§ XXVI.6. Инженерно-геологические работы
Геологические работы проводят с целью: определения типа и необходимой глубины заложения мостовых опор; характеристики устойчивости оснований насыпей подходов и регуляционных сооружений, что особенно важно для сооружений, построенных в пониженных местах пойм; для установления возможности размыва русла при стеснении потока; определения пригодности пойменных грунтов в качестве строительного материала для возведения подходов к мосту; выявления ближайших и наиболее рентабельных карьеров естественных строительных материалов (песка, гравия, камня).
Чтобы выяснить геологическое строение подмостового русла, закладывают по каждому варианту не менее чем три скважины. Дополнительные скважины закладывают в пониженных местах пойм, пересекаемых насыпями подходов. Скважины должны быть заложены на всю толщу аллювиальных отложений и заглублены в коренные породы настолько, чтобы было возможно выяснить их однородность. При очень мощных аллювиальных отложениях глубину скважин не доводят до коренных пород, если свойства аллювиальных отложений допускают устройство в их толще основания опор.
По результатам бурения составляют инженерно-геологические профили с указанием в приложении относительной сопротивляемости грунтов и пород проходке. К профилям должны быть приложены также инженерно-геологические заключения о возможности использования отдельных слоев в качестве естественных оснований сооружений или необходимости устройства искусственных оснований иного типа. Быстрая оценка геологических условий по различным вариантам мест перехода может быть дана при помощи электроразведки, позволяющей в короткие сроки почти без трудоемкого бурения получить общую геологическую и гидрогеологическую характеристику района перехода и составить схематические геологические профили
.
При инженерно-геологических обследованиях вариантов, которые уже в процессе изысканий могут быть оценены как основные, подлежащие сравнению для выбора из них наилучшего, объем геологических работ значительно увеличивается. По этим вариантам составляют подробные описания микрорельефа и естественных обнажений и описание форм движения речных наносов и бытовых русловых деформаций, о чем судят по русловым наслоениям наносов, новообразовавшимся протокам, разрушениям берегов, появившимся староречьям, возраст которых следует установить путем сличения картографических материалов различных лет. К описанию микрорельефа прилагают характеристику общих грунтовых условий на переходе, составляемую на основе анализа грунтов из обнажений, расчисток обнажений и специальных шурфов. Затем закладывают буровые скважины в русле и шурфы на поймах для детальной геологической разведки и проводят зондирование заболоченных участков пойм. На основании этих работ составляют подробные геологические профили и планы, служащие непосредственной документацией для проектирования сооружений мостового перехода.
Для возможности суждения о пригодности того или иного слоя грунта или горной породы в качестве основания сооружения должны быть установлены их наименования, механический состав, структура, трещиповатость (для скальных пород), мощность слоев, их простирание и падение, водоносность и т. д. Необходимо путем специальных обследований охарактеризовать возможные геологические процессы в месте перехода (карстовые явления, оиолзии, усиленная суффозия почв и т . д.), если признаки этих процессов обнаружены тем или иным путем.
Грунты
Глубина скважины, м
3 15
20
30
Скальные Галечные Песчаные Глинистые Слабые илистые
-
щих нижних слоев
Глубины отсчитывают от линии размыва в подмостовом русле
.
Рис. XXVI.14. Образец геологического разреза речной долины- ? — и<1илак поймы. 2 — современный аллювий, 3 ~ древний аллювий; 4 — корсчшые породы
При буровых работах перед постройкой мостового перехода, когда точно известно положение каждой опоры в плане, скважины располагают обязательно вне периметра подошвы опоры, хотя и близко к нему, во избежание появления артезианских вод в котловане при постройке опоры.
При небольшом объеме буровые работы выполняют ручным ударно-вращательным бурением в обсадных трубах. При больших объемах буровых работ и значительной глубине скважин рекомендуется переходить на механическое вращательное бурение (коронками) с приводом от двигателя внутреннего сгорания. При бурении в меженном русле реки автомобиль с установкой должен располагаться иа понтоне.
Скважины в местных понижениях пойм, пересекаемых насыпями подходов и регуляционными сооружениями, назначают глубиной не менее 4—6 м. В этих местах должны быть установлены наличие или отсутствие торфа и глубина заложения минеральных несущих грунтов.
Все скважины и шурфы доллшы быть привязаны в плановом и высотном отношениях к трассе дороги и указаны на ситуационном и детальном планах мостового перехода.
Анализы грунтов и испытания пород, образцы которых взяты в шурфах и буровых скважинах, делают по возможности в полевой лаборатории. Образцы для слолшых исследований доставляют в стационарные лаборатории в тщательно упакованном виде с этикеткой, содержащей необходимые сведения о месте и условиях получения образца.
Одновременно с работами по геологической характеристике места перехода ведут попеки строительных материалов с определением их качества, запасов, мощности напластований и глубины вскрыши.
Все материалы инженерно-геологических работ, проведенных при подробных изысканиях, сводятся в следующие документы:инженерно-гсологпческин профиль по оси мостового перехода с таблицей основных характеристик горных пород и грунтов (рис. XXVI.14);
поперечные профили (продольные по реке) с указанием падения пластов и их выклинивания;
инженерно-геологическая схематическая карта всего района перехода,
заключение об условиях возведения сооружений мостового перехода с точки зрения обеспечения устойчивости их оснований;
записка о строительных материалах, разведанных вблизи мостового перехода.
