологические расчеты при проектировании мостовых переходов
- § XIX. 1. Задачи и принципы гидрологических расчетов
- § XIX.2. Методика прогноза максимальных расходов воды в реках
- § XIX.3. Определение уровней воды и скоростей течения, соответствующих максимальным расходам
- Глава XX Расчет отверстий больших и средних мостов
- § XX.1. Основные положения расчета отверстии мостов
- § XX.2. Учет природных деформации русел при проектировании мостовых переходов
- § XX 5. Расчет размывов на пойменных участках отверстий мостов
- § XX.7. Расчет отверстии больших и средних мостов
- 1. Если глубина заложения подошвы фундамента назначается но глубине залегания прочных пород, используемых в качестве основания 72
- Глава XXI Проектирование подходов к мостам и регуляционных сооружений
- § XXI. 1. Условия работы поименных насыпей
- § XXI.2. Проектирование поименных насыпей
- § XXI.3. Задачи и принципы регулирования рек у мостов
- § XXI,4. Конструкции регуляционных сооружений
- Глава xxiг
- § XXII. 1. Виды проектно-изыскательских работ
- § XXII 3. Требования к техническому проекту
- § XXII.5. Рабочие чертежи
- § XXI 1.7. Использование при проектировании автомобильных дорог электронно-вычислительных машин
- Глава XXIII Изыскания автомобильных дорог
- § XXIII.1. Организация работы изыскательской
- § Xx111.2. Проложение трассы на местности
- Масштаб 1.1000 Сечение горизонталей через I м V
- Глава XXIV Сравнение вариантов автомобильных дорог1
- § XXIV. 1. Сравнение вариантов дороги по строительным и эксплуатационным затратам
- § XXIV.2. Оценка вариантов автомобильных дорог, по пропускной способности
- Глава XXV
- § XXV. 1. Стереомодель местности
- Глава XXVI Технические изыскания мостовых переходов
- § XXVI. 1. Задачи и состав изыскании
- § XXVI.2. Подготовительные работы
- § XXVI.4. Гидрометрические работы
- § XXVI.5. Гидрологические работы
- § XXVI.6. Инженерно-геологические работы
- § XXVI.?. Особенности изысканий для реконструкции мостовых переходов
- § XXVI.8. Состав проекта мостового перехода
- Глава I содержит анализ режима реки на основе подробного описания характеристик водотока как топографических и метеорологических, так и гидрологических.
- Глава IV содержит результаты инженерно-геологических работ, имеющих первостепенное значение для выбора схемы сооружений перехода.
- Глава XXVII
- § XXVII.!. Особенности реконструкции дорог
- § XXVII.2. Прогнозирование интенсивности движения на реконструируемой дороге
- § XXVI 1.3. Технические изыскания при реконструкции дорог
- § XXVII.5. Реконструкция дороги в плане и продольном профиле
- § XXVII.6. Реконструкция дороги в поперечном профиле
- § XXVI 1.7. Мероприятия по устранению пучин
- § XXVII.8. Реконструкция и усиление дорожиой одежды
- Глава XXVIII Проектирование дорог в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII. 1. Особенности проложения трассы в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII 2 конструкция земляного полотна дорог в районах вечной мерзлоты
- Проектирование дорог в заболоченных районах
- § XXIX.1. Образование, характеристика и виды болот
- § XXIX.2. Проложение трассы в болотистых районах
- § XXIX.3. Обследование болот при трассировании дороги
- § XXIX.4. Конструкция земляного полотна " на болотах
- Глава XXX
- § XXX. 1. Эрозия почв и образование оврагов
- § XXX.2. Трассирование дорог в зоне оврагов
- § XXX.3. Устройство плотин на пересечениях оврагов
- Глава XXXI Проектирование дорог в карстовых районах
- § XXXI.1. Карстовые процессы
- § XXXI.2. Проектирование дорог в карстовых районах
- Глава XXXII Проектирование дорог в горной местности
- § XXXII.1. Особенности горных районов
- § XXXII.2. Устойчивость горных склонов
- § XXXI 1.4. Развитие линии по склонам и перевальные дороги
- § XXXII.5. Проектирование серпантин
- § XXXI 1.6. Тоннели
- § XXXII.7. Продольный профиль горных дорог
- § XXXII.8. Поперечные профили горных дорог
- § XXXII.9. Проложение дороги по участкам осыпей и камнепадов
- § XXXII.10. Пересечение селевых выносов
- § XXXII.12. Защита дорог от лавин
- 1Ранииа распространения воздушной волны; сплошная линия — первый вариант трассы. Иупк1нрная линия — второй вариант трассы; 11л — прыгающая лавина. Лл — лотковая лалцт
- § XXXII.13. Особенности проектирования автомобильных дорог в сейсмических районах
- Глава XXXIII Проектирование автомобильных дорог в засушливых районах
- § XXXIII.1. Особенности засушливых районов.
- Глава XXXIV Особенности проектирования автомобильных магистралей
- § XXXIV. 1. Технические условия на проектирование автомобильных магистралей
- Глава XXXV Оборудование и благоустройство дорог
- § XXXV.1. Комплекс мероприятий по обслуживанию движения
- § XXXV.2. Средства информации водителей об условиях движения. Ограждения и направляющие устройства
- § XXXVI.1. Планировка уличной сети и элементы городских улиц
- § XXXVI 2. Поперечные профили улиц
- § XXXVI.4. Горизонтальная и вертикальная планировки
- § XXXVI.5. Проектирование перекрестков и городских площадей
- § XXXVI 7. Подходы к городским мостам
- § XXXVI.8. Планировка городских набережных
- 6Оглавление