logo
Бабков

§ XXVI.6. Инженерно-геологические работы

Геологические работы проводят с целью: определения типа и необ­ходимой глубины заложения мостовых опор; характеристики устой­чивости оснований насыпей подходов и регуляционных сооружений, что особенно важно для сооружений, построенных в пониженных мес­тах пойм; для установления возможности размыва русла при стесне­нии потока; определения пригодности пойменных грунтов в качестве строительного материала для возведения подходов к мосту; выявле­ния ближайших и наиболее рентабельных карьеров естественных стро­ительных материалов (песка, гравия, камня).

Чтобы выяснить геологическое строение подмостового русла, за­кладывают по каждому варианту не менее чем три скважины. Допол­нительные скважины закладывают в пониженных местах пойм, пе­ресекаемых насыпями подходов. Скважины должны быть заложены на всю толщу аллювиальных отложений и заглублены в коренные поро­ды настолько, чтобы было возможно выяснить их однородность. При очень мощных аллювиальных отложениях глубину скважин не дово­дят до коренных пород, если свойства аллювиальных отложений до­пускают устройство в их толще основания опор.

По результатам бурения составляют инженерно-геологические про­фили с указанием в приложении относительной сопротивляемости грун­тов и пород проходке. К профилям должны быть приложены также инженерно-геологические заключения о возможности использования отдельных слоев в качестве естественных оснований сооружений или необходимости устройства искусственных оснований иного типа. Быстрая оценка геологических условий по различным вариантам мест перехода может быть дана при помощи электроразведки, позво­ляющей в короткие сроки почти без трудоемкого бурения полу­чить общую геологическую и гидрогеологическую характеристику района перехода и составить схематические геологические профили

.

При инженерно-геологических обследованиях вариантов, которые уже в процессе изысканий могут быть оценены как основные, подле­жащие сравнению для выбора из них наилучшего, объем геологичес­ких работ значительно увеличивается. По этим вариантам составляют подробные описания микрорельефа и естественных обнажений и опи­сание форм движения речных наносов и бытовых русловых деформа­ций, о чем судят по русловым наслоениям наносов, новообразовавшим­ся протокам, разрушениям берегов, появившимся староречьям, воз­раст которых следует установить путем сличения картографических материалов различных лет. К описанию микрорельефа прилагают ха­рактеристику общих грунтовых условий на переходе, составляемую на основе анализа грунтов из обнажений, расчисток обнажений и спе­циальных шурфов. Затем закладывают буровые скважины в русле и шурфы на поймах для детальной геологической разведки и проводят зондирование заболоченных участков пойм. На основании этих работ составляют подробные геологические профили и планы, служащие непосредственной документацией для проектирования сооружений мостового перехода.

Для возможности суждения о пригодности того или иного слоя грунта или горной породы в качестве основания сооружения должны быть установлены их наименования, механический состав, структура, трещиповатость (для скальных пород), мощность слоев, их простирание и падение, водоносность и т. д. Необходимо путем специальных об­следований охарактеризовать возможные геологические процессы в месте перехода (карстовые явления, оиолзии, усиленная суффозия почв и т . д.), если признаки этих процессов обнаружены тем или иным пу­тем.

Грунты

Буровые скважины, предназначенные для составления геологи­ческого разреза подмостового русла, располагаются обязательно по всей длине мостового отверстия против мест предполагаемого возве­дения опор моста, если таковые уже намечены хотя бы ориентировочно во время изысканий. Скважины закладывают выше и ниже створа перехода но течению реки в шахматном порядке, чтобы установить про­дольное падение и выклинивание отдельных слоев грунта или горных пород. В обычных условиях около каждой опоры бурят по одной сква­жине; в сложных геологических условиях (большое падение пластов, выклинивание их и т. д.) число скважин на каждую опору может воз­растать до трех-четырех. Скважины закладывают ниже возможного положения подошвы фундамента опоры или острия свай. Их глубину назначают в зависимости от грунтов не меньше, чем указано ниже:

Глубина скважины, м

3 15

20

30

Скальные Галечные Песчаные Глинистые

Слабые илистые

15 ниже кровли несу

-

щих нижних слоев

Глубины отсчитывают от линии размыва в подмостовом русле

.

Рис. XXVI.14. Образец геологического разреза речной долины- ? — и<1илак поймы. 2 — современный аллювий, 3 ~ древний аллювий; 4 — корсчшые породы

При буровых работах перед постройкой мостового перехода, ког­да точно известно положение каждой опоры в плане, скважины рас­полагают обязательно вне периметра подошвы опоры, хотя и близко к нему, во избежание появления артезианских вод в котловане при постройке опоры.

При небольшом объеме буровые работы выполняют ручным удар­но-вращательным бурением в обсадных трубах. При больших объемах буровых работ и значительной глубине скважин рекомендуется пере­ходить на механическое вращательное бурение (коронками) с приводом от двигателя внутреннего сгорания. При бурении в меженном русле реки автомобиль с установкой должен располагаться иа понтоне.

Скважины в местных понижениях пойм, пересекаемых насыпями подходов и регуляционными сооружениями, назначают глубиной не менее 4—6 м. В этих местах должны быть установлены наличие или отсутствие торфа и глубина заложения минеральных несущих грун­тов.

Все скважины и шурфы доллшы быть привязаны в плановом и высотном отношениях к трассе дороги и указаны на ситуационном и детальном планах мостового перехода.

Анализы грунтов и испытания пород, образцы которых взяты в шурфах и буровых скважинах, делают по возможности в полевой ла­боратории. Образцы для слолшых исследований доставляют в стацио­нарные лаборатории в тщательно упакованном виде с этикеткой, содержащей необходимые сведения о месте и условиях получения об­разца.

Одновременно с работами по геологической характеристике места перехода ведут попеки строительных материалов с определением их качества, запасов, мощности напластований и глубины вскрыши.

Все материалы инженерно-геологических работ, проведенных при подробных изысканиях, сводятся в следующие документы:инженерно-гсологпческин профиль по оси мостового перехода с таблицей основных характеристик горных пород и грунтов (рис. XXVI.14);

поперечные профили (продольные по реке) с указанием падения пластов и их выклинивания;

инженерно-геологическая схематическая карта всего района пере­хода,

заключение об условиях возведения сооружений мостового пере­хода с точки зрения обеспечения устойчивости их оснований;

записка о строительных материалах, разведанных вблизи мосто­вого перехода.