- Глава XVIII Общие сведения о переходах через водотоки
- § XVIII.1. Основные понятия. Виды переходов через водотоки
- § XVII 1.3. Речные долины и русла рек. Типы питания рек
- Глава XIX Гидрологические расчеты при проектировании мостовых переходов
- § XIX. 1. Задачи и принципы гидрологических расчетов
- § XIX.2. Методика прогноза максимальных расходов воды в реках
- § XIX.3. Определение уровней воды и скоростей течения, соответствующих максимальным расходам
- Глава XX Расчет отверстий больших и средних мостов
- § XX.1. Основные положения расчета отверстии мостов
- § XX.2. Учет природных деформации русел при проектировании мостовых переходов
- § XX 5. Расчет размывов на пойменных участках отверстий мостов
- § XX.7. Расчет отверстии больших и средних мостов
- 1. Если глубина заложения подошвы фундамента назначается но глубине залегания прочных пород, используемых в качестве основания 72
- Глава XXI Проектирование подходов к мостам и регуляционных сооружений
- § XXI. 1. Условия работы поименных насыпей
- § XXI.2. Проектирование поименных насыпей
- § XXI.3. Задачи и принципы регулирования рек у мостов
- § XXI,4. Конструкции регуляционных сооружений
- Глава xxiг
- § XXII. 1. Виды проектно-изыскательских работ
- § XXII 3. Требования к техническому проекту
- § XXII.5. Рабочие чертежи
- § XXI 1.7. Использование при проектировании автомобильных дорог электронно-вычислительных машин
- Глава XXIII Изыскания автомобильных дорог
- § XXIII.1. Организация работы изыскательской
- § Xx111.2. Проложение трассы на местности
- Масштаб 1.1000 Сечение горизонталей через I м V
- Глава XXIV Сравнение вариантов автомобильных дорог1
- § XXIV. 1. Сравнение вариантов дороги по строительным и эксплуатационным затратам
- § XXIV.2. Оценка вариантов автомобильных дорог, по пропускной способности
- Глава XXV
- § XXV. 1. Стереомодель местности
- Глава XXVI Технические изыскания мостовых переходов
- § XXVI. 1. Задачи и состав изыскании
- § XXVI.2. Подготовительные работы
- § XXVI.4. Гидрометрические работы
- § XXVI.5. Гидрологические работы
- § XXVI.6. Инженерно-геологические работы
- § XXVI.?. Особенности изысканий для реконструкции мостовых переходов
- § XXVI.8. Состав проекта мостового перехода
- Глава I содержит анализ режима реки на основе подробного описания характеристик водотока как топографических и метеорологических, так и гидрологических.
- Глава IV содержит результаты инженерно-геологических работ, имеющих первостепенное значение для выбора схемы сооружений перехода.
- Глава XXVII
- § XXVII.!. Особенности реконструкции дорог
- § XXVII.2. Прогнозирование интенсивности движения на реконструируемой дороге
- § XXVI 1.3. Технические изыскания при реконструкции дорог
- § XXVII.5. Реконструкция дороги в плане и продольном профиле
- § XXVII.6. Реконструкция дороги в поперечном профиле
- § XXVI 1.7. Мероприятия по устранению пучин
- § XXVII.8. Реконструкция и усиление дорожиой одежды
- Глава XXVIII Проектирование дорог в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII. 1. Особенности проложения трассы в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII 2 конструкция земляного полотна дорог в районах вечной мерзлоты
- Проектирование дорог в заболоченных районах
- § XXIX.1. Образование, характеристика и виды болот
- § XXIX.2. Проложение трассы в болотистых районах
- § XXIX.3. Обследование болот при трассировании дороги
- § XXIX.4. Конструкция земляного полотна " на болотах
- Глава XXX
- § XXX. 1. Эрозия почв и образование оврагов
- § XXX.2. Трассирование дорог в зоне оврагов
- § XXX.3. Устройство плотин на пересечениях оврагов
- Глава XXXI Проектирование дорог в карстовых районах
- § XXXI.1. Карстовые процессы
- § XXXI.2. Проектирование дорог в карстовых районах
- Глава XXXII Проектирование дорог в горной местности
- § XXXII.1. Особенности горных районов
- § XXXII.2. Устойчивость горных склонов
- § XXXI 1.4. Развитие линии по склонам и перевальные дороги
- § XXXII.5. Проектирование серпантин
- § XXXI 1.6. Тоннели
- § XXXII.7. Продольный профиль горных дорог
- § XXXII.8. Поперечные профили горных дорог
- § XXXII.9. Проложение дороги по участкам осыпей и камнепадов
- § XXXII.10. Пересечение селевых выносов
- § XXXII.12. Защита дорог от лавин
- 1Ранииа распространения воздушной волны; сплошная линия — первый вариант трассы. Иупк1нрная линия — второй вариант трассы; 11л — прыгающая лавина. Лл — лотковая лалцт
- § XXXII.13. Особенности проектирования автомобильных дорог в сейсмических районах
- Глава XXXIII Проектирование автомобильных дорог в засушливых районах
- § XXXIII.1. Особенности засушливых районов.
- Глава XXXIV Особенности проектирования автомобильных магистралей
- § XXXIV. 1. Технические условия на проектирование автомобильных магистралей
- Глава XXXV Оборудование и благоустройство дорог
- § XXXV.1. Комплекс мероприятий по обслуживанию движения
- § XXXV.2. Средства информации водителей об условиях движения. Ограждения и направляющие устройства
- § XXXVI.1. Планировка уличной сети и элементы городских улиц
- § XXXVI 2. Поперечные профили улиц
- § XXXVI.4. Горизонтальная и вертикальная планировки
- § XXXVI.5. Проектирование перекрестков и городских площадей
- § XXXVI 7. Подходы к городским мостам
- § XXXVI.8. Планировка городских набережных
- 6Оглавление